Индонезия - большая страна, раскинувшаяся на множество островов. Но большинство людей знают только один - Бали - знаменитый и прекрасный. Он притягивает к себе как любителей размеренного отдыха, так и серферов со всего мира. Однако, провести весь отпуск рассекая волны на серфе или нежась на песчаном пляже, не интересно. Да и зачем упускать возможность познакомиться поближе с этим прекрасным островом и испытать на себе всю его притягательную магию!
Составляя маршрут путешествия по острову Бали, стоит обязательно включить туда посещение рисовых террас. И на то есть несколько причин.
На Бали террас несколько. Самые крупные и интересные - Тегаллаланг и Джатилувих. О них мы и расскажем подробно.
Всего в 20 минутах езды от Убуда, на холмах высотой 800 метров над уровнем моря, раскинулись ступенчатые рисовые плантации Тегаллаланг. Сюда можно легко добраться на машине или на мотоцикле. Эти террасы популярны из-за своего местоположения. Рядом с ними проходит дорога, на которой любой желающий может остановиться и взглянуть на раскинувшуюся перед ним панораму. Но одно дело - смотреть с дороги, другое - пройти по вьющейся между ступенями террасы тропинке, спуститься вниз, а потом подняться с противоположной стороны холма. Маршрут не самый сложный, однако, перед походом стоит все же запастись крепкой и удобной обувью - тропинка может быть влажной.
При входе на плантацию необходимо оплатить входной билет, но иногда на дорожках террасы можно встретить местных жителей, которые просят дополнительный донейшн.Террасы - эта частная территория, на которой живут и работают местные фермеры. Они же приводят в порядок тропинки и заботятся обо всей окружающей природе. Так что не стоит сердится на их просьбы о пожертвовании. Но если все же нет желания платить донейшн, и просто хочется насладиться красотами в одиночестве, то лучше всего приезжать на террасы ранним утром. В это время поля еще покрыты росой, туристов совсем мало, а местные жители заняты своими делами и не просят лишних денег, потребуется оплатить только входной билет. Кстати, парковку с утра найти так же гораздо проще, днем дорога рядом с террасами заполнена автомобилями и туристическими автобусами.
Вход на террасы Тегаллаланг осуществляется через несколько кафе, в которых можно спокойно посидеть, выпив чашечку кофе и наслаждаясь видом. К слову сказать, одна из тропинок террас приводит к небольшой кофейной плантации, где желающие могут продегустировать различные сорта местного кофе, а так же посмотреть, как его выращивают. Ее легко можно найти по указателю. Для утомленных прогулкой посетителей небольшие столики и лавочки в некоторых местах можно встретить прямо в глубине террас.
Для тех, кому наскучили прогулки по волнистым ступеням холмов и посиделки в местных кафе, на террасах Тегаллаланг установлены качели с видом на рисовые поля. Фотографии именно с этих качелей появляются в инстаграме у большинства людей, посетивших Бали.
Почти в самом центре острова Бали у подножья горы Батукару на площади более 300 га раскинулись рисовые террасы Джатилувих. От Денпасара до террас Джатилувих примерно полтора часа езды. Попасть сюда можно как с экскурсией (например, наша экскурсия "Секкумпул треккинг по водопадам"), так и взяв на прокат машину или мотоцикл. Стоит учесть, что дорога на террасы ведет через узкий горный серпантин, так что тем, кто не уверен в своем навыке вождения, лучше воспользоваться услугой водителя.
У каждого, кто попадает на эти необычные рисовые поля захватывает дух. Сложно представить, как древние жители острова создавали эти необычные волнистые ступени на склонах холмов. Именно по этому 2012 году в ЮНЕСКО признали эти террасы, да и всю систему ирригации на Бали всемирным наследием.
Территория террас Джатилувих огромна, но заблудиться здесь невозможно благодаря системе ухоженных тропинок, мостиков и указателей. Есть несколько маршрутов для прогулок разной длительности, так что каждый может выбрать для себя максимально комфортный. По некоторым дорожкам разрешено даже ездить на велосипедах.
