Добавить на Яндекс

Святая ефросинья колюпаново


ЕВФРОСИНИЯ КОЛЮПАНОВСКАЯ

(Вяземская Евдокия Григорьевна; ок. 1758 - 3.07.1855, с. Колюпаново Алексинского у. Тульской губ.), блж. (пам. 3 июля и 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Алексинская, Тульская. Впервые сведения о Е. К. собрал и издал ее духовник, настоятель ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с. Колюпанова Тульской губ. свящ. Павел Просперов (см.: ДБ. 1862. Вып. 28), в 1911 г. И. М. Суриков составил ее жизнеописание.

Митр. Филарет (Дроздов) благославляет блж. Евфросинию. Роспись ц. Казанской иконы Божией Матери в Колюпановском мон-ре. Нач. XXI в. Фотография. 2008 г.

Митр. Филарет (Дроздов) благославляет блж. Евфросинию. Роспись ц. Казанской иконы Божией Матери в Колюпановском мон-ре. Нач. XXI в. Фотография. 2008 г.

Вяземская окончила с.-петербургский Смольный ин-т (принадлежала к 1-му выпуску), была фрейлиной при дворе имп. Екатерины II. Дружила с семьями А. В. Суворова, кн. Ю. В. Долгорукова, а также с супругой калужского губ. предводителя дворянства кнг. Вяземской. Вскоре Вяземская вместе с др. фрейлинами, М. Я. Сониной († 10 авг. 1805, погребена в Евфросиниевом суздальском монастыре) и девицей Саломией († 10 мая 1809, погребена в московском Симоновом мон-ре), под влиянием неизвестных обстоятельств тайно покинула дворец в Царском Селе, оставив платье на берегу одного из прудов и переодевшись в крестьянскую одежду. Вяземская жила при храмах и обителях, пекла просфоры, трудилась на скотном дворе в Суморином в честь Преображения Господня мужском монастыре. В 1806 г. она пришла в Москву и испросила благословение на подвиг юродства у митр. Московского и Коломенского Платона (Левшина). Митрополит благословил Вяземскую и под вымышленным именем «дуры Евфросинии» направил с собственноручным письмом в серпуховской Владычный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь к игум. Дионисии (1806-1815). Е. К. поселилась сначала в сестринском корпусе, а затем в тесной избушке недалеко от обители, на месте монастырских погребов. Она ничего не готовила, не ходила на сестринскую трапезу, брала лишь хлеб и квас с монастырской кухни. По преданию, когда в 1812 г. армия Наполеона подошла к Москве, франц. войска остановились близ Владычного мон-ря. Офицеры обнаружили домик подвижницы, стали оскорблять ее и издеваться над ней, но, когда в ответ услышали обличение на чистейшем франц. языке, удалились.

Почитавшаяся старицей Е. К. сначала изредка, а впосл. чаще принимала посетителей. Во время засухи вымаливала обильные дожди, щедрые урожаи. По рассказам посетителей, Е. К. носила вериги и суконную власяницу, на шее - медные ожерелье и цепь с крестом, зимой надевала муж. тулуп, ходила босая. Никогда не прибирала в избе, держала в помещении 2 кошек и 3 собак, кур, индеек. Спала полулежа на полу вместе с собаками, а на вопрос, почему она так живет, отвечала: «Я хуже собак». Московская игум. Евгения (Озерова) однажды спросила Е. К., зачем она держит животных, от к-рых «дурно» пахнет в ее жилище. Блаженная ответила, что этот запах заменяет духи, к-рые она так много употребляла при дворе. Митр. Московский и Коломенский св. Филарет (Дроздов), посещая Владычную обитель, подолгу беседовал с Е. К. в ее домике. Именно Е. К. благословила на подвиг юродства блж. Иоанна Тульского. Е. К. любила молиться в расположенной близ обители часовне, на литургию приходила в монастырский храм (Рождественский В. Л. Ист. описание Серпуховского Владычнего общежительного девичьего мон-ря. М., 1866. С. 67). Причащалась раз в год в Великий четверг, исповедовалась у монастырского духовника. В праздник Крещения Господня блаженная ходила с крестным ходом, совершаемым из серпуховского собора на р. Нару. По окончании молебна Е. К., босая, в суконной власянице, опускалась в освященную воду и, выходя из нее, говорила окружающим: «Идите, ребята, горячая баня, ступайте, мойтесь!»

