Добавить на Яндекс

Фландрия и фламандия


Бельгийская болезнь – Власть – Коммерсантъ

Вот уже три с лишним месяца Бельгия не может сформировать правительство. Угроза распада государства на две части — Фландрию и Валлонию — стала как никогда реальной. Крушение одного из символов общеевропейского единства может иметь катастрофические последствия для всего Евросоюза.

Политическую жизнь Бельгии на протяжении долгого времени определяло противостояние сторонников бельгийского единства и сторонников отделения Фландрии от Валлонии. Умеренные партии, отстаивающие идею единства страны, пользуются поддержкой главным образом в франкоговорящей Валлонии. Во Фландрии находятся более радикальные партии, выступающие за ее частичную или полную независимость. Однако обычно сторонам удавалось договориться, что позволяло сохранять федеративное устройство страны.

На выборах 10 июня 2007 года большинство мест в парламенте получили фламандские партии: 88 из 150 мест в нижней палате и 25 из 40 в верхней. Наибольшее количество мандатов (30 в нижней палате) получила фламандская Партия христианских демократов, стремящаяся к относительной автономности Фландрии и Валлонии при сохранении территориальной целостности страны (то есть к конфедерации). Однако число их мест в парламенте не позволяет им создать однопартийное правительство. Все попытки лидера победившей партии Ива Летерма, которому король Альберт II поручил формирование правительства, создать коалицию (по конституции в нее должны войти как минимум по 7 представителей от фламандских и валлонских партий), обернулись провалом. Идея конфедерации не подходит как валлонам, стремящимся сохранить нынешнее политическое устройство Бельгии, так и фламандцам, желающим отделения Фландрии. Социологические опросы, проведенные в конце августа, показали, что немногим более половины фламандского населения считают распад государства одним из возможных вариантов развития событий. А сейчас уже 65,6% жителей Фландрии прогнозируют именно такой исход.

Лаборатория Европы

Сегодняшние события в Бельгии трудно понять без обращения к истории. Государство было создано после наполеоновских войн по воле стран-победителей как некий буфер между двумя наиболее влиятельными странами Европы — Францией и Германией, и с самого начала своего существования Бельгия рассматривалась как заслон от французского экспансионизма.

При этом объединение в рамках одного государства двух народов, говорящих на разных языках (фламандцы говорят по-нидерландски, валлоны — по-французски), также с самого начала многими воспринималось как своего рода эксперимент. Сами фламандцы и валлоны постоянно говорят, что живут не вместе, а по соседству друг с другом. А в начале ХХ века бельгийский социалист Леон Хеннебиц так охарактеризовал ситуацию: "Разве нас не сделали лабораторией Европы? Наша нация все еще строится. Проблема экономического развития здесь усугубляется проблемой формирования национальной идентичности".

В первые 100 лет существования Бельгии власть в стране принадлежала валлонам, и с фламандским населением не было принято считаться. Однако в ХХ веке Фландрии удалось выйти на лидирующие позиции сначала в экономике, а потом и в политике. Фламандцы умело воспользовались средствами, полученными по плану Маршалла, и добились быстрого развития легкой промышленности. Сейчас между городами Брюссель, Гент, Антверпен и Левен находится самый урбанизированный и развитый район Бельгии, называемый из-за своей формы Фламандским бриллиантом. Кроме того, имея выход к морю, фламандцы превратили Антверпен во второй по объемам грузооборота порт Европы, а доля Фландрии в бельгийском экспорте сейчас составляет 86%.

На этом фоне в Валлонии наблюдался плавный экономический спад, а кризисы 1970-х годов довершили дело: резкий рост цен на энергоносители окончательно подорвал сталелитейную промышленность, составляющую основу благосостояния региона. Последовавшая за этим массовая безработица и по сей день остается одной из главных проблем Валлонии. В итоге во Фландрии стало общим местом представление, что валлоны "тянут из Бельгии деньги". По подсчетам фламандских политиков, Фландрия ежегодно дарит своим южным соседям около €12 млрд в рамках социальных программ.

По мере роста экономики Фландрии росли и амбиции фламандских политиков. К тому же им на руку играет избирательная система Бельгии, при которой места в парламенте распределяются между регионами в зависимости от численности населения. Из более чем 7 млн зарегистрированных избирателей 4 млн живут во Фландрии, 2 млн — в Валлонии, остальные — в Брюсселе. При этом жители Фландрии и Валлонии могут голосовать только за партии своего региона.

В 1980-х годах фламандцам удалось добиться перехода от унитарного устройства Бельгии к федерации трех регионов — Фландрии, Валлонии и Брюсселя. Особый статус Брюсселя определяется тем, что он находится на фламандской территории, но его население на 80% франкоязычное, поэтому его присоединение к какому-либо из национальных регионов затруднительно. В 1999 году депутаты фламандских партий вынесли на рассмотрение проект проведения более чем 90 реформ, при реализации которых у регионов не осталось бы ничего общего, кроме оборонной и денежной политики. Тогда этот проект не прошел.

Сегодня христианские демократы, получившие относительное большинство мест в парламенте, всячески подчеркивают, что их цель — не развал государства, а создание конфедерации, при которой будут разделены сферы финансовой и политической компетенции регионов. Как говорит автор их программы сенатор Вутер Беке, в таком случае "каждый сможет действовать, как ему удобно". Но для валлонских партий такое решение означало бы одно: их регион лишился бы масштабных вливаний из федерального бюджета на социальные нужды.

Фландрия для фламандцев

Противостояние фламандцев и валлонов проявляется не только на уровне большой политики и экономики. Оно затрагивает глубинные пласты менталитета обоих народов. Согласно распространенному мнению (распространяемому, естественно, самими фламандцами), жители Фландрии предприимчивы и готовы на смелые реформы. Валлоны, напротив, консервативны и вполне довольствуются тихой жизнью в комфортном соседстве с Францией, Германией и Люксембургом.

Жители регионов-соседей любят рассказывать анекдоты друг о друге. Фламандцы рассказывают, как валлоны в магазине обуви примеряют коробки и пытаются чинить вмятины на автомобиле, дуя в выхлопную трубу. Валлоны же говорят, что фламандцы останавливают вражеский танк, пытаясь скормить гусеницам салат.

Соперничество между двумя народами проявляется во всех сферах жизни, например в спорте. Так, в большом теннисе Бельгию до недавнего времени представляли две ведущие спортсменки, стабильно занимавшие высокие места в рейтинге WTA: фламандка Ким Клийстерс и валлонка Жюстин Энен. При этом их личные отношения оставляют желать лучшего, а их болельщики составляют два непримиримых лагеря. Поэтому неудивительно, что, когда в 2003 году Ким Клийстерс в очередной раз проиграла Жюстин Энен (а в последнее время вплоть до ухода Клийстерс из большого спорта такое случалось все чаще), она не нашла ничего лучше, как обвинить свою соперницу в употреблении допинга.

Да и публичные политики не прочь разыграть национальную карту. Так, сенатор Вутер Беке (фламандец) утверждает, что проблема Бельгии в том, что "существует сильная фламандская самобытность, а самобытности валлонской нет вовсе".

Но всех перещеголял лидер христианских демократов Ив Летерм. Именно ему принадлежат слова, что "валлоны не обладают достаточными умственными способностями, чтобы выучить фламандский язык". Он же не раз заявлял, что Бельгия с ее нынешним устройством "никакой ценности не представляет". А 21 июля, в день национального праздника Бельгии, когда кто-то из журналистов попросил Летерма исполнить французский вариант бельгийского гимна, тот в ответ запел "Марсельезу". Разумеется, большинство наблюдателей расценило его поступок как очевидный намек на то, что франкоговорящим валлонам не место в одном государстве с фламандцами.