То там, то тут на террасах можно встретить небольшие святилища богине Деви Шри. По местным верованиям, она является покровительницей плодородия в целом и риса в частности. Около этих святилищ местные жители часто оставляют пожертвования богам
Рисовые террасы Джатилувих находятся в центральной части острова, где нередки дожди. Тем, кто не хочет испортить себе впечатление от прогулки, лучше запастись не только удобной обувью, но и зонтом или дождевиком. Кроме того, при посещении террас вечером, не лишним будет взять с собой средство от комаров. Рисовые поля обильно поливаются, поэтому комары в большом количестве обитают на них. Этот совет относится не только к террасам Джатилувих, но и ко всем прочим рисовым плантациям.
Рядом с террасами можно найти несколько уютных отелей для тех, кто решит остаться на несколько дней. Кроме отелей, террасы окружает множество ресторанов, где можно, наслаждаясь видами на волнистые зеленые ступени, попробовать блюда с рисом, выращенным прямо здесь на Джатилувих.
Когда-то давно жители Бали не представляли себе, что их способ выращивания риса может стать знаменитым на весь мир. Сделанные руками человека и так органично вписавшиеся в окружающую природу, ступенчатые рисовые поля притягивают миллионы путешественников со всего света. И это не удивительно, такую красоту хочется увидеть своими глазами, чтобы хоть немного понять и почувствовать дух этого прекрасного и таинственного острова Бали.
Рисовые террасы Бали, бесспорно, достойны внимания, и их непременно стоит посетить. Не нужно расстраиваться, если при посещении выяснится, что рис убран. Цикл выращивания этого растения на каждой из плантаций уникален и не совпадает с другими. Если на одной террасе Вы застанете уже голые ступени, то на другой можете быть рис сразу после посадки.
Еще несколько интересных статей:
Одна из главных природных достопримечательностей острова Бали — рисовые террасы. Их площадь занимает тысячи гектаров, а возраст некоторых превышает 1000 лет.
В этой статье я расскажу вам о самых красивых рисовых террасах на Бали, о том, как выращивают и собирают рис на острове. Я также познакомлю вас с самыми популярными рисовыми полями, расскажу, где они находятся и сколько стоит их посещение. Кроме того, здесь вы найдете полезные советы по посещению террас.
На этом сайте вы можете прочитать о многих достопримечательностях острова. Для вашего удобства, я разбил их на категории. Сейчас вы находитесь в разделе «Рисовые террасы». Чтобы познакомиться с другой категорией, перейдите в раздел «Места по категориям» и нажмите интересующую вас ссылку. Полный список достопримечательностей доступен в разделе «Все места».
36. Рисовые террасы Tegallalang
Рисовые террасы Тегаллаланг (Tegallalang rice terraces) находятся в центральной части Бали, в 9 км к северу от Убуда. Они расположены на высоте 800 м над уровнем моря, в речной долине. Это одна из самых древних и самых посещаемых достопримечательностей на острове.
Читать далее55. Рисовые террасы Jatiluwih
Джатилуви (Jatiluwih) - рисовые террасы рядом с городом Табанан. Они расположены на высоте 700 метров над уровнем моря у подножья горы Батукару.
Читать далееРис является основной сельскохозяйственной культурой для балийцев. Его используют для приготовления множества блюд и едят практически каждый день. Выращивают рис как на равнинах, так и в горных районах. Плодородной земли на острове не так уж и много, потому местные жители стараются использовать каждый ее клочок.
Интересный факт: слово «nasi«, которое переводится как «рис», имеет и второе значение — «еда». Это говорит о большом значении данной культуры для балийцев.
Рисовые поля здесь бывают двух типов:
Самые интересные террасы расположены в центральной части острова, вокруг Убуда. Есть красивые места на востоке и севере острова, в районе больших озер.
Вот список рисовых террас, которые я бы советовал вам посетить:
1. Tegallalang
Занимают первое место по посещаемости. Находятся немного севернее Убуда. Считается, что именно здесь самые красивые виды и получаются лучшие фотографии. Возле террас есть несколько неплохих кафе, обзорных площадок, сувенирных лавок с изделиями местных жителей.
2. Jatiluwih
Рисовые террасы находятся в округе Табанан. Здесь выращивают традиционные сорта риса. На других плантациях эти сорта постепенно начали вытесняться более продуктивными современными разновидностями. Считается, что местный рис вкуснее, потому стоит он приблизительно на 30% дороже. Кроме того, он выше, чем в других местах. Рядом с плантациями можно увидеть гору Гунунг Батукару — вторую по высоте на острове. Почти посреди полей стоит храм Pura Luhur Batukaru.