Моление блж. Евфросинии на источнике. Роспись ц. Казанской иконы Божией Матери в Колюпановском мон-ре. Нач. XXI в. Фотография. 2008 г.

Моление блж. Евфросинии на источнике. Роспись ц. Казанской иконы Божией Матери в Колюпановском мон-ре. Нач. XXI в. Фотография. 2008 г.

Подвизаясь в молитве, Е. К. стяжала дар прозорливости. Блаженная неоднократно навещала семью серпуховского купца Г. В. Плотникова. Однажды Плотников уехал в Москву, а Е. К., придя к его супруге Агриппине, настойчиво твердила: «Плачьте, плачьте». Вскоре стало известно, что купец, возвращаясь из Москвы, скончался в Подольске. В 1838 г. блаженная подарила вдове Владимирскую икону Божией Матери с изображениями святителей Московских Алексия, Петра и Ионы (к 1917 эта икона хранилась в Серпухове в семье Плотниковых).

В 1845 г. в связи с притеснениями от новой игумении Владычного мон-ря Е. К. переселилась из Серпухова в расположенное на правом берегу р. Оки с. Колюпаново Тульской губ. Местная помещица Н. А. Протопопова построила для нее домик, но блаженная поселила в нем своих собак и кошек, сама же подвизалась в каморке. Всю приносимую ей пищу она отдавала домашним животным, питалась лишь тем, что оставалось от них.

Е. К. духовно окормлялась у служившего в колюпановском Казанском храме (освящен 4 февр. 1783) свящ. Павла Просперова (впосл. пострижен в монашество с именем Павлин, 30 окт. 1899 скончался в Троице-Сергиевой лавре). Неск. лет Е. К. принимала приходящих к ней за советами и с просьбами о молитве посетителей. Она часто посещала управляющего Мышегским чугунолитейным заводом А. И. Цемша, который построил для блаженной в своем саду уединенную келью. Жители мест. Мышега обращались к Е. К. за советом, с радостью принимали в своих домах. Е. К. предсказала начало Крымской войны (1853-1856) и оборону Севастополя (1854-1855), гос. переворот 1848 г. во Франции, положивший конец правлению кор. Луи Филиппа, и восстановление (1852) империи Наполеоном III. В 1850 г. в беседе с Протопоповой Е. К. предсказала скорое назначение на Тульскую и Белёвскую кафедру еп. Димитрия (Муретова). В 1851 г., во время первой же поездки по епархии, епископ посетил с. Колюпаново, Казанский храм, навестил Протопопову. Однажды старица предупредила Протопопову: «К обеду приедут гости... Игумения едет». Действительно, в тот день в Колюпаново приехала послушница Сезёновского мон-ря Тамбовской губ. Евфимия Моргачёва, впосл. игумения (см. Серафима (Моргачёва)).

Рака над мощами блж. Евфросинии в ц. Казанской иконы Божией Матери в Колюпановском мон-ре. Фотография. 2008 г.

Рака над мощами блж. Евфросинии в ц. Казанской иконы Божией Матери в Колюпановском мон-ре. Фотография. 2008 г.

Е. К. любила уединяться в глубоком овраге на берегу Оки, в 1 версте от Колюпанова. Рядом с речкой Прошенкой, протекавшей по дну оврага, подвижница выкопала небольшой колодец и, когда больные обращались к ней за помощью, говорила: «Берите воду из моего колодезя - и будете здоровыми». Подвизавшийся в Калужской епархии иеросхим. Герасим (Брагин-Мартынов) вспоминал, что в юности вместе с отцом часто ловил рыбу в Оке и возле с. Колюпанова видел молившуюся старицу.