Популярность сепаратистских настроений во Фландрии очень высока. Об этом говорит успех, которого на выборах добилась правая националистская партия "Фламандский интерес". Эта партия — наследница "Фламандского блока", запрещенного в 2004 году за ксенофобию и пропаганду расизма и сепаратизма. На выборы она шла под лозунгами "Бельгия, умри!" и "За фламандское государство в Европе". Один из лидеров "Фламандского интереса" Филипп Девинтер так высказался о Фландрии и Валлонии: "Мы — две разные нации, искусственное государство, созданное как буфер между великими державами, и у нас нет ничего общего, кроме короля, шоколада и пива. Настало время сказать Бельгии "прощай"".

Филипп Девинтер не просто провозгласил этот лозунг, но и попытался претворить его в жизнь. В середине сентября он выступил в региональном парламенте Фландрии с предложением провести референдум об отделении от Валлонии. Впрочем, пока идея референдума не нашла поддержки других партий.

Отношение валлонов к желанию фламандцев обрести независимость выразил писатель Патрик Рожье: "Вот придумали! Процветающая Фландрия хочет стать новой европейской страной в эпоху, когда национальные государства сменяются Европой регионов".

В этих словах бельгийского писателя — корень всей проблемы. Возможный распад Бельгии на два государства будет иметь далеко идущие последствия не только для этой страны, но и для Европы в целом. Ведь когда создавался Евросоюз, выбор Брюсселя как столицы объединенной Европы был далеко не случаен: Бельгия и в XX веке продолжала играть роль буфера между влиятельными странами, а по образцу бельгийского наднационального государства шло объединение европейских наций.

А потому возможный распад Бельгии по своим последствиям далеко превосходит распад Чехословакии на Чехию и Словакию (обе эти страны благополучно вступили в ЕС) и даже распад Югославии на шесть независимых государств. Распад Бельгии — это крушение одного из главных символов общеевропейского единства, ставящее под сомнение само это единство как таковое.

ЕГОР НИЗАМОВ

Фландрия отказывается кормить Валлонию

Бельгия распадается на части: фламандцы устали жить бок о бок с валлонами. Долгие годы Фландрию и Валлонию объединяет только монархия. Экономическое положение регионов не дает им забыть об этнических и культурных противоречиях.

Бельгия представляет собой, по сути, не совсем естественное образование. Оно составлено из абсолютно разных частей, у которых никогда не было ничего общего — ни языка, ни культуры, ни экономики. Нидерландцы и французы старались ужиться больше века. Но давалось им это с трудом. Фландрия, которая долгое время находилась на положении бедного родственника, была отсталым крестьянским регионом. Выживала она во многом за счет дотаций Валлонии, где развивалась промышленность. Фламандский регион был своеобразным огородом, сельскохозяйственным придатком Валлонии, где в 19 веке развернулась промышленная революция. Именно в Валлонии добывали уголь, производили сталь, строили железные дороги. В политической и культурной жизни тоже было ощутимо превосходство развитого франкоязычного региона.

Такая ситуация сохранялась до 60-х годов прошлого века, когда Фландрия резко шагнула вперед и выбилась на позиции экономического фарватера. Теперь в роли отстающего региона оказалась уже Валлония, говорит руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский:

«После Второй мировой войны Фландрия совершила рывок. Развитие Фландрии привело к тому, что она стала богаче, чем традиционно доминировавшая Валлония. И теперь уже не валлоны считали фламандцев нахлебниками, а наоборот. Фламандцы говорят: именно они — экономическое сердце и будущее страны. В результате фламандцы и валлоны до того разошлись, что одни и те же партии есть фламандские, есть валлонские. Самая сложная проблема — это Брюссель, где разные районы принадлежат фламандцам и валлонам. И управлять этим городом довольно трудно».

Но двумя регионами управляет один монарх — возможно, именно корона до сих пор удерживает страну от распада. Заметную роль в этом сыграл король Альберт Второй, который на протяжении многих лет, вплоть до своего отречения, выступал в роли арбитра. Но после того, как экономическая ситуация изменилась, делать это стало все сложнее. Ведь в политической и культурной жизни продолжает править бал Валлония, которая, по мнению фламандцев, больше не имеет на это оснований. Такое положение дел вновь обнажило давние противоречия. Во Фландрии необычайную популярность приобрели праворадикальные националистические течения, которые выдвигают сепаратистскую и антиэмигрантскую программу.

Впрочем, если Фландрия ждет от собственной независимости начала новой жизни — как политической, так и экономической, то для Бельгии это вполне может стать смертельным ударом. Валлония вряд ли сможет продолжить свое существование в качестве полноценного государства, считает доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули:

«Сама Фландрия не планирует присоединяться ни к какой другой стране, если она отделится. Но непонятно, что будет с Валлонией, которая никогда не была самодостаточным образованием. Если во Фландрии есть национализм, то в Валлонии практически нет. И поэтому можно предположить, что если Бельгия развалится, Валлония притянется к какой-нибудь стране, в первую очередь, здесь можно говорить о Франции».

Независимость одного региона Бельгии может повлечь за собой реконфигурацию всего европейского пространства. Но вряд ли кто-то в Европе, кроме Фландрии, конечно, хочет таких перемен. Поэтому, скорее всего, от распада страну будут удерживать все, кто может повлиять на эту ситуацию. Отрекаясь от престола, Альберт Второй призвал подданных к единству. Его сын Филипп, новый король, обещал продолжить дело отца и сохранить Бельгию как единое государство. Удастся ли?

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Мария БАЛЯБИНА

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Фландрия и Валлония - Гент, Бельгия.

Для тех, кто в Бельгии не бывал и слышал про эту страну не больше, чем доносится из отечественного телевизора, особняком она не стоит — подумаешь, очередная малявка с гонором. Чего стоят хотя бы недавние карикатурные скандалы? К слову, один из первых комиксов в истории комиксов (пардон за каламбур), в иссиня-черных красках живописавший Советскую власть, назывался «Тинтин в стране Советов», и был создан как раз в Бельгии, так что практика рисования скабрезных полит-ни-разу-не-корректных картинок у бельгийцев, можно сказать, в крови.


Гент безумно красив, даже сюрреалистичен.

Но стоит копнуть чуть поглубже, и понимаешь: малявка, да не простая. Много ли на свете других стран, в которых внутренняя граница, делящая государство надвое, едва ли не столь же прочна, сколь и внешние? На ум приходят лишь Северная и Южная Кореи, но там ситуация диаметрально противоположная — одна нация, разделенная на два государства. В Бельгии же приходится сожительствовать двум нациям, и обе они не слишком в восторге от такого соседства. На севере — Фландрия. На юге — Валлония. И различий между ними едва ли не больше, чем сходства.


Якоб ван Артевельде был неоднозначной персоной, о чем говорит и сочетание его прозвищ — Мудрец и Гентский пивовар

Фландрию населяют фламандцы, которые говорят на нидерландском языке (хотя, по словам местных, страшно на это обижаются, и предпочитают именовать свой язык фламандским). Фламандский быт и кухня довольно близки к голландским, хотя имеют свой вполне узнаваемый бельгийский колорит. При этом они не слишком в восторге от идеи объединения с Нидерландами. Как сказала мне одна немолодая фламандка, «мы уже были вместе, и нам не понравилось». Во Фландрии считают, что фламандцы лучше, чем валлоны.