3. Убуд и его окрестности
Здесь рисовые террасы плавно спускаются с гор в долину реки Аюнг. Возле некоторых из них построены престижные гостиницы.
Вот несколько деревень вблизи культурной столицы острова с красивыми рисовыми террасами:
4. Belimbing Village
Это село тоже расположено в округе Табанан, в 50 км от Денпасара. Оно окружено рисовыми террасами. Кроме них, здесь можно увидеть фруктовые сады с мангостином, рамбутаном, дурианом, кокосами, а также плантации какао и гвоздики. Недалеко от террас есть два водопада — Singsing Bemben и Singsing Sade. В тропическом лесу живет много обезьян, а с полей открывается отличный вид на гору Батукару.
5. Kekeran Busung Biu Rice Terrace
Расположены на севере острова, недалеко от деревни Мундук. На террасы удобно заезжать по пути в Ловину или к северным озерам. Это место редко посещают туристы, так как оно находится в некотором отдалении от популярных курортов. Рисовые террасы разбиты на холмах, между которыми течет река. Местные фермеры также выращивают фрукты, специи.
6. Rendang Rice Terrace
Место расположено вблизи горы Агунг и храма Бескаих, в долине Sidemen. Здесь рисовые террасы перемежаются с полями, со всех сторон они окружены джунглями. Долина занимает огромную территорию, ее пересекает река Унда. Чтобы обойти все рисовые поля в этом районе понадобится не меньше шести часов. Перед вами откроется красивый вид на священную гору Агунг и храм у ее подножья.
7. Ngis
Небольшое селение на восточном побережье, между Амлапурой и деревней Абанг. Местные рисовые террасы ничем не уступают по красоте самым популярным в округе Табанан. Туристов очень мало, для того, чтобы попасть к полям, нужно немного свернуть с главной дороги.
8. Tirta Gangga
Это название одного из королевских дворцов в округе Карангасем. Но нередко так называют всю область вокруг дворца. Здесь можно увидеть очень красивые рисовые террасы. Они расположены не на таких крутых склонах, как в горных районах острова, в некоторых местах напоминают поля. Зато прогулка по ним неутомительная, подойдет людям с любым уровнем физической подготовки.
Адрес
Radius:1km5km10km25km50km75km100km150km200km300km
No categories found
No results found in this location. Please try again.
Внешний вид рисовых террас полностью зависит от циклов выращивания риса. Современные виды поспевают быстро, за 110 дней. Потому дают возможность собирать 2-3 урожая за год. Сорта, которые традиционно выращивали на Бали, созревают в течение 210 дней. Недаром местный год длится именно такой промежуток времени. Большинство религиозных обрядов на острове связаны с посадкой, ростом и сбором урожая риса. Ведь эта культура – основа питания, а значит и жизни балийцев.
В зависимости от стадии обработки, рис разделяют на несколько видов:
Также принято разделять рис на несколько сортов:
Процесс выращивания
Сначала рисовые зернышки высеивают на специальных площадках, чтобы получить рассаду. Пока она растет, фермеры вспахивают землю. На многих полях до сих пор используют буйволов и старинные инструменты. В некоторые места просто невозможно подогнать технику. Но часто причина в другом: трактор или комбайн стоят дорого, денег на их покупку и даже аренду нет. Ведь зарабатывают крестьяне очень мало.
Когда рассада подрастает на 10-15 см, ее переносят на затопленные водой поля, переносят саженцы вручную. Опытный фермер за 15 минут может засадить поле площадью 20 квадратных метров. Очень часто этим занимаются женщины, нередко — наемные работницы. В сезон сюда приезжают даже с соседней Явы.
Когда рис высажен, на террасы начинает постепенно поступать вода. Ее количество строго регламентируется. Если кто-то из фермеров берет больше воды, чем положено, его могут наказать за кражу. Хотя сейчас существует система «одалживания» воды. Если кому-то не хватает влаги, а на соседних полях ее слишком много, или они не засажены рисом, можно с ведома правления на свое поле больше воды.
Залитые водой террасы с молоденькими зелеными ростками выглядят красивее всего. Они напоминают огромные зеркала, в которых отражается небо. Уже через несколько дней колосья подрастут, и ступени на склонах холмов приобретут изумрудный цвет. Перед сбором урожая они становятся золотыми.
