Добавить на Яндекс

Когда пасха у евреев


Песах: В 2022 году - 16 апреля, фото, история, описание, приметы

Песах - это один из самых значимых праздников иудейского календаря. Этот восьмидневный праздник весны и свободы отмечается ежегодно в память об исходе евреев из Египта. Праздник всегда начинается в канун 15-го дня Нисана по еврейскому лунному календарю с заходом солнца.

Празднование Еврейской Пасхи связано с определенными традициями и направлено на почтение памяти тех евреев, которые отважились на решительный поступок и были освобождены от египетского рабства, после чего были вынуждены 40 лет скитаться по пустыне в поисках Земли обетованной. Исход и освобождение от рабства - основные ключевые слова этого праздника. Именно с этого дня берет свое начало понятие еврейского народа.

На протяжении всех дней Песаха Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное. Это - дань памяти евреям, которые не успели запастись едой, когда покидали Египет. Также в эти дни избегают продуктов из пшеницы, ржи и овса, бобовых, а также перловку, кукурузу, горох, просо и горчицу, так как эти продукты могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены. Единственный хлеб, разрешенный в Иудейскую Пасху - маца - пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались в Египте и во время исхода из Египта. Иногда мацу растирают в порошок - получается подобие муки, которую используют для выпечки или изготовления клецек для супов. От всех квасных продуктов избавляются до наступления Песаха, также заранее убираются в доме, особенно на кухне, удаляя из жилища малейшие зерна квасного.

Законы пасхального кашрута требуют, чтобы никакие частицы квасного не попали в пищу во время праздника. Для этого посуда, чтобы быть пригодной для использования, должна быть кошерной - новой или специальной пасхальной, никогда не использованной в течение года, либо обработанной в соответствии с правилами кашрута.

Блюда на Песах. В центре празднования - пасхальный седер (застолье). В эту ночь вся семья с гостями собирается вокруг стола, чтобы читать книгу, повествующую об исходе из Египта и последовавших за этим событиях. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино и три больших куска мацы. На столе обязательно должны присутствовать: зроа - запеченная косточка ягненка, символизирующая пасхальное жертвоприношение, бейца - печеное яйцо, символизирующее скорбь по разрушенному храму в Иерусалиме, марор - горькие травы (обычно используют свежий хрен или листья салата, хотя они и не травы), которые означают оставшуюся горечь после страданий, испытанных в рабстве, харосет - смесь порезанных яблок, орехов, корицы и вина, как бы представляющая глину, использованную евреями для строительства египетских монументов, карпас - петрушка, сельдерей или зеленый салат, символизирующий скудное питание в Египте. Его окунают в соленую воду, как напоминание о пролитых слезах, в специально украшенный кубок для пророка Элияха.

Во время седера иудеи проходят пять обязательных этапов. Первый - съесть мацу, второй - выпить четыре чаши вина, третий - съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), четвертый - чтение Агады, а пятый - чтение хвалебных псалмов. В пасхальную трапезу часто входит куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш и запеченное мясо.

Почему даты иудейского Песаха и католической и православной Пасхи не совпадают

Почему иудеи, православные христиане и католики празднуют Пасху в разные дни и каковы пасхальные традиции разных религиозных течений, разбиралась «Газета.Ru».

Каждый год иудеи отмечают Песах — праздник, знаменующий цепь событий, в ходе которых евреи покинули Египет. В 2018 году он празднуется с вечера 30 марта по 7 апреля. С Песахом поздравил российских евреев президент Владимир Путин, отметив, что праздник «обращает верующих к непреходящим духовно-нравственным ценностям иудаизма, идеалам добра и справедливости».

Согласно Торе и Библии, род Иакова-Израиля, прародителя евреев, из-за голода покинул Ханаан (ныне — территория, поделенная между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией) и переселился в Египет. Там израильтяне жили 430 лет, и за это время их численность значительно возросла, превысив численность египтян. Новый фараон, опасаясь конфликтов с евреями, приказал изнурять их тяжелой работой в надежде сдержать рост их числа. Однако это не помогло. Тогда фараон велел убивать новорожденных израильских мальчиков.

В это время родился будущий еврейский пророк Моисей, и его мать, спасая младенца, положила его в просмоленную корзину и пустила по водам Нила. Младенца нашла дочь фараона и взяла в свой дом.

Повзрослевший Моисей однажды встретил надсмотрщика, избивавшего израильтянина. В гневе Моисей убил надсмотрщика и, опасаясь наказания, сбежал из Египта. Он поселился в землях мадианитян, полукочевого народа, обитавшего на Синайском полуострове и на северо-западе Аравии от Моава (запада Иордании) на севере до Красного моря на юге. Там он женился на дочери местного вождя и жреца и занялся выпасом скота.

Однажды, когда Моисей пас стадо, он увидел терновый куст, который горел, но не сгорал. Когда Моисей подошел к кусту, Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю — Ханаан. Когда Моисей вернулся в Египет и потребовал у фараона отпустить израильтян, тот отказался. Тогда Бог наслал на Египет десять казней — сначала вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, затем Египет заполонили жабы, полчища мошек, «песьих мух» (вероятно, оводов). Вымер скот, тела египтян покрылись язвами и нарывами, на Египет обрушился огненный град, полчища саранчи уничтожили всю растительность, затем на Египет опустилась тьма. И, наконец, в одночасье погибли все первенцы — от сына фараона до скота.

Следует отметить, что все эти события теоретически могли иметь место в истории и имеют вполне научное обоснование — «казни» могли быть запущены цветением водорослей Physteria, которые привели к характерному покраснению воды, а испускаемые ими токсины вызвали гибель рыбы и массовое бегство жаб, популяция которых резко возросла, так как рыба перестала пожирать икру. Из-за гниения рыбы появились мухи, которые переносили инфекцию, вызвавшую гибель скота. «Огненный град» был вызван извержением вулкана, к которому в Библии есть и другие отсылки. Тьма была следствием песчаной бури или извержения вулкана. Дети и скот, очевидно, погибли из-за поразившего запасы зерна токсичного грибка, принесенного саранчой. По традиции, первыми питались старшие сыновья — им и досталась порция токсичного зерна. Среди скота к кормушке пробивались старшие, сильные животные, что привело к тому же эффекту.

Также, согласно Торе и Библии, казни не затронули евреев. Это объясняется тем, что евреи селились вдали от крупных египетских городов и, во-первых, имели независимые запасы пищи, а, во-вторых, питались преимущественно мясом и молоком.

Древние предания, впрочем, предлагают иное объяснение. Согласно им, перед последней казнью Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки. Отсюда и название праздника: Песах образовано от «пасах», что с иврита переводится как «проходить мимо».

В христианство слово «Пасха» пришло через арамейское «писха». Из арамейского название попало в греческий язык, затем в латынь, а далее уже распространилось в европейских языках.

Хотя христианская Пасха имеет те же корни, значение праздника сильно отличается. Если Песах празднуется как освобождение евреев от рабства, то Пасха связана с воскресением Иисуса Христа из мертвых. В Новом Завете описана Тайная вечеря, последняя трапеза Христа с двенадцатью ближайшими учениками, во время которой он предсказал предательство одного из них и установил главное таинство христианской веры, Евхаристию — обряд освящения хлеба и вина и последующего их употребления. Они символизируют плоть и кровь Христа.

Вскоре Христос был распят.

В христианском понимании, как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христианин освобождается от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса Христа.

В иудаизме и христианстве различается подсчет даты, когда начинается Песах и Пасха. Песах начинается в четырнадцатый день месяца нисана по еврейскому календарю — примерно в марте-апреле по григорианскому. В основание всего еврейского календаря положено определение первого новолуния, которое, по еврейским вычислениям, имело место в понедельник 7 октября 3761 года до н. э. Еврейский календарь — лунно-солнечный, поэтому каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Также существует шесть разных продолжительностей года, от 353 до 385 дней. Месяцы начинаются только в новолуние, Песах — всегда в полнолуние в начале весны.

Дата Пасхи в православной традиции определяется в соответствии с Седьмым апостольскими правилом ( «Аще кто епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина»), правилом Первого Вселенского Собора 325 года в городе Никее («Признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев…» ) и Первым правилом Антиохийского поместного Собора о времени празднования Пасхи.

В 1054 году православная и католическая церкви окончательно разделились.

Сложившаяся к тому времени традиция расчета даты Пасхи в православии была описана в «Алфавитной синтагме» византийского канониста Матфея Властаря: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания. Первое — мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия. Второе — не праздновать вместе с иудеями в один день. Третье — праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия. И четвертое — после полнолуния не иначе как в первый день седмицы (то есть в воскресенье)».

В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие этого изменился и весь календарь. В ответ на это было принято Определение Константинопольского Собора 1583 года, которое гласит: «Кто следует григорианской Пасхалии безбожных астрономов да будет анафема — отлучить от Церкви и собрания верных».

Таким образом, протестантские и православные церкви решили не руководствоваться календарными «предложениями» папы, другие же католические страны вводили у себя григорианский календарь на протяжении нескольких столетий. В настоящее время в западном христианском мире придерживаются григорианского календаря, и Пасха там празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия.