С виду беффруа в Брюгге и в Генте очень различаются, но функции эти башни выполняли одинаковые.

Валлонию населяют валлоны, которые говорят на французском языке (хотя существует и валлонский язык, интерес к нему практически угас). Валлонский быт и кухня близки к французским… Ну, про бельгийский колорит вы уже знаете. Едва ли не каждый второй валлон выступает за объединение с Францией. В Валлонии считают, что валлоны лучше, чем фламандцы.


Соседство беффруа с собором практически той же высоты позволяет взглянуть на него под другим углом.

Во Фландрии и в Валлонии варят разное, но при этом одинаково бесподобное пиво.

Понятно, что баланс в такой непростой ситуации удержать практически невозможно. Поэтому и политический, и экономический перевес в Бельгии сейчас полностью на стороне Фландрии. Регион, в котором сосредоточена большая часть туризма, образования, финансов и хай-тека Бельгии, является объектом зависти или, по крайней мере, недоброжелательных взглядов со стороны своих южных соседей. Так было не всегда: сто лет назад в Бельгии безраздельно властвовала Валлония, в которой была сосредоточена угледобывающая отрасль и тяжелая промышленность — направления, весьма востребованные в эпоху войн, какой был XX век для всей Европы.


В отличие от Брюгге, в Генте я в этот раз на беффруа все-таки забрался. Лифты — это, конечно, неспортивно, зато быстро и не так утомительно. И город открывается, как на ладони.

Можно ли винить фламандцев за то, что дорвавшись до реальной власти в стране, где еще в прошлом веке не признавали их родной язык, они допускают отдельные перегибы? Можно ли винить валлонов за то, что не сумев вовремя перестроиться и придя к экономическому упадку, они мечтают жить во Франции? Наверное, нет. Нам бы со своими национальными проблемами разобраться.


Глядя на раскопки сверху, сразу прощаешь заборы, возведенные в самом центре и постоянно лезущие в кадр

Приезжая в Бельгию как турист, этой ситуации не замечаешь — или, по крайней мере, она не бросается в глаза. На улицах нет факельных шествий и граффити «бей фламандца!», на площадях Брюгге не жгут франкоязычную литературу. Но если пообщаться с местными, некоторое напряжение чувствуется. И, конечно, переезжая из Фландрии в Валлонию, понимаешь колоссальную различие между этими двумя регионами и их городами. Словно в другую страну попадаешь.


Как и в Брюгге, прогулки по рекам и каналам Гента очень популярны среди туристов. Да, между этими двумя городами очень много общего.

Эти фотографии я сделал в Генте, последнем фламандском городе на нашем маршруте. Это крупный порт (как Антверпен), учебный центр (как Лёвен), популярный туристический город (как Брюгге). В нем полно достопримечательностей и есть свой шарм, без которого достопримечательности бесполезны. Гент безумно красив. Все, что я могу сказать плохого про Гент — здесь в кафе мне продали ужасный круассан. Это единственная ложка дегтя в бочке благоухающего меда. Будете во Фландрии, не пропустите.


Прощальный взгляд — на Гент и на Фландрию.

После Гента мы выдвинулись в сторону Льежа, что в северо-восточной Валлонии. Фотографии Льежа и мысли, которые он на меня навеял, я выложу в следующем выпуске. Не унывайте!

Бельгия на грани распада на два государства: Фландрию и Валлонию

В принципе, идея разделения государства, созданного в свое время в качестве буферной зоны между некогда могущественными Францией и Германией, бродила в умах едва ли не с момента основания бельгийской государственности. Однако зримые очертания она начала приобретать из-за затяжного правительственного кризиса. Выборы в федеральный парламент страны прошли в июне, однако правительство до сих пор не сформировано. Победившие партии – христианские демократы и либералы – так и не смогли договориться о создании коалиции. Главный камень преткновения - вопрос о федеральном устройстве страны. Фламандские партии отстаивают идею большей самостоятельности регионов, валлонские выступают за сохранение нынешнего статус-кво.

Аналогичный раскол наблюдается и в обществе. Последние опросы общественного мнения показывают, что 40 проц населения Фландрии поддерживают идею полного отделения от Бельгии, видя в ней панацею от затянувшегося парламентского кризиса. Не так давно радикальные сепаратисты провели марш в городе Род-Сан-Женез, населенном преимущественно валлонцами. Под лозунгами "Бельгия, умри" и флагами с черным львом-символом Фландрии они продефилировали по улицам города с криками "Валлонские крысы, убирайтесь прочь". Затем они осквернили и сожгли бельгийский национальный флаг.

Франкофоны, напротив, за то, чтобы Бельгия продолжала существовать в ее нынешнем виде. В последние недели улицы бельгийских городов увешаны национальными флагами, а граждане всячески демонстрируют поддержку национального единства. Многие даже ставят на свои мобильные телефоны в качестве рингтона мелодию национального гимна Brabanconne. Почему эта стабильная и процветающая страна спустя более 150 лет после объединения оказалась в ситуации, аналогичной происходящему на постсоветском пространстве, где история независимости составляет менее 20 лет?

Чтобы понять это, нужно сделать небольшой экскурс в историю. В те времена объединение в рамках одного государства двух народов, говорящих на разных языках и имеющих разные традиции воспринималось как некий эксперимент. Пусть необходимый, пусть обоснованный геополитическими реалиями того времени, но все же эксперимент. Это после, в СССР народы объединялись, разобщались, высылались на другой край страны по мановению руки генсека. Тогда же сами фламандцы и валлонцы признавались, что живут не вместе, а по соседству друг с другом, и чувствуют себя подопытными кроликами. Уже хотя бы то, что южане-французы – традиционные католики, тогда как голландцы – протестанты-лютеране не могло в те времена способствовать их мирной совместной жизни. Ведь вопросы веры тогда значили если не все, то многое.

Различия языков и культур со временем усугубились различиями экономик. В первое столетие существования Бельгии власть в основном принадлежала валлонцам, а с фламандским населением считались в последнюю очередь. Однако в ХХ веке Фландрии удалось совершить настоящий экономический прорыв. Им удалось с умом воспользоваться своей частью денежных средств, полученных от США в рамках плана Маршалла /восстановление послевоенной Европы/, и поднять свою легкую промышленность. Сейчас Фландрия – наиболее урбаназированный и экономически благополучный район Бельгии, а порт Антверпен – второй по объемам грузооборота в Европе. Валлония же в это время переживала экономический спад, обусловленный угасанием местной сталелитейной промышленности в эпоху роста цен на энергоносители.

Исходя из этого, фламандцы начали обретать все больший вес в политике страны, а вслед за этим последовал рост их амбиций. Действительно, почему бы процветающей и динамично развивающейся Фландрии не отделиться, перестав спонсировать Валлонию с ее массовой безработицей и программами социальной поддержки населения? В 80-е годы прошлого века Бельгия отказалась от унитарного устройства в пользу федеративного. Теперь страна состоит из трех регионов – Фландрии, Валлонии и Брюсселя. У Брюсселя статус особый – формально он находится на фламандской территории, но большинство его населения франкоговорящие. Ранее христианские демократы – представители фламандских партий – уже предлагали проект реформ, предполагающих, что Фландрия и Валлония фактически станут независимыми, сохранив лишь общую денежную и оборонную политику. Тогда такая идея не прошла, но сейчас, под соусом правительственного кризиса, фламандские сепаратисты снова подняли голову. Их цель – конституционная реформа, предполагающая предоставление регионам широкой автономии и прекращение финансовой помощи Валлонии.