Собирают поспевший рис на террасах тоже вручную. Технику используют чаще на обычных полях. Срезанные колосья подсушивают на солнце и обмолачивают рядом с террасами. Затем их нужно освободить от внешних оболочек. Современные фермеры чаще отдают ее на станции со специальной техникой, а не обрабатывают вручную, как раньше.
Сказать точно, когда начинается тот или иной цикл посадки и сбора риса по европейскому календарю, трудно. Ведь сезоны на Бали с ним не совпадают. При двукратном сборе урожая первый раз культуру высаживают приблизительно в январе или феврале, а второй – в июле или августе. Собирают первый урожай в апреле или мае, второй – в октябре или ноябре. Время сбора традиционных сортов лучше узнавать на месте или непосредственно перед выездом на остров. Их высадка проходит в конце сезона дождей.
Когда все поля убраны, на них выпускают уток. Эти птицы подбирают оставшиеся зернышки, очищают поля от насекомых и вредителей. Кроме того, они удобряют землю своим пометом. Нередко на залитых водой террасах заводится рыба и даже крабы. Хотя при современных технологиях выращивания риса такое случается все реже. Ведь начали интенсивно использовать химические удобрения, средства для борьбы с вредителями и болезнями, от которых рыба гибнет.
Кто и когда посадил первое рисовое зернышко на балийской земле — доподлинно неизвестно. Есть много легенд и исследований. О них я хочу рассказать вам далее.
Балийцы верят, что рис послали на остров боги. Они хотели подарить жителям зернышки четырех священных цветов – черного, красного, белого и желтого. Птица Сива, несшая рис островитянам, по дороге съела желтые. Осталось лишь несколько семян, которые посадили под крышу дома. Из них выросла куркума, с ее помощью белый рис стали перекрашивать в желтый для использования в церемониях.
В индуизме эти четыре цвета имеют следующее значение:
Главными покровительницами риса на острове считаются богиня воды Деви Дану и богиня плодородия Деви Шри (или Шридеви). Последняя во многом является аналогом индийской богини Лакшми. Также она считается покровительницей Луны и подземного мира, рождения и смерти. Согласно легенде, богиня появилась из яйца, которое бог-змей Анта нес в дар Батара Гуру (аналог Шивы). Батара Гуру усыновил маленькую девочку, а когда она выросла, влюбился в собственную дочь.
Чтобы не нарушить небесной гармонии грехом, боги решили убить Деви Шри и похоронить ее на земле. Из тела прекрасной девы выросли многие плоды, которые используют для пропитания люди. Из головы – кокосовая пальма, из губ, ушей и носа – овощи и специи, из груди –фруктовые деревья, из рук – тиковое дерево, из бедер – бамбук, из лона – сахарный тростник, из ног – корнеплоды. Рис по одной из версий вырос из пупка, по другой – из глаз. При чем из левого глаза выросли красные зерна, а из правого – белые.
Фигуры богини Деви Шри можно увидеть на каждом рисовом поле. Нередко они символические, состоят из двух треугольников, соединенных вершинами. Иногда такие фигуры делают из рисовых зернышек. Молитвы богине возносят в дни посадки риса и сбора урожая у небольших алтарей, размещенных на полях. По большому счету, культ Деви Шри является еще доиндуистским, но сейчас он переплелся с религией, которая стала традиционной для Бали.
Многие исследования говорят о том, что старейшие террасы на острове были заложены приблизительно 1200 лет назад. В то же время возникла особая система орошения и общественных отношений под названием «субак» (subak). Она является уникальной для Бали. В других регионах Азии вы тоже можете встретить похожие террасы и системы ирригации. Но нигде больше они не основаны на таком общественном строе и философии, как здесь. Он пережил столетия, не поддался колонизаторам и даже противостоит современной глобализации.
Субак — это очень многоплановое понятие. Напоминает собой многоярусную пагоду балийского храма.
Понятие «субак» включает в себя:
Все члены субака должны жить в гармонии с богом, природой и друг с другом. Даже инженерные конструкции и циклы выращивания риса подчинены этим духовным и философским принципам. Каналы построены так, что вода по ним возвращается назад в озера и реки. Кроме того, ирригация и конструкция террас предупреждают эрозию грунта на склонах холмов.