В результате католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день с ней и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц, что противоречит православной традиции.

Различны у иудеев, католиков и православных христиан и пасхальные традиции. Так, у евреев на время праздника действует запрет на пищу, приготовленную в результате брожения (хамец — «квасное»). Перед Песахом все запасы «квасного» в доме ликвидируются. Утром накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о десятой казни египетской и спасении еврейских первенцев. Главное событие праздника — седер, пасхальный вечер. В древности в Песах приносился в жертву ягненок, мясо которого жарилось и съедалось с лепешками из пресного теста (мацой) и горькими травами. Впоследствии жертвоприношения уже не проводились, а жертву символизировало мясо, которое не употреблялось в пищу, но участвовало в ритуале.

Во время седера иудеи читают Песхальную Агаду, сборник молитв, песен и комментариев к Торе, связанных с исходом евреев из Египта. Также они выпивают четыре чаши вина или виноградного сока. Трапеза завершается «афикоманом», специальным блюдом, которым ранее было мясо принесенного в жертву ягненка, а сейчас кусочек мацы, отломленный в начале седера. Именно седером была Тайная вечеря.

У православных христиан одним из традиционных пасхальных угощений стали крашеные яйца.

Этот обычай ведет свое начало со времен императора Тиберия. По легенде, Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла ему первое пасхальное яйцо со словами «Христос Воскресе». Неверующий император воскликнул: «Это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным». После его слов яйцо покраснело. Есть и другое вариант истории: капли крови распятого Христа упали на землю, окаменели, приняли вид куриных яиц. А горячие слезы Богоматери оставили на них следы в форме узоров. Символически же пасхальные яйца олицетворяют собой воскресение, так как из яйца рождается новое существо.

В католической традиции крашеные яйца тоже распространены. Также во многих европейских странах популярным пасхальным персонажем стал кролик, который приносит пасхальные яйца. Объяснение этому уходит глубоко в язычество — по легенде, языческая богиня весны Эстра превратила птицу в зайца, но он продолжал нести яйца (поэтому в некоторых языках Пасха называется Easter). Другое объяснение этому феномену более приземленное: когда пасхальным утром дети шли собирать яйца из курятника, они часто находили неподалеку кроликов.

Иудейская Пасха - Песах - РИА Новости, 02.03.2020

Праздник начинается накануне 15 дня нисана (приходится на март — апрель) по еврейскому лунному календарю и длится семь дней в Израиле и восемь дней в странах диаспоры. Дата праздника по григорианскому календарю ежегодно объявляется особо.

В 2016 году праздник Песах начинается с заходом солнца 22 апреля. Квасное запрещено есть с четвертого солнечного часа 22 апреля.

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате "Псахим". На протяжении всех дней Песаха Тора запрещает в каком бы то ни было виде употреблять в пищу квасное. Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают тех продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены.

Единственный хлеб, разрешенный в Песах — маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми порабощенные евреи питались в Египте и во время исхода оттуда. Весь процесс выпечки мацы с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы. Маца — напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Иудеи до наступления Песаха убираются в доме, особенно на кухне. Собирают все квасное и сжигают в последнее утро перед Песахом.

Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза седер ("порядок"), которая устраивается в первый вечер праздника (в странах диаспоры — в первые два вечера). Седер начинается после возвращения из синагоги; вся семья с гостями собирается вокруг стола. Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы и специально украшенный кубок для пророка Элияха (Илии). Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень — марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина — харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

Вся еда раскладывается на кеаре — особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар также кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа — прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца — крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас — кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду — книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

Во время седера евреи проходят через пять мицвот (обязательных этапов). Первый — съесть мацу, второй — выпить четыре чаши вина, третий — съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), четвертый — чтение Агады, а пятый — чтение хвалебных псалмов. В пасхальную трапезу часто входит куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.

Четыре бокала красного вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: "И выведу вас из-под ига египтян…"; "И избавлю вас…"; "И спасу вас…"; "И приму вас…" По традиции принято наполнять пятый, особый, бокал и оставлять его для пророка Элияха, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного". Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. По традиции пророк Элиях считается провозвестником Машиаха (мессии), с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году — в Иерусалиме!".

В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение. Пять последующих дней называются "обычными днями праздника" и считаются рабочими. В эти дни в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Седьмой день Песаха завершает торжества праздника и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония "разделения морских вод". Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Что такое Песах? Как иудеи празднуют Пасху? | by FAQ: Africa and Asia

Праздник Песах или еврейская Пасха — одно из самых важных событий в иудейской культуре. Он посвящен самому главному событию библейской истории — Исходу иудеев из Египта, которое считается началом истории еврейского народа.

В 2018 году иудеи начнут отмечать Песах после захода солнца в пятницу, 30 марта. Праздник продлится восемь дней — до вечера субботы, 7 апреля. Самой главной станет ночь с 30 на 31 марта. Первым днем Песаха официально считается 31 марта.

Иудейская Пасха не имеет ничего общего с Пасхой христианской. Евреи отмечали этот день с XIII века до нашей эры, когда Моисей вывел иудейский народ из Египта, задолго до рождения Христа.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

История началась с времен Иакова, который вместе с семьей переселился в Египет. Сначала они жили богато, но шли годы, поколения сменялись, египетские фараоны начали угнетать и притеснять чужестранцев. Постепенно из гостей евреи превратились в рабов египтян.

Пророк Моисей явил ряд чудес, которые сделали возможным исход иудеев из египетского плена. Несмотря на кары Божьи, фараон не соглашался освободить рабов. За это Бог наказал фараона и весь Египет 10-ю казнями египетскими: гибелью скота и урожая, египетская тьма, ужасные болезни.

Но страшнейшим из них являлась 10-я казнь — в одну ночь были убиты все первенцы египетского народа. Чтобы защитить свой народ, Господь велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья, вечером перед казнью, зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь, тогда мор обойдет их дом стороной.

И в ночь на 14 нисана Всевышний прошел мимо домов с пометками. “Песах” в переводе с иврита означает “пройти мимо”. После этого, Моисей смог увести евреев с Египетской земли.

С тех пор Пасха празднуется израильтянами как день избавления — Исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев.

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ

Хотя Песах — праздник очень древний, но его традиции дошли до наших дней почти без изменений.

Песах проходит всегда по строго установленным правилам, которые описаны в пасхальной Агаде — сборнике молитв и других текстов, связанных с исходом.

Главные атрибуты — маца (пресные лепешки, которые готовят по строго определенным правилам), горькая зелень как напоминание о горестях рабства, а также вино — знак благословения.

Мацу едят в память о том, что во время исхода израильтяне пекли пресные лепешки, так как не могли ждать, пока тесто забродит.

Горькая и тертая зелень (марор и хазерет) символизирует горечь египетского рабства. Ее принято обмакивать в соленую воду, которая символизирует слезы, пролитые израильтянами в Египте, и море, пересеченное во время исхода.

Смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина (харосет) напоминает своим цветом глину, из которой порабощенные евреи делали кирпичи.
На кеару кладут еще три символических блюда, которые не едят: прожаренный кусок баранины с косточкой (зроа) — напоминание о пасхальном агнце, не приносимом в жертву со времен разрушения Иерусалимского Храма, крутое яйцо (бейца) — символ рождения новой жизни народа, вышедшего из рабства, и весенний овощ (карпас).
За трапезой выпивают четыре бокала красного вина, соответствующие четырем фразам Книги исхода об избавлении израильтян от египетского ига, а также четырем чашам, упоминаемым в Книге бытия в рассказе виночерпия о своем сне Иосифу.
По традиции принято наполнять еще пятый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется на землю, чтобы возвестить о приходе ожидаемого иудеями Машиаха (мессии) и наступлении “дня Господня, великого и страшного”. Его ожидание особенно напряженно в эту праздничную “ночь бдения”, поэтому в конце седера в ознаменование “бодрствования духа” открывают входную дверь.
Одним из обязательных условий седера является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи.

Трапезу заканчивают словами: “В будущем году — в Иерусалиме!”.

Как празднуют Песах – 2021: история и значение еврейского праздника

Песах – центральный праздник в иудейской культуре – в 2021 году начнут отмечать с заходом солнца в субботу, 27 марта. Празднование продлится 8 дней и закончится с наступлением ночи воскресенья, 4 апреля. Об истории и традициях праздника – в справке РИА Томск.

Песах ежегодно отмечается 14 числа месяца нисана (приходится на март – апрель) по еврейскому лунному календарю. Праздник начинается с заходом солнца, после того, как стемнеет. В Израиле празднование Песаха длится неделю, а за его пределами – восемь дней.

История

Праздник Песах посвящен исходу из Египта, который считается началом истории еврейского народа. Название "Песах" происходит от слова "пасах", что в переводе с иврита означает "прошел мимо", "миновал".

Согласно библейским сказаниям, Моисей именем Бога потребовал от фараона отпустить его народ, обещая, что в противном случае Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены 10 бедствий.