"Eсли правительство не будет сформировано, это проблема франкофонов, - говорит Йохан Ван Сламбрук - председатель одной из местных партий "Воорпост". - Это им нужно, чтобы Бельгия продолжала существовать, а не нам". Сейчас экс-премьер министр Фландрии Ив Летерм по поручению короля Альберта Второго делает вторую попытку объединить противоборствующие партии, дабы правительство начало, наконец, функционировать. Если у него это не получится, Бельгию ждут тяжелые времена. Впрочем, сам И.Летерм – убежденный сторонник фламандской обособленности – уже заявил в интервью французской газете Liberation, что Бельгия - это "недоразумение истории, которое не имеет "особенной ценности". Также он призвал провести плебисцит по вопросу предоставления суверенитета Фландрии. Так что особо надеяться сторонникам единой Бельгии не на что. Вмешаться в политический процесс пришлось самому королю Альберту Второму. Он созвал Совет короны – эта мера применяется в самый кризисный для государства момент. За всю историю Бельгии Совет короны, куда входят ведущие политики, созывался лишь накануне обеих мировых войн.

Если раскол Бельгии, о котором местные политологи пока говорят крайне осторожно, все же состоится, чем это чревато? Во-первых, к какому государству отойдет Брюссель – столица Евросоюза? Франкоговорящие брюссельцы будут против того, чтобы оказаться в составе "враждебной" Фландрии, хотя территориально город относится именно к ней. Но против такого расклада будут протестовать и остальные государства Евросоюза. Кроме того, экономики двух регионов столь тесно переплетены, что разделение станет финансовым кошмаром. И кому, наконец, достанется бельгийский государственный долг, достигающий 90 проц ВВП страны?

Налицо парадокс: в то время, как Европа стремится стереть границы между государствами и грезит созданием общеевропейского дома, в ее сердце – Бельгии – назрел настоящий "нарыв" сепаратизма. Как же быть тогда с самой идеей Евросоюза – надгосударственного объединения без границ, противоречий и подсчетов, кто кого спонсирует. Ведь объединение Европы шло именно по образцу самой Бельгии – общего дома для двух разных наций. Такой распад будет прецедентом похлеще распада Югославии на шесть государств. Он ставит под угрозу общеевропейское единение, у которого и без того полно противников. И, наконец, станет опасным прецедентом: от раскола Бельгии рукой подать до предоставления независимости Косово, а там поднимут голову Абхазия и Южная Осетия, также требующие от международного сообщества признания своей государственности. Есть еще баски – народ, обитающий на севере Испании и юге Франции. Баски и сейчас имеют автономию в составе Испании, но их радикальные группировки то и дело что-нибудь взрывают, чтобы напомнить миру о себе и своей жажде самоопределения. И, наконец, схожая ситуация складывается на Украине - в столь же искусственно созданном государстве, где западная и восточная часть никак не могут найти общий язык. О расколе Украины в связи с последними событиями тоже говорят все чаще – дескать, это было бы оптимальным выходом из положения. Да разве мало государств, имеющих неурегулированные территориальные отношения и лелеющих мечты о независимости? При этом никто не задумывается – а что с этой независимостью потом делать?

Приехали раз в Казань Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Обзор фламандских шалостей из Эрмитажа

От имен художников, чьи работы представлены на выставке «Золотой век фламандской живописи», «пробирает дрожь»: Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Пауль де Вос, Давид Тенирс Младший…

Фото: © Михаил Захаров / ИА «Татар-информ»

В Центре «Эрмитаж-Казань» на территории Казанского Кремля открылась выставка из фондов Государственного Эрмитажа «Золотой век фламандской живописи». Новый большой «гастрольный» проект главного музея страны начинает удивлять еще за порогом здания: по улице на пути к выставочному залу гостей приветствуют увеличенные фигуры персонажей картин Давида Тенирса Младшего, они же сопровождают всю экспозицию, будучи размещенными на стенах залов. И градус необычности внутри только нарастает.

Фландрия, которой нет. Или есть?

Миллионер выбирает картину на аукционе
А это кто нарисовал?
Это картина Питера Пауля Рубенса, фламандская школа…
Ну ни фига себе! Столько денег за мазню какого-то школьника!

К выставке были специально созданы ароматы-ассоциации к картинам, благодаря которым можно представить запахи той фламандской жизни XII века

Фото: © Михаил Захаров / ИА «Татар-информ»

О фламандском искусстве говорят с восхищением, школа Рубенса как гербовая печать художественного мастерства, но, как ни смотри, на карте такой страны, как Фландрия, нет. В наши дни большая часть территории исторической Фландрии относится к Бельгии, еще две ее части поменьше – к современным Франции и Нидерландам. Со второй половины IX века Фландрия была в зависимости от Франции, в XII-XV веках – одним из регионов Европы с наиболее развитой экономикой, где рано возникли и развились средневековые города, в которых большое влияние имели цеховые объединения городских ремесленников. XVII столетие стало для Фландрии расцветом искусства, и, прежде всего, живописного.

По инициативе казанских музейщиков к выставке были специально созданы ароматы-ассоциации к картинам, благодаря которым можно представить запахи той свободолюбивой, творческой, веселой фламандской жизни XII века с характерными шуточками и шалостями. Достаточно лишь приподнять стеклянный клош, размещенный рядом с шедевром. 

Чтобы почувствовать аромат, достаточно приподнять стеклянный клош, размещенный рядом с шедевром

Фото: © Михаил Захаров / ИА «Татар-информ»

«Золотой век фламандской живописи был очень недолог – буквально уложился в 50 лет. Но эти 50 лет стали той славой, которой до сих пор гордится, и преимущественно гордится, Бельгия. Это удивительное явление, которое осталось запечатлённым в стенах в том числе и Эрмитажа. Со времён Екатерины II фламандское искусство было одной из основных тем коллекционирования, и именно в комплексном подходе, когда собиралась не только живопись, но и шедевры прикладного искусства самого разнообразного; разнообразнейшая графика, которую обожал Рубенс и которая была первым шагом живописца в искусство, первой ступенькой и тем, в чем Рубенс не знал себе равных. Это искусство, которое завоевало Европу: он был первый художник своего времени, и слава о нем дошла до самых далёких уголков европейского континента благодаря тому, что в этой мастерской работали граверы, которые повторяли его композиции, и они расходились по всем европейским столицам и по самым удаленным уголкам. Слава этого художника при жизни была столь же значительной, как и его посмертная слава, слава вечная», – подчеркнул на вернисаже заместитель заведующего отделом западно-европейского искусства Эрмитажа Михаил Дединкин.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский по видеосвязи из Санкт-Петербурга подчеркнул, что выставка основана на одной из самых главных коллекций музея, а от имен представленных живописцев «пробирает дрожь»: Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Пауль де Вос, Давид Тенирс Младший… Тридцать живописных шедевров, девять из которых изъяты ради выставки в Казани из постоянной экспозиции Эрмитажа, 36 гравюр, две шпалеры (гобелена) по работам Рубенса, столовая посуда и удивительной красоты предметы из слоновой кости и оленьего рога.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский по видеосвязи из Санкт-Петербурга подчеркнул, что выставка основана на одной из самых главных коллекций музея

Фото: © Михаил Захаров / ИА «Татар-информ»

«Мы очень гордимся нашей коллекцией эскизов, которые написал лично сам Рубенс, потрясающие вещи Ван Дейка, мощный Снейдерс, полный символов Франкен – это все та Фландрия золотого века. Кроме того, что это великие имена и великие вещи, эта коллекция рассказывает о великом художественном событии, явлении, которое называется барокко, – прекрасном стиле искусства, противостоящем сухому протестантизму, которое существовало рядом, в Голландии. Барокко – это не только живопись, но и потрясающее прикладное искусство. Здесь мы видим шедевры искусства ювелиров – потрясающая резная кость чаши с царицей Савской. Это нужно смаковать, это есть Эрмитаж», – сказал Пиотровский.