29 июня 1855 г. , за несколько дней до кончины подвижницы, Протопопова просила еп. Тульского Димитрия (Муретова) «дозволить в случае смерти старицы похоронить» ее в сельской церкви. «Образ жизни и столетний христианский подвиг вывел ее из ряда обыкновенных мирских людей, и похоронить тело ее на общем кладбище я не смею оставить на своей совести, почитая дело это не богоугодным». Блаженную похоронили 7 июля 1855 г. при многочисленном стечении почитателей под трапезной деревянного Казанского храма, у сев. стены, в монашеском облачении (обстоятельства пострига Е. К. неизвестны). Погребение совершали 6 священников. Над могилой по инициативе свящ. Павла была поставлена деревянная гробница с чугунной плитой, на которой по благословению Московского свт. Филарета (Дроздова) начертано: «Евфросиния неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит». В 1914 г. над гробницей сооружена деревянная с позолотой сень, здесь же хранилась икона, по преданию принадлежавшая блаженной. С авг. 1884 г. перед литургией в Казанском храме служились панихиды по Е. К., совершались исцеления. По указу Тульской духовной консистории от 7 нояб. 1909 г. при церкви была заведена особая книга, где записывались случаи исцелений по молитвам к Е. К.

В 1885 г. над ископанным Е. К. источником была поставлена деревянная часовня-навес на столбах, в 1909 г.- деревянная, крытая железом часовня и при ней деревянная купальня. Ежегодно в день Сошествия Св. Духа совершался крестный ход к «матушкину колодцу». В 1931 г. Казанский храм сгорел, погребение и колодец пребывали в запустении.

Е. К. почитала сестра М. И. Цветаевой, Анастасия Ивановна. Находясь в сибир. ссылке, А. И. Цветаева переписала жизнеописание подвижницы, нарисовала ее портрет и вспоминала как чудо исцеление от ангины по молитвам к Е. К. По окончании ссылки в 1959 г. Цветаева отыскала чудотворный источник и могилу Е. К. в Тульской обл. и впосл. многократно приезжала туда.

В 1988 г. по инициативе архиеп. Тульского и Белёвского Максима (Крохи) Е. К. была канонизирована в лике святых Тульской земли. Составлены служба, акафист, тропарь, кондак. В 1993-1996 гг. на месте сгоревшей в 1931 г. деревянной Казанской ц. был возведен одноименный каменный храм, в котором с левой стороны над захоронением Е. К. поставлена мраморная рака, на ней - икона Е. К. От мощей и на источнике, ископанном подвижницей, совершаются многочисленные исцеления. Иконы Е. К. имеются в кафедральном Всехсвятском соборе Тулы (портретный живописный образ в монашеском облачении), других храмах епархии. Подвижница изображена также на иконах Собора Тульских святых.

В 50-х гг. XIX в. в беседах со свящ. П. Просперовым Е. К. предсказала, что в Колюпанове возникнет иноческая обитель. 16 июля 1995 г. при Казанской ц. был учрежден Казанской иконы Божией Матери женский монастырь.

Лит.: Старица Евфросиния // ДБ. 1862. Вып. 28; Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895. С. 50; Тульские ЕВ. 1908. Ч. неофиц. № 31. С. 597; Суриков И. М. Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой, кнж. Вяземской, фрейлины имп. Екатерины II. Серг. П., 1911; Цветаева А. И. О чудесах и чудесном. М., 1991; Жизнеописание блж. старицы Евфросинии. М., 2002.

Д. Б. Кочетов

ЕВФРОСИНИЯ КОЛЮПАНОВСКАЯ - Древо

Блж. Евфросиния Колюпановская

Евфросиния Колюпановская, Алексинская (не позднее 1755 - 1855), блаженная

Память 3 июля (Тульск.) в день кончины и в Соборе Тульских святых

В миру княжна Евдокия Григорьевна Вяземская, родилась не позднее 1755 года [1]. Принадлежала к древнему княжескому роду.