В ночь перед последней жестокой казнью были убиты все младенцы Египта, кроме еврейских. Беда обошла их жилища, потому что их двери были помечены кровью жертвенных ягнят. После этого Моисей взялся вывести еврейский народ за пределы египетских земель.

Как празднуют?

Празднику по традиции предшествует генеральная уборка в доме. При этом жилища убирают не только от грязи, но также избавляются от еды, которую запрещено употреблять в Песах, называемой хамец. Хамец – это все квасные (прошедшие процесс брожения) продукты, от напитков до хлебобулочных изделий. Найденный хамец сжигают.

Перед началом праздника также принято собирать "меот хиттим". Это значит, что евреи собирают средства на муку для мацы (пресные лепешки, которые пекут без использования дрожжей), которую потом раздают беднякам. Эта выпечка символизирует опресноки (пресный хлеб), которые прихватили в спешке евреи, когда тайком уходили из Египта.

В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в семье. Этот обычай существует в память о спасении первенцев Израиля во время "Казни первенцев", десятой из казней египетских.

В первый день Песаха в синагогах проводят торжественное богослужение. А вечером семьи собираются за трапезой дома, где читают историю исхода евреев из Египта. Эта трапеза называется седер ("порядок" на иврите) и является важнейшей частью праздника.

На праздничном столе обязательно присутствует кусок зажаренной бараньей или куриной ножки, символически представляющей приносимого в древности в жертву ягненка.

Также на столе обязательно должна быть маца и горькая зелень – марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина – харосет. Его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве.

За время трапезы каждый должен выпить четыре бокала виноградного вина или сока в честь четырех чаш, упоминаемых в Торе, а на столе должно быть три (иногда две) мацы, положенные одна на другую. Трапезу заканчивают словами приветствия: "В будущем году – в Иерусалиме!"

День, следующий за седером, – это первый день праздника. Для религиозных людей – это день молитвы и отдыха, когда запрещена всякая работа. Для светской части населения Израиля это выходной день, который принято проводить с семьей, друзьями, близкими.

Далее следуют пять дней, так называемых полупраздников, когда часть учреждений работает полдня, а часть не работает вовсе.

В последний день Песаха, связываемый с переходом евреев через Красное море, в синагогах читают молитву поминания погибших.

Справка составлена по материалам открытых источников

2 апреля евреи начнут празднование Песаха (еврейской Пасхи)

Государство Израиль, 31 марта 2007, 14:50 — REGNUM Вечером 2 апреля 2007 года в Московском еврейском общинном центре (МЕОЦ) начнутся торжества, посвященные празднику Песах (еврейская Пасха), сообщили корреспонденту в пресс-службе Федерации еврейских общин России.

В МЕОЦ пройдут одновременно несколько пасхальных седеров (трапез), один из которых будет вести главный раввин России Берл Лазар. В них примут участие несколько тысяч человек.

В пасхальных седерах, организованных Федерацией еврейских общин России, примут участие свыше 70 000 человек в более чем 180 городах страны. К Песаху в московской моцепекарне было изготовлено 175 400 кг мацы, что позволило обеспечить все общины в России пресным хлебом к празднику. Празднование Песаха продлится 8 дней.

Справка: Песах - восьмидневный праздник весны и свободы, начинается накануне 15 дня месяца Нисана (конец марта - начало апреля) по еврейскому лунному календарю. Он посвящается одному из главных событий библейской истории - Исходу из Египта и освобождению от 400-летнего рабства, рождению еврейского народа как нации.

Слово Песах означает "прохождение мимо". Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет.

Точную дату Исхода и имя фараона, которого пророк Моисей заставил отпустить евреев, определить очень трудно, поскольку библейское повествование является единственным источником, рассказывающим об этом событии. Большинство ученых считают, что это произошло около 1200 года до н.э.

Песах - один из трех паломнических праздников (также - Суккот и Швуэс). В современной литературе на иврите Песах принято называть "хаг ха-авив" ("праздник весны"). Песах в Израиле - это пора массовых экскурсий и прогулок по всей стране и особых походов в Иерусалим, как бы воспроизводящих в новой форме древнее паломничество. Возвращение народа на историческую родину после Катастрофы и восстановление еврейской государственности воспринимается в Израиле как повторение решающих событий ранней еврейской истории, и в этом аспекте Песах как праздник освобождения приобретает особо актуальное значение.

Еврейская Пасха — Песах. Кухня века

Еврейская Пасха — Песах

Песах — праздник освобождения евреев от египетского рабства — празднуется весной, в период от 15 до 23 апреля, день меняется ежегодно (подвижный праздник). Песах празднуется в течение недели (семь дней) на территории Израиля и в течение восьми дней, если евреи находятся в момент праздника на чужбине.

Главная трапеза Песаха — седер — приходится на вечер первого праздничного дня.

Устройство праздничного стола

Стол покрывается красивой, богатой скатертью, на него выставляется особая пасхальная посуда, используемая только в праздники. Если таковой нет — лучшая из обычной посуды.

Обязательная ритуальная посуда и предметы пищи

1. Трехъярусная «горка» или большая круглая серебряная тарелка. На нее заранее кладут три листа мацы, накрытые салфеткой.

2. Овальное большое блюдо (посреди стола), символизирующее Исход из Египта. На этом блюде раскладывается ритуальная еда:

Зроа — кусок жареного мяса. Обычно используется куриное горлышко, символизирующее шею жертвенного ягненка.

Бейца — одно некрашеное сваренное вкрутую яйцо. Символизирует начало нового периода еврейской истории — выход из рабства, — который подобен цыпленку, который вылупился из яйца, сбросил скорлупу и освободился.

Марор — кусочек корешка хрена. Символ горечи рабства.

Харосет — смесь тертого яблока, молотых орехов и корицы, темно-коричневая, красновато-рыжеватая масса. Символизирует глину, из которой евреи делали кирпичи для построек фараонов.

Хазерет — тертый хрен, при взгляде на который должны потечь слезы. Символизирует печаль при воспоминаниях о египетском рабстве, незабываемость его горечи.

Карпас — зелень, овощи. Символизирует приход весны, обновление, надежду, новый посев. Обычно употребляют петрушку, сельдерей, салат, а также вареную картофелину.

Блюдце или пиала с соленой водой — символизирует слезы, проливаемые евреями в египетском рабстве.

Красное виноградное вино — символ благословения. Количество вина определяется по числу участников седера. На каждого (включая детей!) — не менее одного стакана (200—250 мл), чтобы можно было четыре раза наполнить рюмку или маленький бокал.

Порядок организации трапезы и ее ведения

Седер начинается с благословения над вином (так называемый киддуш). Затем хозяин (ведущий седера) раздает всем присутствующим зелень или по кусочку картофелины. Их обмакивают в соленую воду и лишь затем едят.

После этого ведущий берет среднюю мацу, разламывает ее ровно на две половины (по дырочкам!). Одна половинка откладывается в сторону. Она носит название «афикоман», и ею заканчивается ужин: ведущий делит ее на число кусочков, соответствующее числу участников седера. Без ритуала разделения афикомана нельзя заканчивать ужин. Это, между прочим, своеобразная игра, которая разрешается детям во время Песаха. Кто-то из них может в течение ужина незаметно спрятать афикоман, воспользовавшись тем, что ведущий либо отвернулся, либо отвлекся на разговор. К концу ужина ведущий его обязательно хватится, и тогда разрешается требовать от него любой выкуп (деньги, подарок) за возвращение афикомана. И взрослому в таком случае приходится выполнять любую просьбу или даже требование ребенка, ибо без афикомана нельзя закончить ужин и распустить всех спать.

Разломив мацу на две части и отложив афикоман, ведущий разливает вино. Затем наделяет каждого кусочком первой половинки листа мацы и тут же дает присутствующим по кусочку корешка хрена. Его обмакивают в харосет (тертое яблоко с орехами) или берут немного харосета ложечкой и съедают это ритуальное кушанье, заедая мацой и запивая вином. Только после этого начинается собственно ужин, как настоящая, а не символическая еда.

Традиционные блюда на Песах

В число традиционных блюд на еврейскую пасху входят все лучшие и наиболее дорогие и почитаемые еврейские национальные блюда.

— Фаршированная щука

— Жареная курица

— Жареная козлятина (если ее возможно организовать)

— Цимес

— Тейглах на сладкое и др.

Ограничений нет, каждая семья старается приготовить и подать то, что вкусно, наиболее любимо из национальных блюд.

90 000 Песах - Что такое Песах? Кто заботится о них? | Доброе утро TVN

Песах — еврейский праздник, связанный с событиями, описанными в писаниях как исход израильтян из Египта. Речь идет о десятой казни, во время которой Бог должен был пощадить детей израильтян, которые пометили входы в свои дома кровью агнца.

В последний день праздника упоминается пересечение Красного моря. Этот праздник отмечался раньше этих событий, но в несколько иной форме.Это относилось к скотоводческим и земледельческим традициям. В первый день празднования приносили в жертву барашка или козленка, а затем готовили торжественный ужин. Как проходит празднование Песаха сегодня? Когда именно это происходит?

Что означает название «песах»?

