Добавить на Яндекс

Радоница или радуница как правильно


Как правильно провести Радоницу, как помянуть усопших и что делать нельзя

Кирилл Каллиников/ РИА Новости

1. Как правильно помянуть усопших на Радоницу

Начнем с того, что, начиная с Великого четверга Страстной недели (21 апреля) и до конца Светлой недели (25 - 30 апреля) умерших в Церкви не поминают: специальных богослужений по усопшим, так называемых панихид, не служат, на кладбище не ходят, так как все в эти дни сосредоточено сначала вокруг страданий Спасителя, а затем вокруг ликования о Его Воскресении. И если кому-то привелось умереть на Пасху (24 апреля), то человека даже хоронят по особому пасхальному чину. Пасха, Светлое Воскресение Христово - праздник победы над смертью, праздник радостной вести, что Своим Воскресением из мертвых Христос не просто победил смерть, но и даровал жизнь "сущим во гробех" - усопшим. Церковь тактично дает возможность нам всем исполниться пасхальной радостью, утвердиться в ней, и только потом выделяет специальный день для того, чтобы мы смогли помянуть своих усопших, причем сам день поминок имеет такое жизнеутверждающее название - Радоница.

И вот на Радоницу как раз стараются непременно приехать на кладбище. Но так как для души усопшего важнее наша молитва, чем любой ритуал вокруг могил, день принято начинать с посещения Божественной литургии. Придя к началу службы в храм, верующие подают записку с именем умершего для его молитвенного поминовения в алтаре во время литургии. Считается, что нет действенней молитвы, чем та, которая вполголоса произносится священником во время Таинства Евхаристии. Поэтому часто за усопшего заказывают так называемые сорокоусты - молитвенные поминания во время Таинства Евхаристии, творимые в течение сорока дней.

После Божественной литургии в храмах на Радоницу служат вселенскую или родительскую панихиду. Во время панихиды мы, уповая на милосердие Божие, испрашиваем усопшему прощение его согрешений и блаженную вечную жизнь. Панихиды - это специальные заупокойные богослужения, совершаемые как до погребения умершего, так и после - в 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, в дни его рождения и годовщины смерти. Важно не просто отстоять панихиду, но и молитвенно участвовать в ней.

На Радоницу наши предки приезжали на кладбище только после церкви и молитвы в ней.

2. Нужны ли умершим наши молитвы? Зачем молиться за усопших?

"Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от них, так что они оказываются виновными пред Правосудием Божиим, - объяснял один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви, духовный отец трех русских патриархов архимандрит Кирилл (Павлов). - Но мы знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых. Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире".

Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи. Где именно пребывает? Нам знать не дано. "В доме Отца Моего обителей много", - говорит Своим ученикам Иисус Христос. Но раз душа бессмертна, раз она "пребывает", пусть даже и неизвестно где, значит, она не только находится в зоне доступа наших молитв, но и нуждается в них.

Двухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует: загробная участь человека до Страшного суда не предрешена окончательно, и молитва живых, молитва, исполненная горячей и искренней любовью, способна эту участь изменить.

3. Что делать на Радоницу нельзя?

Не стоит формально относиться к церковному поминовению - заказал записку в храме, и пусть они там молятся. Профессор Московской духовной академии А.И. Осипов так объясняет, почему важна личная молитва за усопшего и недостаточно просто заказать поминовение. "Наша беда в том, что мы часто ограничиваемся лишь внешней стороной поминовения: панихиды, сорокоусты, записки, свечи и т. д. Хотим без труда над собой вынуть рыбку из пруда… Если у меня много денег - так хоть во все монастыри пошлю, в храмы, всем батюшкам и матушкам! И это называется - я помолился. Там кто-то вместо меня помолится, а я при этом палец о палец не ударю, чтобы ради любимого (!) родного хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и прочего, понудить себя к исповеди и Причащению, к чтению Слова Божия, Святых Отцов, к помощи нуждающимся, больным. Мы ведем себя как типичные язычники, в результате чего все дары наши в монастыри и храмы оказываются бесплодными".

4. Как еще, кроме молитв, можно помянуть усопших родных?

Кроме сорокоуста, панихиды, домашних молитв об усопших, еще одним средством их поминовения является милостыня. Под милостыней надо понимать не только подаяние нищим в память об умершем, но и шире - всякое благодеяние, доброе дело. Святитель Иоанн Златоуст учил: "Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения... достойный его и его прославляющий: это милостыня".