Была первой выпускницей Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге. Получив блестящее образование, обладая тонким умом и красотой, привлекла внимание светского общества и стала одной из любимых фрейлин императрицы Екатерины II. Будущая подвижница дружила с семьями знаменитого полководца Александра Васильевича Суворова и князя Юрия Долгорукова.

Однажды вместе с двумя другими фрейлинами, Марфой и Соломией, решила тайно покинуть дворец и взять на себя крест подвижничества. Причины этого поступка остались сокрыты. В один из летних дней три фрейлины, воспользовавшись пребыванием двора в Царском Селе (ныне - город Пушкин), оставили свои платья на берегу одного из прудов чтобы их считали утонувшими, переоделись в одежды крестьянок и отправились странствовать.

Евдокия побывала в нескольких монастырях: доила коров на скотном дворе, пекла просфоры. Поборов в себе человеческие слабости, испытав свой характер на прочность, в 1806 году она пришла в Москву к митрополиту Платону (Левшину) испросить благословение на подвиг юродства. Владыка благословил княжну и под вымышленным именем "дуры Евфросинии" направил с собственноручным письмом в Серпуховский Владычний монастырь к игумении Дионисии.

Подвиг в Серпуховской обители

Подвижница поселилась в Серпухове, недалеко от обители, на месте монастырских погребов, в тесной избушке, взяв на себя тяжелейший крест одиночества, насмешек и лишений. Евфросиния ничего не готовила, не ходила на сестринскую трапезу, брала лишь хлеб да квас с монастырской кухни - этим и питалась.

В избе вместе с Евфросинией жили две кошки и три собаки - Милка, Розка и Барбоска. Любимцем старицы был ворон, с которым она разговаривала как с человеком. Однажды он спас ей жизнь. В то время в её келье случился пожар: кто-то из озорников, издеваясь над "дурочкой", бросил в открытое окно пучок горящей соломы. Евфросиния стала тушить огонь и так обожглась, что слегла на шесть недель. Ворон не оставил её: он приносил ей в клюве корочки хлеба, ягоды и воду, выхаживая больную хозяйку, в то время как люди забыли о ней.

Не зря пернатый питомец так заботился о своей хозяйке: он отвечал добром за добро. Одна из посетительниц, вместе с подругой ночевавшая в келье у старицы, оставила следующий рассказ о быту подвижницы:

"От чрезвычайно удушливого воздуха мы не могли уснуть. Вдруг в стекло кто-то постучал. Матушка подошла к окну, отворила и проговорила: "Что, нагулялся?" В это время в комнату влетел огромный ворон, каких мы никогда не видывали, и закаркал. Матушка принесла горшок каши, рассыпала ее на коленях и стала кормить ворона. А когда он перестал клевать, матушка набрала в рот каши, и он стал хватать ее изо рта, потом вспорхнул и вылетел вон. В полночь пропел петух, матушка перекрестившись со словами "Во имя Отца и Сына и Святого Духа" оправила лампаду и уже до рассвета молилась".

В своей келье практически никогда не убирала, воздух в ней был настолько тяжелым, что однажды навестившая блаженную московская игумения спросила: "Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный воздух". На что Евфросиния с улыбкой ответила: "Это мне заменяет духи, которые я так много употребляла при дворе". Животных своих блаженная очень любила, а звери и птицы отвечали ей такой же привязанностью. Стоило ей только выйти из своего жилища, как на голову и на плечи садились голуби и стаи галок сопровождали ее всюду.

Неизменной одеждой юродивой была власяница (рубашка толстого сукна серого цвета), а в лютые морозы - мужской тулуп. Ходила блаженная всегда босая. Волосы были острижены, голову она обматывала тряпицей, а на шее носила медные ожерелье и цепь, на которой висел большой медный крест. Под власяницей - тяжелые вериги, о которых никто не знал. Спала блаженная очень мало, лежа на полу вместе с собаками. А на вопросы, зачем она это делает, отвечала: "Я хуже собак". Ночи ее были посвящены молитвенным бдениям. Строгая по отношению к себе, Евфросиния не могла спокойно смотреть на человеческое горе, на людские страдания и скорби. Во время жестоких напастей вымаливала она у Господа обильные дожди, щедрые урожаи и исцеления болящим.