Название праздника происходит от еврейского слова pesach, которое переводится как «обход» или «проход через». Имеется в виду посланный Богом ангел смерти, обходящий дома Израиля .Это было возможно, потому что их дома были отмечены кровью агнца. В различных источниках также можно встретить несколько иной перевод слова, но каждый из них относится к данной ситуации.

Иногда можно встретить другую форму написания названия этого праздника, в том числе: Пасха, Пейсеч или Пасах. Иногда также используются такие названия, как Фестиваль Мэйси, Фестиваль Опресноков или Праздник Весны.

Когда Песах и сколько он длится?

Песах — это праздник, который отмечается примерно в марте и апреле, когда у католиков празднуется Пасха (поэтому иногда можно встретить термин Песах как еврейскую Пасху). Эта дата обозначена как 14-й день еврейского месяца нисана . Этот праздник подвижен и каждый год приходится на разное время. В 2019 году они отмечались с 19 по 27 апреля. Однако в 2020 году он пройдет с 8 по 16 апреля. Указано, что в Израиле этот праздник длится 7 дней, а в диаспоре 8.

Песах - как проходит празднование?

Песах — праздник, празднованию которого предшествует десятидневный подготовительный период. В это время следует изучить закон о Песахе.Непосредственно перед началом празднования дом необходимо очистить от «кислоты», называемой хамек; речь идет о том, чтобы избавиться от всего хлеба на закваске из дома.

Вечером 14-го нисан, найденный в доме, сжигают, а если он еще есть в доме, то отдают людям, не принадлежащим к еврейской общине.

В этот день принято поститься за первенцев в данной семье . Если дочь является первенцем, на нее не распространяется пост.Если первенец младше 13 лет, то отец постится за него.

В следующие два дня в диаспоре (один в Израиле) празднуется торжественный ужин - седер. До этого есть сервис. Правила Седера аналогичны правилам Шаббата. На столе должны быть такие блюда, как: запеченное мясо на кости (зероа), яйцо в скорлупе (пятно), горькие травы и овощи (марор), блюдо из фруктов и орехов (чаросет) и соленая вода для окунания овощей ( мей мелах).Эти блюда подаются на частично разделенной тарелке для седера.

Кроме того, на столе есть мака, овощи для обмакивания в мей мелас и вареные неокрашенные яйца. Упомянутые выше блюда имеют символическое измерение – они напоминают нам о страданиях, которые испытали израильтяне во время египетского плена. Во время Седера используются праздничные блюда и сервировка стола. Если в семье нет отдельной посуды на этот день, они должны тщательно мыть тарелки и столовые приборы, которыми пользуются ежедневно.

Важным элементом ужина является история исхода израильтян из Египта . Он особенно предназначен для детей, которым необходимо как можно больше узнать историю. Кроме того, старшие объясняют младшим членам семьи, чем этот особенный вечер отличается от других. Во время ритуала также задаются вопросы о том, почему в этот день нельзя есть нут, почему за ужином следует есть только горькие овощи. Следующие два вопроса касаются обмакивания пищи, а также приема ее, опираясь на бок.В течение всего ужина читаются торжественные пасхальные псалмы Галлеля.

Во время ужина выпиваются четыре кубка вина, символизирующие обещание Бога спасти народ Израиля от рабства. Однако пять бокалов наполнены вином — последний не выпит. Это символ крови жертвенного агнца, предназначенного для пророка Илии (обычно самая красивая чаша в данном доме).

В последующие дни Песаха закваску не едят - хлеб заменяют традиционной мацой .Кроме того, некоторые работы не выполняются, так как это время необходимо провести, радуясь освобождению народа Израиля. В последний день праздника упоминается переход через Красное море, что позволило безопасно спастись от египтян. В этот день обычно читают Книгу Исход, в которой описываются эти события.

Посол Израиля Александр Бен Цви готовит на кухне DDTVN. Узнайте рецепт лучшей шакшоуки

"Женщина на краю света" - Израиль.Как выглядит еврейский развод?

.

Песах - Опресноки \ Новости \ Песах - Опресноки \ Еврейский исторический институт

Гюстав-Мари Гре, Еврейская Пасха , офорт, до 1900 г. / Полона

Песах – один из древнейших религиозных обрядов в традиции иудаизма. Для евреев Песах — это великий праздник свободы, отмечаемый в память об исходе из Египта под предводительством Моисея. Он также символизирует объявление об искуплении мира при пришествии Мессии.Празднования начинаются 15 числа нисана (март-апрель) и длятся семь дней в Израиле и восемь в диаспоре. Самыми торжественными днями в диаспоре являются первые два и последние дни, а в Израиле только первый и последний дни праздников. Период, который их разделяет, — это полуотпуск, в течение которого можно заниматься легкой работой.

Подготовка к Песаху занимает много дней. Это связано с необходимостью «отполировать» все домашнее хозяйство: кухню, посуду, кастрюли и кладовые, чтобы они стали кошерными Песах подходящими для приготовления и празднования Песаха.Следует помнить, что помимо всегда действующих кошерных правил (включая запрет на употребление в пищу мяса из непарнокопытных и крови, а также сочетание молочных и мясных продуктов), в течение восьми дней на Песах нельзя есть и даже есть кислые и ферментируемые продукты.

Юзеф Будко, Агада шил Песах - Инициал: "И Бог вывел нас из Египта..."
Буква "вав".

Это продиктовано строгим повелением, содержащимся в Книге Исхода: «День сей будет для вас памятным днем, и празднуйте его, как праздник Господень; вы будете праздновать его для всех поколений как вечное установление.Ты будешь есть опресноки семь дней. В первый день вытрешь закваску из домов твоих, ибо всякий, кто будет есть закваску с первого до седьмого дня, изгнан будет из Израиля» (Исход 12:14-15).

Таким образом, во время Праздника Опресноков запрещается есть и иметь при себе дрожжевой или дрожжевой хлеб, называемый хамек (на иврите «закваска»). Этот термин был распространен на все кислые продукты (такие как уксус, цитрусовые соки) и все ферментированные продукты.Поэтому запрещены любые маринованные овощи, соленья с уксусом, а также спирт, перегнанный из круп, виноградные и фруктовые вина, а также все крупы, которые могут испортиться и скиснуть: рис, кукуруза, крупы и все виды муки и круп. Совершенно необходимо избавиться от этих продуктов, убрать их из дома и содержать в чистоте к торжеству.

Единственным хлебом, который можно есть в это время, является мака, т.е. тонкая лепешка (пресный хлеб), замешанная из пшеничной муки и воды, замешивание и выпечка которой не может занимать более 18 минут, так как по истечении этого времени начинается процесс брожения теста. начинается.

Последний этап предпраздничных приготовлений – поиск хамета, известного на иврите как бдикат хамек , то есть удаление мельчайших крошек хлеба со всех сторон. Затем он убирает весь дом как можно тщательнее, вытряхивает постельное белье и матрацы (некоторые люди едят в постели), перелистывает книги (есть и те, кто ест во время чтения), роется в карманах одежды в поисках крошек, убирает мебель. и тщательно подметает каждый закоулок в доме. Наконец, bdikat chamec соскоблил над совком гусиным пером все найденные частицы и сжег на костре.Только тогда дом чист от закваски.

Первые два и последний вечер празднуются очень торжественно, согласно библейской рекомендации: «В первый день и в седьмой день будет у вас святое собрание, в эти дни никакие работы не допускаются. Тебе позволено приготовить только то, что нужно каждому в пищу» (Исход 12:16).

Ужин, за которым сидят все члены семьи, называется Седер-ужин. Седер на иврите означает порядок.Каждый элемент празднования Песаха ритуально определен, упорядочен, имеет свое место и время, определенные традицией. Во время седера читается Агада на Песах — текст, повествующий об исходе евреев из Египта, связанных с ним десяти египетских казнях и чудесах, совершенных Моисеем.

Отец, глава семьи, садится в кресло на почетном месте за столом, облокотившись левым локтем на подушки, и начинает читать Агаду, совершая все предписанные традицией обряды, включающие в себя припоминание истории египетского плена и приказы, данные Богом Моисею.Ход седера от начала и до конца освящен традицией, неизменной и нерушимой в веках. Его основная идея – консолидация сознания нации, передача из поколения в поколение одной и той же истины о необходимости обретения свободы, сохранения самобытности и культивирования традиций.

Агада Шил Песах - "10 казней".
На миниатюрах изображены казни Египта. Среди них цитата из Агады.
В последней строке аббревиатура рабби Иегуды
— десять букв, обозначающих десять казней.

Седер Ужин требует приготовления традиционных блюд, которые подаются на специальном блюде. В том числе:

  • три куска мацы, сложенные друг на друга, символизируют коэнов (священников), левитов (членов храмовой службы) и остальных израильтян, то есть весь еврейский народ;
  • зероа , кусок запеченного на костре мяса на кости, в память о жареном ягненке, который ели перед отъездом в пустыню;
  • марор , т.е. горькие травы; вообще это кусочки горячего хрена и салата, которые едят, предварительно окунув в соленую воду; символизируют слезы и горечь плена;
  • пятно , яйцо в скорлупе, запеченное в горячем пепле - это символ возрождения;
  • карпас , ароматические травы; обычно это петрушка или сельдерей;
  • харосет – сладкая масса из тертых яблок, молотых орехов и миндаля, смешанных с небольшим количеством изюмного вина; по консистенции он напоминает глину, из которой еврейские рабы делали кирпичи в Египте.