Культура субак очень прочно вошла в жизнь балийцев. Исследователи с удивлением отмечают, что даже власть королей в общинах была ограниченной. Монархии никогда не входили в фазу абсолютизма. Субаки как сельскохозяйственные единицы всегда имели частичную автономию.
Очень важную роль в системе субаков играют храмы. Именно они являются центром управления и распределения водных ресурсов. Духовная основа, базирующаяся на гармоничном взаимодействии человека с природой, позволяла столетиями сохранять экологический баланс на острове и выстраивать такие взаимоотношения между людьми, которые не давали появиться ни чрезмерной бедности, ни чрезмерному богатству. Вся вода сначала протекает через территорию храмов, а потом попадает на поля.
При завоевании острова голландцами система субаков едва не была уничтожена. Колонизаторы не желали считаться с местными обычаями, проигнорировали значение храмов в сельском хозяйстве и систему взаимопомощи в общинах. Началось резкое сокращение посевов риса, земли стали использовать для выращивания специй, какао и кофе на экспорт. Риса не оставалось даже для пропитания, от чего местное население сильно голодало. В конечном итоге, пришло наказание. Многочисленные плантации кофе, которыми был засажен остров, заболели и практически все погибли.
Во время второй мировой войны, когда островом управляли японцы, выращивание риса опять возобновилось. Развивали это направление и власти Индонезии, в состав которой вошел Бали. В 60-х годах с Филиппин были завезены новые сорта, которые быстрее созревали и давали больше урожая. Только они были слишком чувствительны к вредителям и болезням. Для их выращивания приходилось использовать инсектициды и другие химические препараты. Это существенно сказалось на экологической обстановке. Интенсивное промышленное производство, новые налоги, выработанные на основе старых голландских, начали подрывать и систему субак.
С развитием туризма на острове традиционный уклад местных фермеров сильно пошатнулся. Сегодня молодежь не желает работать на родительских фермах. Достичь успеха и зарабатывать деньги в больших городах и туристических центрах легче, чем на полях. Средний возраст балийских фермеров – 45-50 лет. Поколения отходят и постепенно утрачиваются как технические знания, так и особое духовное значение рисовой культуры. Кроме того, многие поля перестают обрабатываться из-за недостатка воды, которая идет на обслуживание курортов. Землю возле террас скупают под гостиницы и рестораны.
Официально на острове насчитывается около 1200 традиционных общин. Каждой управляет от 50 до 400 фермеров. Но земледельцев с каждым годом становится все меньше. Чтобы сохранить уникальную систему субак, в 2012 году ЮНЕСКО внесла ее во всемирное культурное наследие.
Также под охрану ЮНЕСКО попали пять террас и объектов:
Основная работа ЮНЕСКО ведется именно на этих объектах. Главным условием является использование традиционных систем орошения, исключение использования современной техники и удобрений. Одно из направлений – выращивание органического, экологически чистого риса. Он пользуется немалым спросом среди американцев, европейцев и австралийцев, которые приезжают сюда отдыхать. Кроме того, сами рисовые плантации на Бали становятся очень популярными среди отдыхающих.
Как видите, туризм, с одной стороны, подрывает традиционный сельский уклад, стимулируя молодежь покидать свои деревни и работать в курортной зоне. С другой стороны, экотуризм повышает интерес отдыхающих к рисовым террасам. Возможно, это единственный путь к спасению традиционного земледелия.
Рисовые поля на Бали позволят вам познакомиться с древнейшей системой выращивания этой азиатской культуры, увидеть красивые пейзажи и внести свою лепту в поддержку одного из объектов всемирного наследия.
Вот несколько советов по организации поездки:
На Бали очень много рисовых террас и полей. Все они по-своему красивы, и вовсе не обязательно ехать на плантации, которые разрекламированы в туристических проспектах. Поскольку на острове сейчас выращиваются сорта риса с разным циклом посадки, за одну поездку можно увидеть и всходы, и зеленые террасы, и сбор урожая.
Для интересующихся историей рисоводства на острове, рекомендую посетить музей риса Субак.
О других местах читайте на странице ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ НА БАЛИ.
Этот древний культурный ландшафт прекрасно иллюстрирует гармонию человека с природой.
В течение 2000 лет горы провинции Ифугао на Филиппинах тщательно обрабатывались бесконечными рядами террасных полей, поднимающихся на тысячи футов.