Святые свидетельствуют: добрые дела, творимые в память о наших родных, тоже облегчают их посмертную участь. Если, к примеру, близкий погиб от алкоголизма, помоги больному, мучимому этой пагубной страстью, сделай все, чтобы он не повторил путь твоего родного. Не смог спасти близкого, спаси дальнего, и твой поступок, совершенный в память об умершем, облегчит и его посмертные мучения.

5. Так чему же православные радуются на Радоницу?

Пасха, Светлое Воскресение Христово - такой важный праздник, что длится не один день, а сорок (с 24 апреля по 1 июня), до самого праздника Вознесения Господня (2 июня). В день Радоницы чествование Пасхи еще не закончено, и отдельный день, выделяемый Церковью для поминовения усопших, призывает нас всех не погружаться в скорбные переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, возрадоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим мы у гроба усопших". Поэтому Радоницу часто называют Пасхой мертвых.

То есть, смысл Радоницы в том, что мы не просто вспоминаем умерших, молимся за них, но и делимся с ними радостью Воскресения Христова. Неслучайно, во время полной панихиды, которая совершается в этот день после богослужения, поются и пасхальные песнопения.

Что нужно обязательно сделать на Радоницу, а что делать нельзя

Максим Богодвид/РИА Новости

1. Что значит поминать усопших?

Сначала обратим внимание на то, что в Церкви говорят об усопших, а не об умерших - это потому, что у Бога нет мертвых, у Бога все живы. Потом зафиксируем еще один важный момент: поминание усопших в Церкви отличается от дней памяти, от воспоминаний о человеке. Поминание в Церкви - это, прежде всего, молитва.

2. Какой смысл молиться за мертвых, ведь они нас уже не слышат?

Молитва - это обращение к Богу, Богородице, Ангелам, святым. Молитва - наша беседа с ними, и в первую очередь с Богом - как с Творцом всего, и человека в том числе. Когда мы молимся, наше духовное начало, а именно наша душа и дух, входят в непостижимое, но тем не менее непосредственное соприкосновение с Богом и всем потусторонним таинственным миром.

Молитва за другого человека основана на том, что и другой - тоже существо духовное, тоже создан по образу и подобию Божьему, тоже сын Отца Небесного, вне зависимости от того, насколько на данный момент он эту связь со Своим Отцом осознает и ценит. Именно поэтому возможна молитва не только за нас самих, но и за тех, кто нам дорог, в том числе за души заблудшие. То есть молитва - это отношения в сфере духовной, но - и это крайне важно! - отношения, простраиваемые через наше ходатайство, наши прошения к Богу.

Все сказанное касается не только душ тех, кто еще здесь и в принципе имеет все, что позволяет человеку молиться, - мозг, волю, сердце, органы чувств. Еще в большей степени в нашей молитве нуждаются души, уже лишенные тела. Вот что об этом пишет великий русский святой Феофан Затворник: "Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим; так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые, и умершие, не разгораживаясь пополам умиранием".

Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи. Где именно пребывает? Нам знать не дано. "В доме Отца Моего обителей много", - говорит Своим ученикам Иисус Христос. Но раз душа бессмертна, раз она "пребывает", пусть даже и неизвестно где, значит, она не только находится в зоне доступа наших молитв, но и нуждается в них.

Пришествие в наш мир Иисуса Христа, Его искупительная жертва за наши грехи, Его Крестная Смерть, а потом Его Воскресение из мертвых сделало нашу молитву за тех, кто уже вне рамок нашего земного мира, не просто словами прошения и надежды, а реальностью, связующей наш земной мир с миром горним.

3. Почему важно молиться об умерших близких?

Вот как на этот вопрос отвечал один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви архимандрит Кирилл (Павлов).

"Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от них, так что они оказываются виновными пред Правосудием Божиим. И мы в то же время знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых. Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире".

Двухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует: загробная участь человека до Страшного суда не предрешена окончательно, и молитва живых, молитва, исполненная горячей и искренней любовью, способна эту участь изменить.

С другой стороны, именно потому, что духовная связь между живыми и умершими возможна, мы тоже получаем молитвенную помощь оттуда, от святых. Наши усопшие тоже духовно способны подавать нам сигналы, спасать нас.

4. Почему важна именно личная молитва, а не просто поданная записка в храм?

"Но наша беда, - говорит проф. Московской Духовной академии А.И. Осипов, - состоит в том, что мы часто ограничиваемся лишь внешней стороной поминовения: панихиды, сорокоусты, записки, свечи и так далее. Хотим без труда над собой вынуть рыбку из пруда… Если у меня много денег - так хоть во все монастыри пошлю, в храмы, всем батюшкам и матушкам! И это называется - я помолился. Там кто-то вместо меня помолится, а я при этом палец о палец не ударю, чтобы ради любимого (!) родного хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и прочего, понудить себя к исповеди и Причащению, к чтению Слова Божия, Святых Отцов, к помощи нуждающимся, больным. Мы ведем себя как типичные язычники, в результате чего все дары наши в монастыри и храмы оказываются бесплодными". Что ж, может быть, - нет худа без добра! - самоизоляция 2020 года поспособствует нашей сосредоточенной молитве об усопших близких.