На стол ставится праздничная посуда, используемая только во время Песаха, которую бережно хранят круглый год и оберегают от контакта с кислыми продуктами. В центре стола ставится самая красивая чаша, до краев наполненная вином, предназначенным для пророка Илии, который в эту пасхальную ночь посещает все семьи. Поэтому всегда оставляйте входную дверь слегка приоткрытой. В этот день путнику или бездомному нельзя отказывать в гостеприимстве, полагая, что под его личиной может скрываться ожидаемый пророк.

Четыре чаши вина, выпитые во время пира, напоминают четыре божественных обетования об избавлении от рабства: «Я выведу тебя... Я спасу тебя... Я отпущу тебя... Я приму тебя... ". Во время праздничных ритуалов младший ребенок задает четыре вопроса о том, чем эта ночь отличается от других. На них отвечает человек, ведущий седер, объясняя смысл и историю этого праздника. В конце застолья, перед чтением последней части Агады, дети ищут аффикс, т.е. кусок мацы седера, ранее спрятанный взрослыми.Нашедший его ребенок награждается сладостями.

Хагада Шел Песах - "Молитва за столом", "Гебет нах Тиш".
Празднующие за седером, освящение вина.

Есть также много традиционных песен, связанных с седером. К ним относятся Чаг, говорящий («один ребенок»). В песне рассказывается о козленке, купленном за две мелкие монеты, которого убила кошка, укусила собака, которую били палкой. Палка была сожжена в огне, который позже был залит водой, которую выпил вол.Бык был убит мясником, убитым Ангелом Смерти. И тогда явился Всевышний и убил Ангела Смерти, ибо Бог сильнее смерти. Простой отсчет имеет символическое и религиозное значение, в котором козел должен представлять евреев, преследуемых народами мира.

Еще одна песня, которую поют в Песах, называется Ma achad - ani jodea («Что такое одно? - Я знаю!») Перечисляя важнейшие понятия религии и еврейской истории: одно — Бог, два — скрижали с Заповедями, три это Деды, четыре Матери, пять - книги Торы, шесть - книги Мишны, седьмая - Суббота, восьмой день жизни - обрезание, беременность длится девять месяцев, десять - Заповеди, видел Иосиф одиннадцать звезд во сне, двенадцать колен Израилевых, тринадцать — качества Всевышнего.Близка по характеру песня Dayen («Нам бы хватило»), повествующая о милости Божией и чудесах, которые он совершил во время бегства евреев из Египта. Седер Ужин продолжается до поздней ночи, он заканчивается пожеланием le shana haba bi-Yerushalaim - "в следующем году в Иерусалиме", что подчеркивает вечную тоску и желание вернуться на родину.

С первого вечера Песаха вычитается омера . Это один сноп ячменя или мера зерна, приносившаяся в жертву во времена Храма.Это были жертвы так называемых первых плодов, то есть первого урожая года. Только после предложения зерна этого года разрешалось есть свежесозревший урожай. В течение семи недель совершались ячменные жертвоприношения, и только на пятидесятый день, то есть в праздник Шавуот, в Храм приносили снопы свежесобранной пшеницы.

Текст является выдержкой из публикации Жизненный цикл. Праздники и обряды польских евреев под редакцией Павла Фиялковского, опубликовано Еврейским историческим институтом.

См. серию гравюр Юзефа Будко к Агаде на Песах в Центральной иудейской библиотеке

См. Агаду Артура Шика на портале Delet

.90 000 Песах - Что такое Песах? Кто заботится о них? | Доброе утро TVN

Песах — еврейский праздник, связанный с событиями, описанными в писаниях как исход израильтян из Египта. Речь идет о десятой казни, во время которой Бог должен был пощадить детей израильтян, которые пометили входы в свои дома кровью агнца.

В последний день праздника упоминается пересечение Красного моря. Этот праздник отмечался раньше этих событий, но в несколько иной форме.Это относилось к скотоводческим и земледельческим традициям. В первый день празднования приносили в жертву барашка или козленка, а затем готовили торжественный ужин. Как проходит празднование Песаха сегодня? Когда именно это происходит?

Что означает название «песах»?

Название праздника происходит от еврейского слова pesach, что переводится как «обход» или «проход через». Имеется в виду посланный Богом ангел смерти, обходящий дома Израиля.Это было возможно, потому что их дома были отмечены кровью агнца. В различных источниках также можно встретить несколько иной перевод слова, но каждый из них относится к данной ситуации.

Иногда можно встретить другую форму написания названия этого праздника, в том числе: Пасха, Пейсеч или Пасах. Иногда также используются такие названия, как Фестиваль Мэйси, Фестиваль Опресноков или Праздник Весны.

Когда Песах и сколько он длится?

Песах — это праздник, который отмечается примерно в марте и апреле, когда у католиков празднуется Пасха (поэтому иногда можно встретить термин Песах как еврейскую Пасху). Эта дата обозначена как 14-й день еврейского месяца нисан. Этот праздник переносится и каждый год приходится на разное время. В 2019 году они отмечались с 19 по 27 апреля. Однако в 2020 году он пройдет с 8 по 16 апреля. Указано, что в Израиле этот праздник длится 7 дней, а в диаспоре 8.

Песах - как проходит празднование?

Песах — праздник, празднованию которого предшествует десятидневный подготовительный период. В это время следует изучить закон о Песахе.Непосредственно перед началом празднования дом необходимо очистить от «кислоты», называемой хамек; речь идет о том, чтобы избавиться от всего хлеба на закваске из дома.

Вечером 14-го нисан, найденный в доме, сжигают, а если он еще есть в доме, то отдают людям, не принадлежащим к еврейской общине.

В этот день принято поститься за первенцев в семье. Если первенцем является дочь, на нее не распространяется пост.Если первенец младше 13 лет, то отец постится за него.

В следующие два дня в диаспоре (один в Израиле) празднуется торжественный ужин - седер. До этого есть сервис. Правила Седера аналогичны правилам Шаббата. На столе должны быть такие блюда, как: запеченное мясо на кости (зероа), яйцо в скорлупе (пятно), горькие травы и овощи (марор), блюдо из фруктов и орехов (чаросет) и соленая вода для окунания овощей ( мей мелах).Эти блюда подаются на частично разделенной тарелке для седера.

Кроме того, на столе есть мака, овощи для обмакивания в мей мелас и вареные неокрашенные яйца. Упомянутые выше блюда имеют символическое измерение – они напоминают нам о страданиях, которые испытали израильтяне во время египетского плена. Во время Седера используются праздничные блюда и сервировка стола. Если в семье нет отдельной посуды на этот день, они должны тщательно мыть тарелки и столовые приборы, которыми пользуются ежедневно.

Рассказ об исходе израильтян из Египта является неотъемлемой частью ужина. Он специально предназначен для детей, которым необходимо как можно больше узнать историю. Кроме того, старшие объясняют младшим членам семьи, чем этот особенный вечер отличается от других. Во время ритуала также задаются вопросы о том, почему в этот день нельзя есть нут, почему за ужином следует есть только горькие овощи. Следующие два вопроса касаются обмакивания пищи, а также приема ее, опираясь на бок.В течение всего ужина читаются торжественные пасхальные псалмы Галлеля.

Во время ужина выпиваются четыре кубка вина, символизирующие обещание Бога спасти народ Израиля от рабства. Однако пять бокалов наполнены вином — последний не выпит. Это символ крови жертвенного агнца, предназначенного для пророка Илии (обычно самая красивая чаша в данном доме).

В последующие дни Песаха закваску не едят - хлеб заменяют традиционной мацой. Некоторые работы также не выполнены, так как это время нужно провести, радуясь освобождению народа Израиля. В последний день праздника упоминается переход через Красное море, что позволило безопасно спастись от египтян. В этот день обычно читают Книгу Исход, в которой описываются эти события.

Она празднует Рождество в своем семейном доме, она празднует Хануку уже 8 лет: «Это ценности, которые говорят мне»

Еврейские сироты из Подгале - как их убежище стало объектом нападений? "Дети не могли выйти в город"

Еврей, гей и беженец пекли хлеб для поляков.Какова была реакция?

Посмотреть видео: Как празднуют Хануку?

.90 000 Пасха - обряды и обычаи в Люблинском крае - Лексикон 9000 1

Слово Песах означает «проходить мимо», потому что все язвы, благодаря вмешательству Бога, обходили дома израильтян. Этот праздник также был продолжением более древнего земледельческого праздника, отмечавшегося до пленения египтян в Ханаане, поскольку в месяце нисан израильтяне совершали паломничество в Храм и преподносили там дары из первых снопов ячменя, прося хорошего урожая. .