Старица никому не рассказывала о своём прошлом, но порой обстоятельства приоткрывали её происхождение. Однажды в 1812 году, когда в Россию вторглась армия Наполеона, французские офицеры увидели блаженную, которая собирала какие-то травки, корешки, камешки. Оккупанты стали издеваться над ней, оскорблять и бранить, а в ответ услышали обилчение на чистейшем французском языке.

Смирение и молитвенные труды открыли в Евфросинии дар прозорливости. Однажды по дороге в Серпухов заспорили две помещицы: как лучше обращаться с подчиненными. Сошлись на том, что обращаться нельзя ни строго - будут роптать, ни кротко - избалуешь. Заехали к старице. Блаженная побеседовала с ними о том о сем, а потом вдруг заметила: "Кротко, кротко".

Рассказы о чудесах Евфросинии разнеслись по всей Центральной России. Но, как часто случается, земная слава повлекла за собой зависть, злобу и сплетни. Наговаривали на неё и монахини Владычнего монастыря, и светские власти. Раздраженная на "странную" подвижницу новая игумения обители повелела убить трёх ее собак. Евфросиния расплакалась, говоря: "собак убили - и меня убьют". Вскоре после этого подвижница переселилась из Серпухова в село Колюпаново Тульской губернии (ныне - в Алексинском районе Тульской области).

В Колюпанове

В Колюпанове местная помещица Протопопова полюбила старицу, построила ей светлую горницу, оштукатурила ее, деревья вокруг насадила. Но блаженная поселила в этих хоромах собак, кошек, индеек и цыплят, сама же облюбовала маленькую, душную каморку. Все четвероногие и пернатые обитатели небольшой комнатки находились в мире и согласии друг с другом. К Евфросинии же потекли посетители - люди шли из разных мест, просили молитвенной помощи, благодарили за исцеления.

Тяготясь людской славой, Евфросиния любила уходить за версту от Колюпанова в уединенное место рядом с Окой. В глубоком овраге с крутыми склонами, поросшими густым лесом, она предавалась тихой молитве. По дну оврага протекал небольшой ручеек, известный под названием речки Прошенки. В 1840-х годах на склоне оврага подвижница собственными руками выкопала небольшой колодец, и, когда больные обращались к ней за помощью, говорила им: "Берите воду из моего колодезя - и будете здоровыми".

В беседах со своим духовником иеромонахом Павлином (Просперовым) старица предсказывала, что в будущем в Колюпанове возникнет иноческая обитель.

Скончалась Евфросиния 3 июля 1855 года в возрасте более 100 лет и была похоронена около местного деревянного храма.

Блж. Евфросиния Алексинская и Колюпановская

Мощи и почитание

В 1929 году большевики уничтожили Колюпановскую церковь, но почитание святой не прекращалось. Так, Евфросинию Колюпановскую очень чтила Анастасия Ивановна Цветаева, родная сестра поэтессы Марины Цветаевой. Анастасия Ивановна свидетельствовала о получении исцеления по молитвам к блаженной. По окончании ссылки, в 1959 году, Цветаева вместе с пожилой знакомой Татьяной Андрейчевой и её внучкой Ритой поехала в Тульскую область, отыскала источник подвижницы, и впоследствии приезжала сюда ежегодно. В 1988 году святая Евфросиния была прославлена в Соборе Тульских святых в лике блаженных по почину архиепископа Тульского Максима (Крохи) [2].