Рисовые террасы Ифугао, повторяющие естественные очертания гор, только подчеркивают суровую природную красоту региона. Они также олицетворяют гармоничные, устойчивые отношения между людьми и окружающей их средой. Эти поля, а также знания о том, как их обрабатывать и поддерживать, веками передавались из поколения в поколение.
Первоначальные строители построек использовали каменные и глинобитные стены, чтобы тщательно вырезать и построить террасы, которые могли бы содержать затопленные пруды для выращивания риса. Они также установили систему полива этих участков, собирая воду из горных лесов. Эти невероятные инженерные подвиги были сделаны вручную, как и само сельское хозяйство.
Рисовые террасы уже давно играют ключевую роль в выживании народов Ифугао, но они также занимают центральное место в их культуре. Целые сообщества сотрудничают в циклических, сезонных системах посадки, борьбы с вредителями и сбора урожая, которые привязаны к лунным циклам и иногда сопровождаются религиозными ритуалами.
Затопленные рисовые поля спускаются по склону горы в Банауэ, к северу от Манилы.
Фотография Джона Джавеллана, Reuters
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Но мир меняется и этот регион не застрахован. Все большее число молодых людей мигрирует в городские районы в поисках совсем другого будущего. Немногим осталось работать на полях по-старому, и их будущее неопределенно. От 25 до 30 процентов террас заброшены и начинают разрушаться вместе с оросительными системами.
Из-за этих угроз объект был внесен в список всемирного наследия, находящегося под угрозой, в 2001 г., а затем удален в 2012 г. Устойчивый туризм может дать надежду на сохранение. Фактически, ценность региона для страны как туристического направления, вероятно, превышает ценность его производства риса.
Другие не менее прекрасны, но рисовые террасы Банауэ — самые известные из них. Банауэ находится примерно в 216 милях (348 км) от Манилы (возможно, от восьми до десяти часов с остановками и гористой местностью), и туда ежедневно курсируют автобусы.
Летом и осенью обильные дожди иногда могут затуманить вид на склоны. Зима может быть более надежным периодом для осмотра достопримечательностей. Июнь — время сбора урожая, поэтому пейзаж золотой, а уровень активности высок.
Неудивительно, что прогулка по террасам является популярным занятием среди посетителей этого региона. Но изумрудные склоны холмов кажутся прекрасными даже без прогулки, а мест для пикника предостаточно. В Банауэ проводится множество экскурсий.
Расшифрованные секретные письма раскрывают заговор против королевы Елизаветы I
Почему экскременты вомбата имеют форму куба?
Вомбаты — единственные животные в мире, которые производят экскременты кубической формы. Но как и зачем они это делают? Теперь у ученых есть идея получше.
Завораживающий взгляд на восьминогие чудеса природы
Эти интимные портреты паукообразных, от тарантулов до прыгающих пауков, показывают, насколько они уникальны, красивы и даже очаровательны. являются.
Внутри декаданса Венеции Казановы
Город в 18 веке был скандальным и опасным, как и его знаменитый сын, чьи мемуары подробно описывают его репутацию столицы удовольствий.
Узнать больше
Идет загрузка
Чудеса древней инженерии | Природа и природа
(Изображение предоставлено Chaiyun Damkaew/Getty Images)
Гэри Джонс, 26 октября 2021 г. самые живописные пейзажи на Земле.
I
Часто говорят, что Великая Китайская стена — единственный рукотворный объект, видимый из космоса. Конечно, это неправда; разваливающаяся, часто заросшая структура в основном не шире проселочной дороги. Но если невооруженный человеческий глаз действительно может разглядеть некоторые инженерные чудеса Земли с низкой орбиты, то в Китае они, безусловно, должны включать рисовые террасы Хунхэ-Хани.
Вырубленные в горах юго-западной провинции Юньнань раскинувшиеся террасы — сотни тысяч — составляют более 160 кв. км, создавая один из самых впечатляющих и захватывающих пейзажей на планете.
Более того, благодаря масштабному инженерному проекту, в котором приняли участие несколько поколений, в результате которого были созданы похожие на лестницы террасы, местные жители хани — одно из 55 официально признанных этнических меньшинств Китая — использовали местную окружающую среду на благо всего сообщества.