Песах начинает серию паломнических праздников под названием shamrock regalim, , в которую также входят праздники Шавуот и Суккот.Во время этих праздников в библейские времена совершались паломничества в Храм, принося в жертву плоды земли. Порядок соблюдения и подробные инструкции по празднованию Песаха находятся в Торе.

Препараты

Празднику Пасхи предшествовали большие приготовления: тщательная уборка дома - иногда с покраской стен (связанная с генеральной уборкой), длительное приготовление еды, а также украшение квартиры - особенно стола и приготовление праздничной одежды гостей.Уже во время ужина пищу принимали в специальной посуде, которую по возможности использовали только один раз в год. Перед Рождеством нужно было выбросить из дома всю подкисшую муку, а также пиво (потому что оно делается из зерна).

Хамек представлял собой продукт из каждого из пяти основных злаков: пшеницы, ржи, ячменя, полбы и овса, которые находились в контакте с водой не менее 18 минут, так как в это время происходил процесс ферментации.

В ночь перед седером, вечером 14 нисана, после того, как на небе появились первые звезды, последовал обряд последнего, очень тщательного поиска хамеца.Прежде чем приступить к обыску, произносилось особое благословение, после чего отец семейства в темной комнате со свечой в руке начинал обыск, проверяя все шкафы, полки и т. д. в каждой комнате. Поскольку дом был заранее тщательно прибран, и найти забытый хамет было очень маловероятно, чтобы было принято класть десять кусков хамета в нескольких местах, чтобы завершить традицию.

Собранные крошки сметались на деревянную ложку с помощью перьев.Такие поиски всегда были большой радостью для детей. От хамека можно было избавиться, продав его нееврею. Тот, кто хотел это сделать, должен был подписать специальное разрешение и назначить своим представителем раввина, потому что именно он совершал акт купли-продажи. Еще одним способом было выкуривание найденной серны, которое происходило утром - до 9 часов утра. Для полной уверенности в том, что все хаметы убраны, была произнесена формула аннулирования всех случайно оставленных где-то в закоулках домов хамет.

Дополнительно во время мира в Люблине евреи не ели китниот - продукты из риса, бобовые, как это делали все ашкеназские евреи. Домашнюю утварь, такую ​​как: миски, кастрюли, столовые приборы, чашки, скатерти, которые использовались дома в течение всего года, нельзя было использовать на Песах, потому что они имели непосредственный контакт с ромашкой. В люблинских домах были специальные наборы кухонной утвари, которыми пользовались только во время Песаха. Более бедные кошерят свою повседневную утварь, опуская ее в кипящую воду и оставляя на двадцать четыре часа.

В течение семи дней праздника евреи ели только мацу. Поедание мацы было знаком солидарности с решением предков, что лучше жить на свободе, питаясь постной мацой, чем оставаться в неволе, питаясь египетским хлебом. Это также было выражением неприятия египетской культуры, хлеб которой был символом и самым популярным продуктом из-за обилия зерна в дельте и на равнинах, затопляемых водами Нила.

Египетский хлеб был продуктом рабовладельцев, а значит, это был хлеб злых людей, использующих чужой труд.Это также было отрицанием культа смерти - процесс действия дрожжей есть процесс разложения мертвой органики, а смерть и все, что с ней связано, было одержимостью египетской культуры. Мэйси, однако, не разрешалось есть непосредственно перед вечером Седера, чтобы съесть его с аппетитом во время застолья. Выпечка мацы на Песах была очень важна, так как она увековечивала события в Египте, когда израильтянам нужно было очень быстро отправляться в путь, не успев подкислить новый хлеб, поэтому они пекли его в виде мацы, т.е. тесто.

Седер ужин

Вечером накануне праздника были особые приготовления.

Это был день поста для всех первенцев в память о десятой казни, убившей всех первенцев в Египте. Пост был обязателен для всех мужчин с 13 лет (т.е. после бар-мицвы - момента наступления совершеннолетия еврея), раньше отец постился за своего первенца. Дочери-перворожденные не были обязаны поститься.

Перед праздником из уважения к торжеству следует также позаботиться о своей внешности: подстричь волосы и ногти, принять ванну и одеться в праздничную одежду.

Женщины готовили стол для Седера (церемониальной трапезы в первую ночь Песаха). Поставили тарелки, приготовили вино, свечи, белую скатерть, цветы, фужеры для всех присутствующих за столом, мацу, матовые салфетки, соленую воду, аффиксную салфетку, кувшин с водой, миску и полотенце для мытья рук. , подушки для отдыха на них, яйца вкрутую, тарелка для седера с местами для символических блюд и Агада – по одной на каждого – чтобы все было готово сразу после прихода семьи из синагоги.Такой церемониальный стол всегда выглядел максимально празднично, в зависимости от достатка еврейских жителей Люблина.

Седер на иврите означает порядок, это особое застолье с особым ритуалом, с которого начинается Песах, во время которого вся ближайшая и дальняя семья вместе с бабушками и дедушками, дядями, тетями и приглашенными гостями наблюдали, вкушали и вспоминали события из Египет и слушая истории, связанные с ними.

Обычай столько раз садиться за стол идет со времен храма в Иерусалиме, когда количество людей за столом должно было быть достаточным для того, чтобы съесть жертвенного агнца.Семья сидела за красиво накрытым столом с особыми блюдами и дополнительным количеством вина. Хозяином вечера был отец семейства, который в этот день надел белый халат и ел в полулежачем положении, как это делали римские господа, свободные люди. Он сделал это, чтобы вспомнить события в Египте, где евреи были рабами и, благодаря вмешательству Бога, с этого момента стали свободными людьми.

Празднование седера

Первым элементом седера было произнесение благословения вина и праздничного дня, после чего была выпита первая чаша вина.Затем отцу омыли руки в знак того, что он король и свободный человек, и съели салат, смоченный в соленой воде.

После этих действий начался основной ужин: разделить середину на три мацы так, чтобы большую ее часть можно было сохранить для последующего десерта. Главной частью ужина был рассказ или чтение Агады – рассказа об исходе израильтян из земли Египетской. Он должен был содержать три элемента:

  • рассказывал (или читал) отец семейства, обращаясь к самому младшему члену семьи, который должен был задать четыре вопроса в правильном порядке.Первый был [вместо: вопрос должен был быть]: «Чем эта ночь отличается от других ночей?»,
  • должен был занять не менее получаса, чтобы всесторонне описать отъезд из Египта и указать, что это был великий повод для благодарения,
  • должен был объяснить три темы седера: Песах, мацу и маррор — как если бы самого юного участника седера вывели из Египта.

Агаду можно было напечатать, тогда она имела вид богато иллюстрированной книги.

После рассказа был прочитан псалом и выпита вторая чаша вина, после чего гости мыли руки до ужина. Затем было произнесено благословение, маррор пропитан харосетом и подан гостям. Также было съедено немного мацы. После ужина, время которого не было указано ни в одном рецепте, искали спрятанный где-то в доме аффикс, который все ели на десерт. После десерта было произнесено благодарение и выпит третий кубок вина - кубок мира - единственный, который должен был быть выпит каждый из участников.Седер закончился: дверь дома открылась для Ильи, слова «До следующего раза в Иерусалиме!» и была выпита четвертая чаша вина.

Мы только праздновали Пасху (Песах), они делали седер, такой праздничный вечер, такое застолье

Карми Итшае, Семья и семейный дом

На стол седера клали одну на другую три мацы, накрытые специальной, декоративной салфеткой - символом устройства еврейской общины: верхняя маца - священники, средняя - левиты, а нижняя - люди.Зеору тоже ели - запеченное мясо на кости, например, жареную баранью ногу. В более бедных домах ногу заменяли другим мясом с костью, например, куриным крылышком. Зеора означает «рука» и относится к протянутой руке Бога, который спас израильтян при переходе через Красное море. Оно имело лишь символическое значение и не было съедено — оно напоминало о печальном факте, что больше не было Храма, где евреи могли бы приносить в жертву животных. На столе появился марор - горькие, сырые травы (в Польше хрен и салат), которые были символом горьких еврейских страданий в Египте.Марор ели отдельно после мацы, а потом вместе с мацой как кореч. Травами, которые ели в тот вечер, был также карп - символ жизненной силы Израиля, для люблинских евреев это мог быть сельдерей, редис или петрушка. Карпаса ели окунув в соленую воду в память о горьких слезах плена. Каждое блюдо имело свою символику: запеченное яйцо, посыпанное золой, называемое пятном, было символом плодородия и дополнительной жертвы, приносимой в Храме в библейские времена. Это яйцо не было съедено во время пира.Чаросет - тертые яблоки, толченый миндаль, орехи и вино должны были напоминать глину, смешанную с соломой, из которой в Египте делали кирпичи. Во время седера каждый человек должен был выпить четыре бокала вина, а один дополнительный ставился на стол для пророка Илии.

Седер

состоял из четырех действий, и каждое из них состояло из четырех сцен, за которыми следовал пятый момент в вечернем порядке, который был доверчивым открытием в будущее - исполнение Божьего обетования.