В 1996 году на месте прежнего Колюпановского храма был построен новый, каменный, в честь Казанской иконы Божией Матери - церковь вновь учрежденного Колюпановского Казанского женского монастыря. В храме, с левой стороны, над могилой Евфросинии, поставлена мраморная рака. Источник старицы Евфросинии почитается чудотворным и привлекает сюда многочисленных паломников.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Вся́ кра́сная ми́ра сего́ презр'ела еси́,/ дворе́ц ца́рский оста́вив, юро́дство Христа́ ра́ди на ся́ восприя́ла еси́,/ блаже́нная ста́рице Евфроси́ние/, сего́ ра́ди с му́дрыми де́вами в небе́сный черто́г Жениха́ Христа́ вошла́ еси́,// моля́ся о все́х на́с.

Кондак, глас 2

Прему́дростию Бо́жиею наставля́ема,/ юро́дивою на земли́ пожила́ еси́,/ му́дрость ве́ка сего́ в бу́йство вмени́в,/ венце́м нетле́нным от Христа́ Бо́га за сие́ увенча́лася еси́/ в ли́ке святы́х на небеси́ водворя́яся,// блаже́нная ма́ти Евфроси́ние.

Использованные материалы

  • Кочетов Дмитрий, "Евфросиния Колюпановская", портал Православие.Ru, 12 декабря 2006:
    • http://www.pravoslavie.ru/2728.html
  • "Служба блаженной старице Евфросинии Алексинской", страница Живого журнала пользователя ustavschik (священника Максима Плякина), со ссылкой на Белёвскую епархию, 6 июля 2017:
    • https://ustavschik.livejournal.com/253074.html - молитвословия


[1]  Согласно указанию, что преставилась в возрасте более 100 лет. См. Кочетов Дмитрий, "Евфросиния Колюпановская", портал Православие.Ru, 12 декабря 2006, http://www. pravoslavie.ru/2728.html

[2]  "Свято-Казанский женский монастырь, с.Колюпаново", официальный сайт Тульской епархии, http://tulaeparhia.ru/eparxialnyie-svyatyini/dostoprimechate...tml

3 июля 2022 г. + Православный календарь

Православный календарь 2022

Старый стиль

3 июля
Суббота

Новый стиль

16 июля
5-я неделя по Пятидесятнице. Тон 3.

Не быстро.

Мученик Иакинф Кесарийский Каппадокийский (108). Второе перенесение мощей священномученика Филиппа, митрополита Московского и всея Руси (1652 г.).

Мученики Диомед, Евлампий, Асклепиодот и Голиндук (2 в.). Мучеников Моция и Марка (4 в.). Св. Александр, основатель монастыря Неусыпающих в Константинополе (ок. 430 г.). Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский (458 г.). Святитель Анатолий, затворник, Ближних пещер в Киеве (12 в.) и святитель Анатолий (другой), затворник, Дальних пещер в Киеве (13 в.). Преставление святителя Василия, епископа Рязанского (1295). св. Василий и Константин, князья Ярославские (13 в.). св. Иоанн и Лонгин Яренгские, монахи Соловецкие (1561 г.). Блаженный Иоанн Московский, юродивый (1589 г.)). Преподобный Никодим Хозюжский, инок Кожаезерского монастыря (1640). Св. Василий, архиепископ Новгородский (1352). Блаженные Михаил, Иродион, Василий и Фома юродивые Сольвычегодские (XVII в. ).

Священномученик Антоний (Быстров), архиепископ Архангельский и Холмогорский (1931).

Икона Пресвятой Богородицы Хиландарская «Милодатница», Афон.

Св. Анатолий, епископ Лаодикийский, и его преемник, св. Евсевий (3 в.). Святой Герман, епископ острова Мэн и просветитель Пиля, племянник святого Патрика Ирландского (474 ​​г.). Св. Исаия Одинокий, Скитский и Палестинский (ок. 489 г.).). Св. Симеон Столпник (третий), Киликийский (6 в.). Святой Георгий Богоносец, Черногорский, учитель святого Георгия Афонского (1068). Св. Иоаким, монах, из Нотены в Ахаии (XVII в.). Преподобномученика Герасима Нового, Карпенисионского, в Константинополе (1812 г.). Мученики Феодот и Феодота, замученные со святым Иацинтом в Кесарии Каппадокийской (108 г.).