Рубенс – «анекдотическая» личность

Будучи голландским послом в Испании, Рубенс частенько после полудня любил поработать в королевском саду за мольбертом. Идёт однажды по саду разодетый в пух и прах придворный и говорит: «Я вижу, что наш дипломат иногда балуется живописью». А Рубенс ему в ответ: «Нет, это живописец иногда балуется дипломатией!»

Особый фламандский юмор той эпохи хорошо известен ее исследователям. Живописцев притягивал в ту пору Антверпен, они учились у Рубенса, общались в своей богемной среде, вкрапляя в произведения милые шалости. Например, на картине Иеронима Яненса «Блудный сын» в левом нижнем углу женщина пытается стащить кошелек у мужчины одной рукой, второй делает жест помалкивать об этом тем, кто это заметил. На самой большой картине выставки размером 2,45 на 1,76 м «Повар у стола с дичью» Пауля де Воса и Якоба Йорданса внимательный посетитель может разглядеть, как из-под скатерти на столе выглядывает ощетинившийся кот, которого заметила борзая.

Один из персонажей Давида Тенирса Младшего на картине «Крестьяне, играющие в шары», отвернувшись спиной к зрителю за углом, принял позу «Писающего мальчика»

Фото: © Оксана Романова / ИА «Татар-информ»

Один из персонажей Давида Тенирса Младшего на картине «Крестьяне, играющие в шары», отвернувшись спиной к зрителю за углом, принял позу «Писающего мальчика» (скульптура, напомним, находится в Брюсселе, Бельгия). А на мультимедийной проекции также по произведению Тенирса Младшего из трёх мужчин один спит, то и дело похрапывая и приподнимаясь, другой смеётся, третий трясет кружкой, из которой вдруг выпрыгивает чертёнок. Да и сам Рубенс, акцентировала научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Алиса Мезенцева, часто становился и до сих пор становится персонажем анекдотов (как уже мог заметить читатель).

«В детстве у меня был альбом работ Ван Дейка, который я очень любила листать. Я пыталась для себя мысленно достроить истории людей, которых видела со страниц этого альбома», – сказала на открытии выставки министр культуры РТ Ирада Аюпова.

Ирада Аюпова: «В детстве у меня был альбом работ Ван Дейка, который я очень любила листать»

Фото: © Михаил Захаров / ИА «Татар-информ»

Пикантная нагота

Однажды в мастерскую Питера Пауля Рубенса пришел состоятельный заказчик и попросил написать для него картину с изображением Марии Магдалины. Рубенс, подумав, спросил:
– До грехопадения или после?
– Желательно во время, – решительно ответил заказчик.

Имя Рубенса ассоциируется и с пышными обнаженными женскими образами. Однако выставка в Казани, можно сказать, крайне целомудренна – почти ничего такого. Не считая голеньких ангелочков и младенцев на живописных работах и женских фигур, выточенных из слоновой кости или отлитых и вычеканенных на серебре в статуэтках, кружках, камнях, больших блюдах другими мастерами эпохи.

Главными шедеврами выставки стали «Апостол Петр» Антониса Ван Дейка, огромные шпалеры 2,58 на 3,56 м, одна «Трофеи Константина», вторая «Основание Константинополя» по картинам Рубенса, и «Повар у стола с дичью» Пауля де Воса в соавторстве в Якобом Йордансом. Последняя была выкуплена в Эрмитаж в 1779 году Екатериной II у сэра Роберта Уолпола из английского замка Хоутон-Холл. Но истинное авторство шедевра удалось установить лишь несколько лет назад – еще совсем недавно его приписывали известному фламандскому живописцу, натюрмортисту и автору непревзойденных сцен охоты Франсу Снейдерсу.

Одним из главных шедевров выставки стал «Апостол Петр» Антониса Ван Дейка

Фото: © Михаил Захаров / ИА «Татар-информ»

«У картины “Повар с дичью” очень интересная судьба. В 1940-х, во время эвакуации Эрмитажа, картину накатали на вал, чтобы спасти от гибели. Так она и находилась на валу до 2015 года. Когда ее развернули и стали реставрировать, открылась не только великолепная живопись, но и подпись Пауля де Воса. Это великий натюрмортист XVII века, который работал в соавторстве с Йордансом. До этого считалось, что авторство этой картины принадлежит Снейдерсу. Теперь известно, что кисти Йордансу принадлежит фигура повара, демонстрирующего трофей убитого зайца, все остальное, все предметы натюрморта – это Пауль де Вос», – рассказала Алиса Мезенцева.

Часть картин на выставке, к слову, продублирована также тактильными макетами, чтобы слабовидящие и слепые посетители помимо ароматов могли ещё и контактно ощутить Фландрию. Этому же способствуют отдельные предметы с шедевров, которые можно подержать в руках. Например, серп или кегля с картины «Жатва» Давида Тенирса Младшего или раковина и трубочка для выдувания мыльных пузырей с картины «Аллегория бренности» Николоса Ван Верендаля.

У картины «Повар с дичью» очень интересная судьба

Фото: © Михаил Захаров / ИА «Татар-информ»

Такое оригинальное и увлекающее оформление выставки (увеличенные макеты персонажей картин, медиапроекции, ароматы-ассоциации, тактильные макеты) – инициатива принимающей стороны, Центра «Эрмитаж-Казань». Его разработали художники-дизайнеры Илья Артамонов и Александр Левин, мультимедиа к выставке создал Артур Набиуллин.

«Для нас музейное пространство как театральная коробка: нам привозят актеров (экспонаты), а мы должны здесь с ними поставить спектакль. Но вроде что тут придумаешь, стены одни и те же. Но мы решили, что должны каждый раз придумывать что-то такое, чтобы нам самим не было скучно», – сказал после аншлага вернисажа Илья Артамонов.

Выставка «Золотой век фламандского искусства» будет удивлять и веселить посетителей до 20 ноября. Следом, вскользь намекнул Михаил Пиотровский, Казани следует ждать испанскую выставку, которая в этот же день открылась для начала в самом Эрмитаже.

почему Нидерланды разделились и как это отразилось на искусстве

Updated:

В 16 веке в Нидерланды входили территории современной Голландии, Бельгии и частично Франции. Государство состояло из отдельных провинций, объединенных под властью испанской короны. Так продолжалось до тех пор, пока в Европе не набрало силу движение протестантизма. Лидеры Реформации выступали с резкой критикой католической церкви, обвиняли ее представителей в упадке нравов и стремлении к светской власти. Сторонники нового движения выступали против показной роскоши и церковных поборов. Они призывали к скромной жизни и сосредоточению на духовных ценностях.