Вечер начался с своеобразного тоста, то есть кидуша. Глава семьи - мужчина произнес короткую благодарственную молитву и выпил свою первую чашу вина. Все вымыли руки, потом потянулись к карпам, вымачивали их в соленой воде и ели вместе с разломанной средней мацой. В то время аффикс был спрятан, чтобы съесть его в конце седера, как символ грядущего искупления. Булаву из-под скатерти обнаруживали, произнося формулу приглашения к столу всех голодных и нуждающихся.

Началась центральная часть Седера: чтение Агады - рассказа об Исходе из Египта. Тексты Агады иногда иллюстрировались и переводились на местный язык. Читая книгу, самый младший мальчик задал четыре традиционных вопроса:

  1. Почему мы сегодня едим горькие травы?
  2. Почему сегодня мы замачиваем травы в горькой воде?
  3. Почему мы сегодня едим мацу?
  4. Почему сегодня мы едим по полной?

Ответы дал отец, подробно разъяснив символику обычаев и передав традицию чудесного спасения израильтян при исходе из Египта.

Второй рассказ из Агады, также прочитанный в тот вечер, был рассказом о четырех сыновьях, каждый из которых по-разному относился к традиции: один был мудрым, другой злым, один благородным, а третий не мог задать вопрос. Позже были услышаны рассказы из книги Исход, восхваляющие Бога, повторяющие слова Дайена после каждого упомянутого события, так что этого будет достаточно. Целью этого ежегодного рассказа было привить детям еврейские ценности и познать традиции.

После второй чаши вина руки были ритуально вымыты, а украшения сняты.

Затем мацу освящали и ели, наклонившись на левый бок - такова была традиционная поза свободных людей.

Также съели марор - горькие травы, которые нежно окунали в харосет.

Затем было произнесено благословение.

Поев марора, приготовили кореч, бутерброд из мацы и горьких трав, и съели, также опираясь на левый бок.

После этих мероприятий была подана праздничная трапеза – началось застолье под названием шулхан аруч , т.е. накрытый стол.

Традиционно ели сваренное вкрутую яйцо, смоченное в горькой воде или пепле, затем ели куриный бульон, селедку, мясные блюда, кугель, цимес, сладости и фрукты. Однако ни одно из этих блюд не могло содержать простую муку (из-за хамеция), только муку из мацы.

После пира начались игры, в т.ч.искали аффикс - половинку мацы, разломанную в начале седера, которую взрослые спрятали от детей, и нашедший получил награду. Аффикоман был съеден, и третий кубок вина был налит, произнося многочисленные благословения. После них чаша Илии наполнилась вином. Эту чашу было принято наполнять вином из чаш всех участников, что символизировало, что все евреи должны действовать сообща для прихода Мессии.

Дети открывали дверь комнаты, где происходило пиршество, - все встали, тем самым ожидая прихода пророка Илии, а также приглашая его внутрь.Никому не позволено пить из чаши пророка — после Седеры вино наливали в бутыль. Дверь закрылась, все сели, и началось чтение и пение псалмов и песен, восхваляющих Бога как Господа вселенной. После них была выпита четвертая чаша и произнесено благословение. В конце седера произносилась особая формула, выражавшая надежду на то, что все свершилось по воле Бога и что Он вернет всех евреев в Сион.

Символика посуды

Во время Песаха было запрещено есть маринованные продукты, поэтому хлеб (испеченный на закваске) ​​был заменен мацой.Мака была главным символом праздника. Речь идет о поспешном бегстве израильтян из Египта, когда они взяли с собой опресноки и ели их на протяжении всего своего пути в землю Ханаанскую. Также это был символ доверия к Богу, который освободил свой народ от рабства, а потом позаботился о том, чтобы у него ничего не кончилось в пустыне.

(...) ведь евреи в период перед Пасхой вообще ни что иное, настоящие евреи ничего другого не едят, а булавы

Зигмунт Карвацкий, Евреи в Люблине

Напротив дома 13 по улице Русской находилась пекарня, принадлежавшая пожилой женщине.Иногда мы покупали там хлеб или булочки, а перед Песахом сами пекли там мацу. Одни покупатели тогда готовили тесто, другие раскатывали его, третьи прокалывали мацу специальными инструментами , чтобы предохранить ее от образования пузырей. У печи были и другие, чья работа заключалась в том, чтобы следить за тем, чтобы маца не подгорела или была наполовину сырой. Теснота во время выпечки мацы была велика, и покупателям приходилось часами стоять в очереди. Когда наша маца наконец испеклась, мы уложили ее в подготовленные наволочки больших подушек и радостно понесли мацу домой, с нетерпением ожидая момента, когда родители разрешат нам ее съесть

Роза Фишман-Шнайдман, Мой Люблин

На столе:

  • маррор - горькие травы (чаще всего хрен), напоминающие горечь неволи,
  • харосет - смесь тертых яблок, молотых орехов и вина, приготовленная как раствор для кирпичей, изготовленная евреями в египетском плену,
  • Морилка - запеченное и посыпанное золой яйцо, символизирующее тяжелую коллективную судьбу нации, траур, но и весенний урожай,
  • зероа - жареная баранья ножка с небольшим количеством мяса, часто заменяемая небольшим кусочком мяса с костью (напр.куриное крылышко), который является памятником жертвоприношения, принесенного в Храме в Иерусалиме,
  • карпас - листья салата или сельдерея, смоченные в соленой воде, символизирующие слезы плена,
  • красное вино для каждого из гуляк (также для детей)
  • три мацы, символизирующие три государства, связанные с Храмом: священники, левиты и народ Израиля.

Пасхальная таможня

В соответствии с предписаниями Торы запрещалось есть квасные продукты в Песах и хранить такие продукты дома.Поэтому за день-два до Песаха весь дом тщательно убирался в поисках хотя бы крошки хлеба. Отец семейства искал куски нескрепленного хлеба, которых он должен был найти 10 и все сжечь накануне Пасхи.

Когда наступил праздник Пейсач, все было чисто, у нас в это время была покраска, чтобы не было крошек [на полу]

Юзеф Хониг, Довоенные деликатесы

Во время Песаха также использовалась особая посуда и столовые приборы, которые предназначались только для того времени.Требовалась отдельная посуда, так как повседневная использовалась для употребления маринованных блюд.

У нас в шкафу и в изразцовой печи хранилась специальная посуда к Песаху

Роза Фишман-Шнайдман, Мой Люблин

Пекли мацу перед костром, мы видели, но на Рождество у них даже горшочки были разные. Это были не горшки, которые они продолжали варить, они были другими. И эту печь отскребли, все отмыли, эти столы, эти столы наскрести

Стефания Баюк, Евреи во Влодаве

Бокал для Ильи ставили в центр стола седера, так как считалось, что он присутствует на обеде.Там также было пустое место для посетителя.

По окончании застолья дети искали последний кусок мацы, который был спрятан ранее, чтобы обменять его на сладости и подарки.

Оставшиеся дни Песаха

Праздник длился семь дней, в эти дни запрещалось выполнять некоторые работы, так как они предназначались для духовного развития и для радости. В седьмой день праздника отмечается переход через Красное море, в синагогах читались фрагменты Торы о разделении моря, а затем отсчитывался омер, то есть первая ячменная ячмень, прежде заложенная в Храме во время Песаха, продолжалось до Шавуота.

Литература

Гал-Эд Э., Книга еврейских праздников , Варшава 2005.

Гольдштейн М., Дрезднер К., Культура и искусство еврейского народа в Польше , Варшава 1991.

Фишман-Шнайдман Р., Мой Люблин , Люблин 1989.

Де Врис Мзм. S.P., Обряды и символы евреев , Краков 2007.

Камераз-Кос Н., Еврейские праздники и таможня , Варшава 2000.

Песах , в серии: Азбука иудаизма , изд.Ассоциация 614 заповедей, 2008 г.

Раввин Гринвальд З., Ворота Галахи. Еврейский религиозный закон , Краков 2005.

Schoeps JH, The New Judaist Lexicon , Варшава, 2007 г.

Унтерман Алан, Евреи, вера и жизнь , Варшава 2005.

  • Авторы: Магдалена Гжебальска; Эмилия Калвинска
.90 000 Песах 5781 | POLIN Музей истории польских евреев в Варшаве

С 15 по 22 нисана наступает Песах – важный еврейский праздник, который в Польше также иногда называют еврейской Пасхой. В настоящее время он охватывает период с вечера 27 марта до вечера 4 апреля 2021 года (5781 год по еврейскому календарю).

Песах — весенний праздник, который евреи празднуют восемь дней. В Торе месяц нисан определяется как первый месяц, с которого начинается новый год. Первоначально это был сельскохозяйственный фестиваль.Их называли Хаг ха-Макот, или Праздник Опресноков. В то время жертвоприношения приносились из первых посевов и первородных животных. Согласно более новым словарям, «пресный хлеб» является синонимом мацы, но в словаре Самуэля Богумила Линде это означает тесто (например, хлеб), которое не забродило, некислое (противоположное «квасу»).