Преставление монахини Евфросинии Неизвестной из Колюпаново (Алексин) (1855 г.).

Мысли на каждый день года


Согласно Ежедневным церковным чтениям из Слова Божьего
Святитель Феофан Затворник

Суббота. [ПЗУ. 8:14-21; Мэтт. 9:9-13]

Когда кто-нибудь своим страхом Божьим и требования его совести уже проснулись жажда духовных вещей, он обладает некоторым чувством позволяет ему понять значение слов, относящихся к к духовной сфере, хотя они могут быть облечены в форму притчи. Для таких людей притча не годится. скрывают правду, а наоборот раскрывают ее еще яснее. Но тот, кто не имеет такого расположения, не понимает любое духовное содержание, описанное в форме притчи. Даже если бы кто-нибудь предложил ему слово по этим предметам это не было в форме притчи, он бы только понять слова, а не понять суть причина. Это противоречило бы всем его представлениям, и казаться ему абсурдом, который он не колеблясь издеваться. Именно поэтому Господь говорил с люди в притчах. Тот, кто настроен духовно, понять притчу, тогда как кто-то без наклонностей не поймет, что бы вы ни сказали. Потому что они видя не видят; и слыша не слышат, и не они понимают… Ибо сердце этого народа вощеная грубая (Мф. 13:12-15). Между тем притча не лишали необходимых наставлений тех, кто был способный видеть скрытую истину: Ибо кто бы ни имел, ему будет дано, и у него будет больше изобилие .

Артикул

Святой Александр Основатель монастыря «Неусыпающих»
Святой Александр, основатель монастыря «Неусыпающих», родился в Азии и получил образование в Константинополе. Некоторое время он находился на воинской службе, но, почуяв призвание к иной службе, оставил мир и принял монашеский постриг в одном из сирийских пустынных монастырей близ Антиохии под руководством игумена Илии.
Блаженный Иоанн, юродивый Московский
Иоанн боялся одного Бога и говорил правду каждому человеку, как бы он ни был высокопоставлен. Даже царю Борису Гудунову он часто повторял слова: «Ты, подняв свою умную голову, взгляни на божьи дела.
Во-первых, у Бога много терпения, но когда Он бьет, это действительно больно».
© ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО

Святая Евфросиния Суздальская | Антиохийская Православная Архиепископия

Память 25 сентября

Святая Евфросиния, княгиня Суздальская, родилась в 1212 году. В Святом Крещении получила имя Феодулия, была старшей дочерью святой мученик Михаил, великий князь Черниговский. Князь Михаил и его жена Феофания не имели детей и часто посещали Киево-Печерский монастырь, где молились, чтобы Господь даровал им детей. Княгиня Евфросиния была их первой дочерью, посланной от Бога в ответ на их молитвы. Трижды им являлась Пресвятая Богородица и говорила, что молитвы их услышаны и что Господь дарует им дочь.

Феодулия воспитывалась в глубокой вере и благочестии. Большое влияние на ее воспитание оказал образованный дворянин Феодор. Образование и незаурядная красота принцессы привлекали многих.

Княгиня была обручена с князем Феодором, братом святого Александра Невского, но он умер в самый день их свадьбы. Княгиня удалилась в Суздальский женский монастырь во имя Положения Ризы Божией Матери, где приняла постриг с именем Евфросинии в честь преподобной Евфросинии Александрийской.

Еще будучи молодой женщиной, она с удивительным усердием исполняла монашеский устав жизни, а твердостью разума, духовной проницательностью и крайним воздержанием она замечательно превосходила других насельниц монастыря. Сам Господь посетил подвижницу, повелев ей быть бдительной и положительной в своих подвигах. До конца жизни святая Евфросиния хранила заповеди Спасителя и преодолела бесчисленные искушения.

Необычайная подвижническая жизнь святой Евфросинии стала известна в Суздале и за его пределами. Множество народа посещало монастырь, чтобы послушать наставления Евфросинии о любви, молитве, послушании и смирении.


Learn more