5. Как именно молится дома за усопших?

В этом году официальный сайт Московского Патриархата опубликовал "Последование панихиды пасхальным чином в день Радоницы для домашнего совершения", но если с непривычки это будет сложно, священники советуют трижды пропеть пасхальный тропарь (главную молитву Пасхи) "Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав", а затем произнести молитву "Упокой, Господи, души усопших рабов твоих (перечислить имена)". А вообще традиция поминовения усопших дома существует с глубокой древности. В память об ушедших близких принято регулярно читать Псалтирь. Поминовение живых и усопших составляет часть утреннего молитвенного правила. И хотя, конечно, нет действенней молитвы, чем та, которая вполголоса произносится священником во время Таинства Евхаристии, в этот раз жителям городов с самоизоляцией стоит поставить свой долг любви перед живыми выше долга любви перед умершими и помолиться дома.

6. Чем еще, кроме молитвы, можно изменить посмертную участь усопших?

Кроме сорокоуста, панихиды, домашних молитв об усопших, еще одним средством их поминовения является милостыня. Под милостыней надо понимать не только подаяние нищим в память об умершем, но и шире - всякое благодеяние, доброе дело. Святитель Иоанн Златоуст учил: "Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения... достойный его и его прославляющий: это милостыня".

Святые свидетельствуют: добрые дела, творимые в память о наших родных, тоже облегчают их посмертную участь. Если, к примеру, близкий погиб от алкоголизма, помоги больному, мучимому этой пагубной страстью, сделай все, чтобы он не повторил путь твоего родного. Не смог спасти близкого, спаси дальнего, и твой поступок, совершенный в память об умершем, облегчит и его посмертные мучения.

7. И, наконец, а чему мы радуемся на Радоницу?

Пасха, Светлое Воскресение Христово - такой важный праздник, что длится не один день, а сорок (с 19 апреля до 28 мая). В день Радоницы чествование Пасхи еще не закончено, и отдельный день, выделяемый Церковью для поминовения усопших, как бы призывает нас всех не погружаться в скорбные переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, возрадоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".

То есть, смысл Радоницы в том, что мы не просто вспоминаем умерших, молимся за них, но и делимся с ними радостью Воскресения Христова. Неслучайно, во время полной панихиды, которая совершается в этот день после богослужения, поются и пасхальные песнопения.

Радуница (День почитания предков) / 3 мая 2022

Радуница , также пишется как Радуница, Радоница или Радоница — древний праздник почитания предков, отмечаемый восточными славянами. Он приходится на второй вторник (или, в некоторых местах, на понедельник) после православной Пасхи. В Беларуси Радуница является государственным праздником и нерабочим днем.

Древние славяне весной посещали могилы умерших членов семьи. После христианизации Киевской Руси эта традиция трансформировалась в православный праздник Радуница. Название фестиваля происходит от слова «радость», что в переводе с русского означает «радость», и может быть переведено как «День радости». По другой версии, слово «Радуница» родственно слову «жезл», означающему «род» или «семья».

Может показаться странным, что день памяти усопших называют радостным. Однако противоречия нет. Христианская вера, лежащая в основе этого праздника, — это воспоминание о воскресении Иисуса и надежде и радости, принесенных им. Основная традиция Радуницы – сообщать умершим родственникам, что Христос воскрес.

В этот день люди посещают могилы своих умерших родственников и убирают их (моют надгробия, подметают сухие листья, избавляются от сорняков). Как только могила становится красивой и чистой, они тут же устраивают пикник, символически разделяя праздничную трапезу с усопшим.

Традиционные блюда, употребляемые по этому случаю, включают кутью (сладкая каша, подаваемая на поминках), кулич (разновидность пасхального хлеба), драники (картофельные оладьи) и крашеные пасхальные яйца. Традиционно количество блюд должно быть нечетным, и все блюда должны быть сухими (то есть без супа или подливы). Пасхальную пищу следует употреблять с радостью, а не с печалью. Во время трапезы люди вспоминают все хорошее о своих умерших родственниках и рассказывают младшим членам семьи разные истории о них.