«С древних времен люди хани строили канавы и каналы для отвода родниковой воды из гор и лесов для орошения террасных полей», — говорит А Сяоин, гид из Юньнани из специализированной туристической компании China Highlights. «Количество необходимых канав было огромным, для этого требовалось много рабочей силы и материальных ресурсов, которые отдельные люди или деревни не могли себе позволить самостоятельно».
Усовершенствованные путем проб и ошибок более чем тысячелетие, рисовые террасы являются вдохновляющим примером того, как целое сообщество работает в симбиозе с природой, а землепользование распределяется по возвышенностям в отдельные экологические зоны. Осадки и влага из густого горного тумана собираются в лесистых водосборах высоко на склонах, подпитывая грунтовые воды; Родниковая вода направляется для орошения террас; объединенная вода испаряется, образуя облака; и собираются тучи, чтобы пролить дождь на высокие леса. Затем гидрологический цикл повторяется до бесконечности.
Фермеры хани начали вырезать террасы в горах во времена династии Тан. , террасы опускаются вниз и водные системы, такие как протекающие реки, создавая таким образом уникальную экосистему из «четырех элементов» — леса, деревни, террасы и водные системы», — сказал А.
Эта стратегия предлагает устойчивые преимущества не только в выращивании риса, но и во всем, от производства древесины, овощей и фруктов до разведения уток, рыбоводства и сбора трав, используемых в традиционной медицине. Террасы, по сути, являются круглогодичной кладовой Хани.
«Вода постоянно течет через искусственный ландшафт», — объясняет американский этнограф Джим Гудман, автор книги «Юньнань: Китай к югу от облаков», который имеет многолетний опыт взаимодействия с местными племенами. «Большинство других систем террас в мире не имеют этого. Поэтому в зимние месяцы, вне сезона выращивания риса, террасы Хани по-прежнему полезны как место для рыбы и лягушек, для улиток, для хороших вещей. что хани могут есть».
Считается, что хани прибыли в горы Айлао, недалеко от современной границы Юньнани с Вьетнамом, примерно в 3 веке, мигрировав на юг с сурового, бесплодного и неумолимого Цинхай-Тибетского нагорья. Они были так очарованы тем, что нашли там — плодородной землей, мягким климатом, обильными осадками, — что решили пустить корни.
Сегодня, когда террасы обслуживают более 80 деревень, вода является товаром, который имеет решающее значение не только для выживания хани, но и для сплоченности общества. Равенство поставок, по словам Гудмана, является отправной точкой успеха группы.
«Хани демократично спроектировали ландшафт, используя систему каналов, разделителей и дамб, чтобы обеспечить справедливое движение воды по пространству», — сказал он. «В каждой деревне есть официальный «страж воды», который следит за тем, чтобы вода распределялась равномерно. Семья, чья земля находится внизу террасы, получает столько же воды, сколько и тот, кто находится наверху».
Вырезанные вручную террасы соединяются вместе, как гигантская головоломка (Фото: Джеф Водняк/Getty Images)
Если смотреть с любой возвышенной точки, асимметричные террасы — некоторые размером с футбольное поле, другие не больше небрежно брошенной простыни, и все они четко очерчены темными изогнутыми стенами из уплотненной грязи — складываются вместе, как колоссальная мозаика. Зимой и весной террасы наполняются водой, отражая небо, каждая из которых напоминает ромбовидную панель в могучем закручивающемся витраже.
Фермеры хани начали вырезать террасы в горах во времена династии Тан (618-619 гг.).07 г. н.э.), с их особым использованием земли, отраженным в переданных по наследству счетах. С тех пор за террасами ухаживают, поднимаясь от берегов реки на высоте менее 500 м над уровнем моря до покрытых облаками высот более 1800 м и на склонах до 70 градусов. Часто злоупотребляемое описание «лестницы в небеса» здесь наиболее уместно.
Вас также может заинтересовать:
• Лапша, покорившая мир
• Далекая и опасная Великая китайская стена
• Тайный китайский язык только для женщин
Возможно, еще более впечатляющим является то, что террасы всегда вырезались вручную, а методы строительства, используемые сегодня, такие же, как и у предков хани.
"Вы не можете механизировать террасы," объяснил Гудман. «Вы не можете использовать тракторы или другие машины из-за их формы и расположения. И они часто по колено в воде. Так что хани по-прежнему используют буйволов или выполняют тяжелую работу вручную, используя те же кирки и мотыги. и ручные инструменты, которыми они пользовались сотни лет».