В Нидерландах особенно сильной оказалась ветвь кальвинизма, которую к 1560 году поддерживала большая часть населения. Это вызвало негодование у испанского короля-католика Филиппа II, решившего искоренить ересь введением войск. В результате вспыхнуло кровопролитное освободительное движение. Борьба за независимость длилась несколько десятилетий с переменным успехом. В итоге Нидерланды утратили целостность. Исторически более близкие к католикам южные провинции предпочли остаться под владычеством Испании и стали известны как Фландрия. Северные территории получили название Голландии, добились свободы и изменили религию.

Разделение сильнейшим образом повлияло на дальнейшую судьбу единого прежде государства. В 17 веке искусство Фландрии и Голландии основывается на общих традициях, но развивается в совершенно разных, порой противоположных направлениях.

Фламандская живопись

Во Фландрии главную роль в жизни страны по-прежнему играли феодальные дворяне и сановники католической церкви. Они же были основными заказчиками искусства, которое развивало темы итальянского и испанского Возрождения с учетом национального колорита. Художники изображали величественные библейские сюжеты для алтарей, мифологические сцены для украшения замков, огромные натюрморты для богатых городских домов и портреты вельмож.

Ярче всего чувственное и пышное фламандское барокко воплощается в творчестве Питера Пауля Рубенса (Pieter Paul Rubens). Его картины полны торжества и радости жизни. Для рубенсовских полотен характерно обилие тяжелых фигур, богатство красок и резкий контраст светотени. После поездки в Италию художник до конца жизни сохранял интерес к античным сюжетам. Нередко поводом для создания очередного шедевра становились события придворной жизни. Пример — роскошное полотно «Прибытие Марии Медичи в Марсель», полное аллегорических и мифологических образов.

Характерные для стиля Рубенса черты стали общими для всей школы. Вот еще несколько выдающихся фламандских живописцев 17 века:

  1. Якоб Йорданс (Jacob Jordaens). Создавал жизнерадостные картины богатых пиршеств. Даже герои христианских легенд в его творчестве похожи на пышущих здоровьем фламандцев-современников.
  2. Антонис Ван Дейк (Antoon van Dyck). Развивал жанр парадного портрета, обогащая аристократические образы психологическими чертами и экспрессией. Один из лучших образцов его творчества — «Портрет рыцаря с красной повязкой».
  3. Ян Брейгель Младший (Jan Bruegel de Jonge). Это внук Питера Брейгеля Старшего (Pieter Bruegel de Oude). Он с большим мастерством писал панорамные пейзажи, порой смешивая их с мифологическими сюжетами.

Голландская живопись

После торжества Реформации многим художникам в Голландии пришлось нелегко. Церковь перестала заказывать дорогие произведения искусства, да и знать считала нескромным украшать дома большими торжественными полотнами. Яркость и роскошь просто вышли из моды. Но искусство все же осталось востребованным. Мало того, обретенная свобода вызвала мощный духовный подъем, который не мог не отразиться в живописи.

В голландском искусстве наступил Золотой век. Картины, помимо знати, стали заказывать и менее богатые слои населения. Общий уровень жизни поднялся настолько высоко, что даже бедные крестьяне находили возможность украсить дом хотя бы одной картиной достойного качества. Но исторические и мифологические сюжеты мало интересовали крестьян, торговцев и ремесленников. Их привлекала окружающая жизнь: природа, современники и обыденные вещи. Поэтому творчество художников становится реалистичным.

Расцветают жанры натюрморта и пейзажа. Многие голландские живописцы доводили свое мастерство до совершенства, специализируясь на одной узкой теме. Например, писали только зимние пейзажи или только лунные пейзажи. Чтобы сделать обыденность более интересной, голландцы научились передавать тончайшие нюансы света и добивались изумительной детализации изображения. Дополнительный смысл полотнам придавало философское содержание, которое передавалось через символические образы.

Олицетворением голландской живописи стал Рембрандт (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), достигший величайшего мастерства светотени и отразивший в своем творчестве полный спектр человеческих эмоций. Еще один талантливейший мастер золотого века в искусстве Голландии — Это Ян Вермеер (Johannes Vermeer van Delft). Он создал мало картин и не был знаменитым при жизни, но спустя два столетия обрел заслуженную славу. Среди других выдающихся голландских мастеров 17 века можно назвать пейзажистов Якоба ван Рейсдаля и Альберта Кейпа, а также мастера групповых портретов Франса Халса.

Фламандская и голландская живопись сохраняли уникальность и самобытность около 100 лет. Постепенно национальное самосознание этих стран ослабело, и новые художники стали создавать картины под влиянием французских мастеров.

Знаменитый фламандский живописец - Антонис ван Дейк.…

ВАН ДЕЙК, АНТОНИС (1599–1641) –знаменитый фламандский живописец, мастер портрета, мифологической, религиозной картины, офорта. Его творчество пришлось на период, когда после раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию, самый крупный город Фландрии Антверпен, родина художника, начинал возрождаться после войны. В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579–1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в.


Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена. В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75–1632), писавшего картины на мифологические темы.

С юных лет ван Дейк обратился к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616, Гос. музей, Вадуц). Писал также картины на религиозные и мифологические сюжеты ("Распятие св. Петра", ок. 1615- 1617, Музей старинного искусства, Брюссель; "Юпитер и Антиопа", ок. 1617-18, Музей изящных искусств, Гент). 
Около 1618-20 работал помощником у П. П. Рубенса, испытав сильное влияние его полнокровной, сочной живописной манеры. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приёмы, ван Дейк в то же время придавал героям своих картин более изящный, подчас индивидуализированный облик ("Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист", 1618, Картинная гал., Берлин-Далем). 

Святой Иероним

В конце 1620 - начале 1621 ван Дейк работал при дворе английского короля Якова I, а затем вернулся в Антверпен. 
В произведениях этого периода (портрет Ф. Снейдерса с женой, Картинная галерея, Кассель; "Св. Мартин", церковь Сен-Мартен, Завентем) определились стремление художника к одухотворённому изяществу и благородству образов, его чуткость к неповторимым особенностям эмоциональной и интеллектуальной жизни человека. 
С конца 1621 ван Дейк жил в Италии (гл. обр. в Генуе). В это время он вырабатывает и доводит до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором активную роль играют поза, осанка и жест человека (портрет кардинала Г. Бентивольо, ок. 1623, Палаццо Питти, Флоренция)

Коронование терновым венцом,1620

Оплакивание Христа 1634

Святой Амвросий и император Феодосий

Амур и Психея

Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты - старого генуэзца и его жены, Картинная гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Гал. Палаццо Россо, Генуя; портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). В то же время ван Дейк создал остро выразительные образы людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, ок. 1622, Музей старинного искусства, Брюссель; мужской портрет, ок. 1623, Эрмитаж, Ленинград).

Портрет Франса Снейдерса с женой,1631

Маркиза Бальби,1625

Маркиз Антонио Джулио Бриньоле - Сале,1625

Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком,1625

Мария-Луиза де Тассис,1630

 
С конца 1627 до 1632 ван Дейк снова жил в Антверпене, в 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы. Это период высшего творческого подъёма ван Дейка, когда ему удалось в парадных портретах наиболее органично соединить индивидуальную психологическую характеристику с торжественной представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Гал. Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен; серия офортов "Иконография") раскрыть богатство духовной жизни своих современников.

Более однообразны, хотя иногда очень эффектны, религиозные и мифологические композиции ("Мадонна дель Розарио", начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо; "Отдых на пути в Египет", кон. 1620-х гг., Старая пинакотека, Мюнхен). 