Если после трапезы осталась еда, брать ее домой запрещено. Еду следует либо оставить на могиле, либо раздать беднякам. Многие люди оставляют на могилах усопших пасхальные яйца, печенье, сладости и свечи. Ставя пасхальное яйцо на могилу, следует произнести традиционное пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» В некоторых регионах принято дарить пасхальные яйца и другие подарки своим свекровям («богоданным» членам семьи), чтобы радость была в каждом доме.

В народной традиции Радуница также знаменовала начало брачного сезона. Так как во время сорокадневного Великого поста, а также в Светлую неделю (неделя после Пасхи) венчаться запрещено, с Радуницей пришло время свадеб. Конечно, сейчас, когда гражданский брак стал более распространенным, праздник уже не так тесно связан со свадьбой.

Интересно, что в Беларуси есть два фестиваля, посвященных памяти погибших. Первая – Радуница, а вторая – Дзяды, отмечаемые 2 ноября. Собственно, многие обычаи, связанные с Радуницей, изначально были связаны с Дзядами и уходят своими корнями в языческие обряды. Однако официальным государственным праздником в Беларуси является только Радуница, а Дзяды многие отмечают неофициально.

Напомнить мне с помощью Календаря Google

Категория
Религиозные праздники, народные праздники
Страна
Belarus
Tags
Radonitsa , Radunitsa , День потери повешения , Отпуск в Беларуях , Религиозный праздник , Public Holiday
, .

Сайт Русской Православной Церкви

Во время Страстной и Светлой седмиц Церковь все внимание сосредотачивает на совершении пасхального таинства — распятия, смерти и воскресения Богочеловека Иисуса Христа, — поэтому не совершает поминальных служб по усопшим (кроме от поминовения их на проскомидии Божественной литургии) от Лазаревой субботы до Фоминой недели (второе воскресенье Пасхи).

| 17 апреля 2007


[Девять дней после Пасхи, во вторник после Фоминой воскресенья многие православные
Христиане празднуют «Радостный день», пасхальное поминовение
умерших]

Во время Страстной недели и Светлой седмицы
Церковь сосредотачивает все свое
внимание на праздновании пасхального таинства — распятия, смерти и
воскресения Бого- Человек Иисус Христос — так она не совершает поминальных
богослужений по усопшим (кроме поминовения их на проскомидии
Божественной литургии) от Лазаревой субботы до Фоминой воскресенья (второе воскресенье
Пасхи).

В понедельник Фоминой недели Церковь возобновляет панихиду
по умершим. Среди православных христиан Беларуси, Чешских земель
, Польши, России, Словакии, Украины и других мест вторник Фоминой недели
отмечается как «День радости» («Радавница», «Радоница» или «Радуница» в
различных славянские языки, названия, происходящие от славянского слова
«радость»).

Радостный день - счастливое поминовение усопших, в которое мы приносим
радость Пасхи на кладбища нашим умершим братьям и сестрам в
Христос. Мы вспоминаем их на Божественной литургии и панихидах дня.
Мы готовим и едим «памятную пшеницу» (известную как «коллива», «коливо», «кутья»,
«куться» или «кутья» на разных языках), освященную в церкви, чтобы напомнить нам о
словах Христа о смерти: «Если пшеничное зерно не упадет в землю и не умрет
, оно останется одно; а если умрет, то принесет много зерна» (Иоанна 12:24). Мы
посещаем могилы с пресвитерами, которые возносят моления об умерших и
благослови их святой водой. Мы оставляем крашеные яйца, символы воскресения Господа Иисуса
Христа, на могилах в знак любви и молитвы за усопших
в радостную пасхальную пору. Мы даем милостыню в память о погибших.

В
славянских землях Восточной Европы
праздники Радости включали семейные и
деревенские пикники на кладбищах, на которых подавались
традиционные пасхальные блюда. Такое празднование может показаться неуместным современному человеку, склонному к
имеет дело со смертью с гораздо большей сдержанностью, отрицанием и избеганием, если он вообще посещает кладбище
. Но радость в такой обстановке во время Пасхалиды не чужда
православным христианам, потому что она отражает отношение апостола Павла
к победоносному воскресению Господа Иисуса
Христа, повторенное в пасхальном слове святителя Иоанна Златоуста: «Смерть поглощен
победой! Смерть, где твое жало? Аид, где твоя победа? (1
Коринфянам 15:54-55).

Почему православные христиане молятся об усопших в
Радостный день и во многих других случаях?

Мы молимся за умерших, потому что все
живы для Бога: «Он не Бог мертвых, но живых, ибо все живут для
Него» (Луки 20:38). Смерть — это расставание наших душ и тел, а не конец нашего существования. Наши души живут после смерти, и они сознательны (Луки
16:19-31) и активны (Откровение 6:9-10).