Из Книги Исхода мы также узнаем, что этот праздник посвящен побегу евреев из египетского плена. Название Песах, которое используется сегодня, вероятно, связано с историей исхода евреев из Египта.Вероятно, оно происходит от глагола pasah, что на иврите означает «проходить, обходить», потому что именно в Египте, согласно тексту Книги, ангел смерти обошел еврейские дома и убил египетского первенца. Во времена существования храма Песах это был один из трех (после Шавуот и Суккот) великих паломнических праздников. В то время в Иерусалим приходили толпы паломников, чтобы принести в жертву первые урожаи своих полей.

Сегодня Песах в Израиле длится семь дней, а в диаспоре – восемь дней.Первые два дня являются самыми важными (один в Израиле), а следующие дни являются так называемыми полупраздники. Песах начинается торжественным ужином. Но прежде чем все сядут за стол, дома нужно привести в порядок. Все следы хамеция, т. е. квасные вещи (квас, хлеб) и предметы, которые могли с ним соприкасаться, должны быть безоговорочно удалены. Хамек – это продукт каждого из пяти основных злаков: пшеницы, ржи, ячменя, полбы и овса, находящийся в контакте с водой даже в течение 18 минут (через 18 минут, по нормам религиозного права, начинается процесс брожения). ).Даже крошку от булочки нельзя оставлять в домах.

В последующие дни хлеб на столах заменить на лепешки, испеченные без закваски, т.е. мацу. Такие команды можно найти в Книге Исхода (Сземот):

Семь дней ты будешь есть мацу. Но [до] первого [праздничного] дня возьмите закваску из домов ваших» (Сземот 12:15).

Булаву будут есть семь дней, и не будет видно в тебе закваски, и не будет видно в тебе закваски (Шемот 13:7).

Если хамек уже убран из дома, можно смело садиться ужинать. В диаспоре семейные торжественные обеды, называемые седерас, проходят в первый и второй день праздника, в Израиле – только в первый. Следует помнить, что должно быть свободно одно место - для пророка Илии. Мы также поставили чашу вина для пророка. Седер (в переводе с иврита — порядок) празднуется по установленным правилам.

На празднично накрытом столе должны быть: соленая вода (иврит мей мелах), овощ, напр.лук (на иврите карпас), два вида горьких трав (на иврите марор и хазерет), смесь нарезанных фруктов (на иврите харосет), яйцо (на иврите морилка), куриная ножка (на иврите зероа) и мака. Эти горькие травы и соленая вода должны напомнить вам о тяжелых временах египетского плена. Мака, с другой стороны, отмечает поспешность, с которой евреи покинули Египет.

Праздник Седер сопровождается чтением Агады, то есть рассказа об исходе евреев из египетского плена. По обычаю дети затем задают четыре вопроса, начиная на иврите со слов Ma nisztana ha-lajla ha-ze mi-kol ha-lejlot? или «Чем эта ночь отличается от других ночей?»Ответы на эти вопросы даны в четырех частях Рассказа Агады:

.

"Чем эта ночь отличается от других ночей? Все остальные ночи мы едим хлеб, а сегодня только мацу.

Во все остальные ночи мы едим разные травы, но в эту ночь только горькие травы.

Во все остальные ночи мы ничего не макаем в еду, а в эту ночь замачиваем дважды.

Во все другие ночи мы можем есть сидя или лежа, но сегодня мы все полагаемся"

Ужин заканчивается общим желанием: В следующем году в Иерусалиме! (Ле-шана ха-баа би-Йерушалаим, לשנה הבאה בירושלים)

Музей POLIN желает вам чаг кашер в том же самом! (חג כשר ושמח)

A frejelchn kuszern Pejsech! (א פריילכן כשרן פסח)

.90 000 Начало еврейской Пасхи 9 000 1

Традиционный еврейский Песах, или Песах, отмечаемый польскими евреями, продлится восемь дней. Он начнется в понедельник гала-ужином и продлится до 2 апреля.

Праздник посвящен исходу евреев из египетского плена. Память о ней — одна из трех самых важных мицв (заповедей) в Песах. Во время торжественного ужина, на вопрос сына: «Чем эта ночь отличается от всех других ночей», обязанностью отца является рассказать все события по Агаде, рассказ о том, что произошло в Египте.

Во время подготовки к празднику последователи иудаизма убирают из дома всю хуцу, то есть пищу на закваске, например, хлеб или муку. Евреи-ашкенази в это время также не едят рис, просо, бобы, чечевицу, кукурузу или горох. Все эти запреты также связаны с необходимостью тщательно убираться в доме, чтобы в нем не было ни капли закваски — например, в шкафу или даже на клавиатуре компьютера. Остатки хамеца следует продать человеку, не являющемуся евреем, на время праздника.Этими процедурами занимается раввин.

"Однако дело не только в приготовлении в материальном мире. Важно также искать духовный хамеций. Что такое хамеций? Это продукт процесса брожения зерна, во время которого зерно набухает и становится намного крупнее, пышнее. «Мака олицетворяет скромность, а хамец — высокомерие», — подчеркивает главный раввин Польши Михаэль Шудрих.

«Даже если так, разница между мацой и хамециумом невелика. И те, и другие готовятся из одних и тех же ингредиентов: муки и воды.Через восемнадцать минут мука и вода превращаются в нут. Через семнадцать минут он все еще слаб. Разница всего одна минута. Готовясь к Песаху, сейчас как никогда нам нужно найти хамети, хранящуюся в наших домах, но, что не менее важно, а может быть, даже важнее, нам нужно найти внутренний хаме в наших душах», — добавляет раввин.

Во время праздника Песах евреи едят мацу, горькие травы и петрушку. Также на столе яйцо и кусок запеченного мяса на кости.Горькие травы увековечивают горечь плена, а мясо и кости жертвенного ягненка, чья кровь позволила отметить дверь израильтян и спасти их от одной из казней египетских.

«« | «| 1 | »| »»

.

Песах - начинается самый главный еврейский праздник

года
  • Празднование Песаха в память об освобождении евреев из египетского плена
  • Он отмечается в течение семи дней в Израиле (и в реформистской еврейской общине) и в течение восьми дней среди религиозных евреев диаспоры.Начинается 15-го числа месяца Nissan
  • .
  • Важнейшей заповедью для евреев на Песах является запрет есть хлеб и другие хлебные изделия на закваске (хамек).

Первый вечер праздника – самый торжественный момент еврейской жизни. Затем семья устраивает торжественный ужин-седер, во время которого читается Агада, история исхода евреев из Египта. «Седер традиционно устраивают дома в кругу семьи и друзей.Это памятник древней пасхальной жертве, которую мы должны праздновать дома, а не в синагоге или общественном месте, где мы должны есть жертву с семьей и друзьями. Потому что все, что происходит дома, запоминается человеком», — объясняет главный раввин Польши Михаэль Шудрих.

Песах (евр.— пропуск) — одно из четырех названий праздника — самое известное. Это связано с фрагментом Торы (Книга Исход). В нем рассказывается, как израильтянам было приказано охранять ягненка с 10-го числа месяца Нисан, первого месяца года (согласно библейской хронологии), до рассвета 14-го числа, когда ягненка должны были заколоть. Его кровью нужно было окропить дверь, чтобы отличить дома, в которых жили израильтяне, от домов Египта. Затем ягненка должны были съесть на вечернем пиру.В полночь того же дня десятая казнь поразила египтян смертью первенцев, но отмеченные дома израильтян обошли стороной. Сразу после этого фараон объявил, что евреи могут покинуть Египет.

Важнейшей заповедью для евреев на Песах является запрет есть (и даже иметь дома) хлеб и другие квасные продукты (хамек).Обязательство, однако, состоит в том, чтобы есть особый хлеб - мацу, время приготовления и выпекания которого не должно превышать 18 минут.

Ссылкой на то время, когда у еврейского народа был храм, в котором они приносили жертвы, является размещение обожженной кости на тарелке для седера.Это напоминает нам о пасхальном агнце, который был библейским долгом принести в жертву и съесть в ночь на Пасху. С разрушением Второго Храма был оставлен обычай приносить пасхальные жертвы (и это относилось и к другим жертвоприношениям).

Символом другого рождественского подношения, подношения Чагига, является печеное яйцо, также на тарелке для седры.

Во время пира четыре бокала вина протягиваются в память о четырех способах призыва к освобождению. Один из детей задает вопросы о значении пасхальных обрядов, на которые отвечает глава семьи. Затем гуляки читают псалмы Халлеля.Во время седера также едят овощи, смоченные в соленой воде, и горькие травы.

Вечерний седер состоит из множества традиционных ритуалов, совершаемых в установленном порядке. Есть также много народных обычаев, связанных с седером: напр.дети пытаются украсть последний кусок мацы и обменять его на подарки, одна чаша вина наливается для пророка Илии, которого торжественно приглашают внутрь; вино из чаш наливается десятикратно в память о казнях египетских.

Еще один, более приземленный обычай – уборка дома перед Рождеством.Вы должны вымыть все, вытереть пыль со всех уголков, между прочим, вычистить каждую страницу всех книг - все это на случай, если где-нибудь останутся крошки от нута. Следует изменить и набор тарелок – в каждом еврейском доме их должно быть три – мясная, молочная и пасхальная.

.

Смотрите также