Отдых на пути в Египет,1625

Самсон и Далила,1625

Триумф Силена,1625

Видение блаженного священника Иосифа,1625

Генриетта Мария,1625

Карл 2 в детстве,1625

Карл 1,1625

Шарлотта Баткенс госпожа Ануа с сыном,1631

Charles II, Marie and James II

Портрет короля Англии Карла I верхом на коне,1635

Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд,1632


В последних работах ван Дейка изящество и элегантность становятся навязчивым, самодовлеющим приёмом характеристики, а в колорите появляются сухость и пестрота; парадный аристократический портрет приходит к условному и безличному стандарту, который вскоре воцарился в придворном искусстве многих стран. 

http://bibliotekar.ru/Kdeyk/index.htm

http://commons.wikimedia.org

http://wmuseum.ru/   http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post216258138/



Забытая Фландрия - Маленькая война

Monitor Terror, флагман Вадма. Бекон. Фото редакция

"Маленькая война" часто ускользает от внимания историков, предпочитающих иметь дело с великими и знаменитыми сражениями, а не с местными, хотя часто интересными событиями, в которых участвовали скромные силы. Во время мирового конфликта 1914-1918 годов побережье бельгийской Фландрии было оккупировано немецкими войсками, а местные порты использовались Kaiserliche Marine для проведения т.н.Маленькая война на Ла-Манше и прилегающих водах.

Задача германских войск состояла в том, чтобы затруднить транспортировку грузов из Великобритании во Францию, конкретно в Дюнкерк, и обеспечить деятельность собственных подводных лодок, базирующихся в Бельгии и действующих на судоходных путях, ведущих в южные порты Великобритании. . С другой стороны, Королевский флот сосредоточил значительные силы в районе Ла-Манша. Они должны были бороться с немецкими эсминцами и блокировать Калетанский пролив для подводных лодок.
Действия Королевского флота были, однако, не очень эффективны, так как контролируемая территория была довольно большой, к тому же построение британских кораблей часто осложнялось погодой, которая в этом районе была крайне изменчивой. Таким образом, искались другие решения «фламандской проблемы». Одна из идей заключалась в том, чтобы использовать больше авиации с лучшими возможностями обнаружения подводных лодок. Вторая идея родилась в командовании Королевского флота и предполагала уничтожение немецких баз с помощью мониторов и их дальнобойных пушек.Дело было неотложным, особенно после начала немецкого подводного наступления в 1917 году. Виновником всей операции был недостаток. Реджинальд Х. Бэкон - командир Дуврского патруля. Представлены два сценария. Первым была высадка тактического десанта у Мидделькерке в составе до 3-х бригад и захват порта в самом Зебрюгге. Эта операция была очень рискованной и должна была быть согласована с армией. На пути стояла немецкая армия, развернутая вдоль побережья. Вторая идея, представленная Бэконом, заключалась в том, чтобы атаковать Зебрюгге и шлюзы канала только с помощью сил флота, действующих при поддержке авиации (с французских баз, расположенных недалеко от Дюнкерка), которая также была принята.
План казался простым, но по мере уточнения деталей возникали сложности. Во-первых, оккупированная немцами Фландрия была сильно защищена. В районе, подлежащем атаке, было построено множество артиллерийских батарей. Самой сильной была батарея кайзера Вильгельма II с 4 305-мм орудиями с дальностью стрельбы почти 30 км. Второй была батарея Тирпица с 4 280-мм орудиями и такой же дальности. Кроме того, было построено множество зенитных батарей, как стационарных, так и мобильных. Вдоль берега были вырыты траншеи и устроены пулеметные гнезда и позиции полевых орудий.Бомбардировка должна была производиться без цели в поле зрения, поэтому важно было точно расположить корабли. Теоретически подсчитывалось, что для получения одного попадания должно хватить 63 залпов. Поскольку шлюзовых ворот было двое, для их уничтожения пришлось произвести 126 залпов. В конце концов было подсчитано, что для того, чтобы навсегда разрушить ворота канала, надо выпустить - пустяк - 252 ракеты. Другими словами, мониторы должны были находиться под немецким огнем более часа. Сложность заключалась еще и в том, что нужно было обозначить конкретный ориентир, с которого вести огонь, что под носом у немцев было довольно затруднительно.Были и проблемы с погодой, ветер дул с правой стороны и приливы, которые не двигали корабли, которые должны были стать на якорь во время обстрела. К операции был приписан 41 корабль.

.90 000 фламандцев в 21 веке. Регион федеративного государства или штат конфедерации? - Экономическая и политическая мысль - № 4 (51) (2015) - Научная библиотека Фландрия в 21 веке. Регион федеративного государства или штат конфедерации? - Экономическая и политическая мысль - Выпуск №4 (51) (2015) - Научная библиотека - Ядда

Фландрия в 21 веке: регион в составе федеративного государства или государство-конфедерация?

С 1970 по 2014 год в Королевстве Бельгия было проведено шесть политических реформ, которые преобразовали страну из унитарной в федеративную и переживают дальнейшую эволюцию.Разделение страны было отмечено языковыми и культурными различиями. Королевство Бельгия по-прежнему является парламентской монархией, но состоит из трех регионов, трех общин и четырех языковых регионов. Каждый регион и сообщество избирает свой местный парламент, а на федеральном уровне – Федеральный парламент, состоящий из Палаты представителей и Сената. Последняя реформа политической системы изменила правила функционирования Сената, состав которого был увеличен до 60 уже назначенных (выдвинутых и кооптированных) сенаторов.Бельгийская политическая сцена отражает исторически обусловленный конфликт интересов между голландскоязычной Фландрией и франкоязычной Валлонией. С 2004 года возрастает значение партии «Новый фламандский альянс», которую возглавляет харизматичный политик и республиканец Барт Де Вевер. Лозунги, провозглашаемые партией, направлены на максимальную автономию Фландрии, а в конечном счете на создание конфедерации, в которую вошли бы Фландрия и Валлония, если бы последняя на это согласилась. Партия N-VA одержала впечатляющие победы на местных и федеральных выборах.Цель статьи - проанализировать причины современного развития ситуации в Королевстве Бельгия и наметить путь, который ведет в эту страну динамично развивающаяся Фландрия. (оригинал реферата)

ЕН

С 1970 г. по 2014 г. в Королевстве Бельгия проведено шесть реформ политической системы, результатом которых стало ее изменение из унитарного государства в федеративное и претерпевает эволюцию. Разделение по странам основано на языковых и культурных различиях.Королевство Бельгия по-прежнему является конституционной монархией, но состоит из трех регионов, трех общин и четырех языковых регионов. Каждый регион и сообщество избирает свой местный парламент и Федеральный парламент на федеральном уровне, который состоит из Палаты представителей и Сената. Последняя реформа изменила принципы работы Сената: количество сенаторов было увеличено до 60, и они назначаются (выдвигаются и кооптируются). Политическая сцена Бельгии отражает исторический конфликт интересов между голландскоязычной Фландрией и франкоязычной Валлонией.Новый фламандский альянс во главе с харизматическим политиком и республиканцем Бертом де Вевером приобретает все большее значение с 2004 года. Лозунги партии призывают к максимальной автономии Фландрии и, наконец, к созданию конфедерации Фландрии и Валлонии, если последняя согласится. N-VA сообщает о впечатляющих успехах на местных и федеральных выборах. В статье ставится задача проанализировать причины современного развития ситуации в Королевстве Бельгия и наметить направление, которое определяет для страны динамично развивающаяся Фландрия.(оригинал реферата)