Мы молимся за умерших, потому что мы
«ждите воскресения мертвых и жизни будущего века» во время
второго пришествия Господа Иисуса Христа, когда «Он снова придет со славой судить
живых и мертвых», как мы исповедуем в Кредо. Предвидя
воссоединение душ и тел на Страшном Суде и
окончательную расплату их судеб, мы молимся об умерших, как это делал Иуда Маккавей в ветхозаветные времена:
«Иуда и люди его пошли, чтобы взять тела павших и привести их
назад, чтобы лечь со своими родственниками в гробницы своих отцов. Затем под
хитоном каждого из умерших нашли священные знаки идолов
Ямнии, которые закон запрещает носить евреям. И всем стало ясно, что
вот почему эти люди пали. Так благословили все пути Господа,
праведного Судии, открывающего сокровенное; и они обратились к
молитве, умоляя, чтобы совершенный грех был полностью изглажен
вышел. И благородный Иуда увещевал народ оградить себя от греха,
ибо видели своими глазами, что произошло из-за греха
падших. Он также собрал от человека к человеку сбор в размере
двух тысяч драхм серебра и отправил его в Иерусалим, чтобы обеспечить приношение за грех
. При этом он поступил очень хорошо и достойно, принимая во внимание воскресение
года. Ибо если бы он не ожидал, что восстанут падшие
, было бы излишне и глупо молиться за умерших. Но если
он ожидал прекрасной награды, которая уготована тем, кто уснет
в благочестии, то это была святая и благочестивая мысль. Поэтому он искупил
умерших, чтобы они могли быть избавлены от своего греха». (2 Маккавейская
12:39-45)

Мы молимся за умерших, потому что наш Господь Иисус Христос есть «Господь
и мертвых, и живых», потому что Он «умер, и воскрес, и снова ожил»
(Римлянам 14:9). Он сказал: «Я Тот, кто жив, и был мертв, и се, жив
во веки веков… И имею ключи ада и смерти» (Откровение 1:18). И
«это есть уверенность, которую мы имеем в Нем, — что, если мы чего-нибудь просим по воле
Его, Он слышит нас. А если знаем, что Он слушает нас, чего бы мы ни просили,
знаем, что имеем просимое у Него» (1 Иоанна
5:14-15).

Мы молимся за умерших, потому что нам велено «молиться за одного
другого» (Иакова 5:16) и «живем ли мы или умираем, но Господу принадлежим»
(Римлянам 14:8). Смерть не прекращает нашего членства в Церкви, ибо она есть
«град живого Бога, небесный Иерусалим», составленный из «бесчисленного
сонма ангелов» (бестелесных небесных сил) и «духов праведных
». люди стали совершенными» (мертвые во Христе), а также и мы, живущие на земле (Евреям
12:22-24). Наше чувство братства в Церкви превосходит смерть, ибо мы
один в воскресшем Христе.

Мы молимся за умерших, потому что мы можем молить Бога
о прощении нашим братьям и сестрам их грехов: «Если кто увидит брата своего
согрешающего грехом не к смерти, то попросит, и даст ему
жизнь согрешающим грехом не к смерти» (1 Иоанна 5:16).

Мы
молимся за умерших, потому что любим их, и ни грех, ни смерть не могут
победить ту любовь, которую мы имеем к ним во Христе: «Ни жизнь, ни смерть… не могут
отделить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам
8:30). «Любовь никогда не перестает» (1 Коринфянам 13:8). «Любовь покроет множество
греха» (1 Петра 4:18).

«Христос воскресе из мертвых, смертью
смерть поправ, и сущим во гробах жизнь даровав!»

С молитвами
и доброй волей,

Григорий Орлофф

Поскольку вы здесь…

…у нас есть небольшая просьба. Сайт «Православие и мир» посещает все больше людей. Однако ресурсов для редакционных работ недостаточно. В отличие от некоторых СМИ, мы не делаем платной подписки. Мы глубоко убеждены, что проповедовать Христа за деньги неправильно.

При этом "Правмир" предоставляет ежедневные статьи автономной службы новостей, еженедельная стенгазета для церквей, лектория, фото, видео, хостинг и сервера. Редакторы и переводчики работают вместе для достижения одной цели: сделать возможными наши четыре веб-сайта - Правмир.ру, Неинвалид.ру, Матроны.ру и Правмир.ком. Поэтому наша просьба о помощи понятна.

Например, 5 евро в месяц это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета это не так уж и много, но для «Правмира» значительная сумма.


Learn more