Несмотря на постепенное расширение с каждым посевным сезоном, гигантское инженерное чудо-абстрактное произведение искусства Хани веками оставалось в значительной степени скрытым от остального мира. Редкий рассказ стороннего наблюдателя появился в 1890-х годах, когда принц Анри Орлеанский возглавил французскую экспедицию из Вьетнама в Юньнань в поисках истока реки Иравади, которая разделяет Бирму пополам.
«Здесь склоны холмов на две трети были покрыты рисовыми полями, возвышавшимися правильными террасами, по которым каскадами стекала вода, блестевшая, как стекло на солнце», — писал Анри, добавляя: «Этот метод орошение было настоящим произведением искусства, все насыпи возводились вручную или топтались ногами».
В начале 1920-х годов американец Гарри А. Франк — один из выдающихся писателей-путешественников того времени — также проскользнул в Юньнань из Вьетнама, наблюдая из окна, как его поезд с пыхтением мчится по пересеченной местности вдоль узкоколейки, построенной французами. Железнодорожный. «Повсюду есть террасы, более крутые, чем лестницы, длинные, но такие же узкие, как и высокие, а горы вокруг них отражаются в новых рисовых полях», — писал Франк в своей книге «Путешествие по Южному Китаю» (1925).
Почти 90% населения округа Юаньян составляют племенные группы. (Источник: Гэри Джонс)
коммунистическая страна за так называемым «бамбуковым занавесом» - горный регион стал закрытым для иностранцев, вновь открывшимся только в 80-х годах.
Никто не обращал особого внимания до 2000-х годов, когда появились новые асфальтированные дороги и местные власти решили внести террасы в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. (Наконец это было достигнуто в 2013 году, когда агентство ООН заявило: «Устойчивая система землепользования рисовых террас демонстрирует необычайную гармонию между людьми и окружающей их средой как визуально, так и экологически».)
В последнее десятилетие держать в тайне такую топографическую странность было невозможно, поскольку состоятельные любители фотографии, в основном из богатых городов Китая, собирались на затопленных террасах во время празднования Нового года по лунному календарю в Китае в конце января или в начале января. Февраль, запечатлеть умопомрачительные сцены в мегапикселях, а затем заполонить ими социальные сети.
Хотя в летний вегетационный период террасы переливаются ярким изумрудом (местный микроклимат поддерживает только один урожай риса в год, если он обилен), пейзаж наиболее фотогеничен с ноября до конца апреля, когда заболоченные террасы становятся естественными зеркалами, которые светятся оттенками индиго и мандарина, золотом, бирюзой и пурпуром с каждым рассветом и закатом. Фермеры и водяные буйволы иногда проплывают мимо в приятных силуэтах.
Деревни хани также идеально подходят для открыток, их приземистые дома цвета охры из глины и камня увенчаны грибовидными соломенными крышами. Громкие большие черные свиньи и сопровождающие их опоросы милых поросят свободно бродят, всегда в сопровождении обнадеживающего саундтрека из журчащих ручьев и звона оросительных каналов.
Инженерный проект нескольких поколений простирается на площади более 160 кв. км. (Фото: Aphotostory/Getty Images)0% происходят из племенных групп. В оживленные рыночные дни в таких деревнях, как Шэнцунь, к хани присоединяются их соседи Мяо, Яо, Дай, Чжуан и И, чтобы торговать и заниматься региональными делами, есть и пить, сплетничать и курить свои характерные удлиненные бамбуковые трубки. женщины часто наряжались в красочные и вышитые племенные костюмы и массивные серебряные украшения.
Однако, пройдя 200 м от Shencun в любом направлении, вы легко забудете о безумных покупках и продажах на рынке. Прогуляйтесь по извилистым тропам через террасы — или даже вдоль их глиняных стен, если ваши ноги проворны — и вы будете в полном одиночестве.
Гудман говорит, что во время глобального сокращения природных ресурсов хани могут преподать миру уроки управления земельными ресурсами, а также того, как жить в гармонии с окружающей средой.
«Они гордятся своими достижениями», — сказал он. «Они совершили нечто чудесное, что сохранялось, возможно, 1300 лет».
Он добавил: «Покажите им сделанную вами фотографию людей хани, одетых в традиционную одежду, с их причудливыми украшениями и прочим, и они пожмут плечами.