  • Институт политических исследований Польской академии наук
  • Балицкий Дж., Богуцкая М., Historia Holland, Ossolineum, Wrocław 1989.
  • Deschouwer K., De Belgische Federatie, [in:] E. Witte, A. Meynen (eds.), De geschiedenis van Belgie na 1945, Standard Uitgeverij, Antwerpen 2006.
  • Де Вевер Б., Het kostbare weefsel. Vijf Jaar maatschappijkritiek, Uitgeverij Pelckmans NV, Smit, Antwerpen 2008.
  • Фальтер Р., Бельгия. Een geschiedenis zonder land, De Bezige Bij, Antwerpen 2013.
  • Гловацкий А., Бельгия (от унитарного государства до федерации), Издательство Щецинского университета, Щецин, 1987.
  • Гловацкий А., Конституционная система Бельгии, Wydawnictwo Sejmowe, Варшава, 1997.
  • .
  • Горальчик В., Савицкий С., Очерк международного публичного права, Издательство LexisNexis, Варшава, 2013.
  • Конституция Бельгии. Сводный текст от 14 февраля 1994 г. Введение и перевод В. Скшидло, Wydawnictwo Sejmowe, Варшава, 1996.
  • Łaptos J., Бельгия, TRIO, Варшава 2010.
  • Лаптос Ю., Historia Belgii, Ossolineum-Bellona, ​​Вроцлав, 1995.
  • Вандепутте О., Кох Дж., голландцы. Язык двадцати миллионов голландцев и фламандцев, Stichting Ons Erfdeel vzw, 1995.
  • Врис Дж.В. Де, Виллеминс Р., Бургер П., Верхаал ван эн Таал. Negen eeuwen Nederlands, Prometheus, Амстердам, 1994.
  • Витте Э., Мейнен А.(ред.), De geschiedenis van Belgie 1945, Standard Uitgeverij, Antwerpen 2006.
  • Витте Э., Мейнен А., Новая экономика в новой политике (1999–2005 гг.), [в:] Э. Витте, А. Мейнен (ред.), De geschiedenis van Belgie na 1945, Standard Uitgeverij, Antwerpen 2006.
  • Желиховский Р., Кризисы в Брюссельском столичном регионе. Выживет ли Бельгия в 2011 г.?, [в:] Исторические регионы в структурах Европейского союза, «Регион и регионализм», 2011 г., № 1, с. 10, Том.2, стр. 69-84.

bwmeta1.element.ekon-item-000171412215

В вашем веб-браузере отключен JavaScript.Пожалуйста, включите его, а затем обновите страницу, чтобы воспользоваться всеми преимуществами. .

Бельгия - города и пейзажи Фландрии

Хотя велосипед у всех однозначно ассоциируется с Нидерландами, по популярности велосипеда как средства передвижения и плотности велосипедных дорожек Фландрия ему не уступает. Многочисленные пересечения маршрутов и скопления людей на велосипедных дорожках в городах станут настоящим испытанием для пилота и участников. Запланированные маршруты проходят почти полностью по асфальтовому покрытию, в основном по выделенным велосипедным дорожкам, иногда по дорогам общего пользования с небольшим движением.Любители скалолазания будут немного разочарованы, так как большинство маршрутов очень гладкие.

Фландрия - это подарок для любителей средневековой архитектуры. Прекрасные здания, в том числе множество церквей, скрывают удивительные сокровища искусства. Они полны работ таких мастеров, как Ван Эйк, Рубенс и Ван Дейк. Это мастера средневекового искусства, жившие и работавшие в этом районе в прошлом. Музеи с необыкновенными коллекциями – еще один магнит, притягивающий миллионы туристов. Есть также достопримечательности для туристов, менее интересующихся историей или искусством.Великолепные путешествия по каналам, красивые шествия и карнавалы, проходящие в разных городах Бельгии, очень рекомендуются.

Наши маршруты пролегают по идеально ухоженным велосипедным дорожкам, через польдеры, вдоль дюн, каналов и рек, через маковые поля и живописные бельгийские деревушки к историческим городам.

БЕЛЬГИЙСКАЯ КУХНЯ , как и сама Бельгия, чрезвычайно разнообразна. Среди блюд и продуктов четыре, которые явно ассоциируются с этой землей по всему миру:

Картофель фри
Говорят, что в Бельгии можно съесть лучший в мире картофель фри, и этим мы обязаны бельгийцам — первые упоминания о картофеле фри появились в Бельгии в 15 веке.Это, пожалуй, самая популярная бельгийская закуска, учитывая тот факт, что в Польше создается все больше и больше новых мест, где подают типично бельгийский картофель фри. Они отличаются своей неправильной формой и гораздо большей толщиной, чем популярный в нашей стране картофель фри. Их дважды обжаривают на животном жире, что придает им тот оригинальный вкус и хрустящую корочку. Кроме того, они изготавливаются из особых сортов картофеля. Чаще всего их подают с щедрой порцией майонеза и различных соусов.

Шоколад
История бельгийского шоколада восходит к 19 веку, когда тогдашний король Бельгии Леопольд II колонизировал Конго и захватил какао-поля.Этот момент, как потом выяснилось, стал прорывом для производства шоколада в Бельгии. Благодаря высокому качеству какао-бобов бельгийский шоколад, возведенный чуть ли не в ранг национального символа, многие ценители считают лучшим в мире. Небезосновательно – Бельгия – настоящее шоколадное королевство. Ежегодно там производится около 170 тысяч тонн шоколада! Популярные шоколадные конфеты в виде пралине появились в 1912 году, когда бельгийский шоколатье Жан Нойхаус разработал рецепт уникальных конфет со сладкой начинкой.Сегодня под его именем существует уважаемая шоколадная компания, известная во всем мире.

Пиво
Для бельгийцев стало традицией варить крепкое пиво, крепость которого достигает 6-9 процентов. Однако это не должно отпугивать, а наоборот – побуждать людей к поиску, ведь каждый найдет что-то подходящее для себя. Страна картофеля фри и шоколада предлагает около 600 вариантов пива. Исследователи ищут традицию варки этого алкоголя в монастырском пиве, которое варили со времен Средневековья монахи, оттачивавшие свою технику на протяжении веков.Сегодня статистический бельгиец выпивает до 100 литров пива в год! Чрезвычайно важным элементом культуры пития в Бельгии является подача золотого напитка в подходящей кружке. Есть сорта пива, которые подаются экстравагантно или в очень изысканных кружках.

Вафли
Бельгийские вафли делятся на брюссельские и льежские. Брюссельские вафли напоминают наши, пышные, мягкие, как облачко. Что отличает бельгийские вафли от польских, так это то, что они сделаны из дрожжевого, а не блинного теста.Брюссельские вафли обычно подают с мороженым, взбитыми сливками или сахарной пудрой. Льежские вафли более твердые, с карамелизированным сахаром сверху, что делает их более сладкими, со сладким карамельным вкусом и немного более «начинкой».

.90,000 Премьер-министр Фландрии в воеводе - Управление Поморского воеводства в Гданьске

Фламандская неделя продолжается. Герт Буржуа, премьер-министр правительства региона и общины Фландрии, находится с визитом в Гданьске. Сегодня он встретил Рышарда Стахурского, воеводу Померании. Население Фландрии со столицей в Брюсселе составляет 6,4 миллиона человек. Среди самых известных фламандцев мы можем найти такие имена, как Брейгель, Ван Эйк и Рубенс.

Фламандская неделя в Гданьске включает, среди прочего, культурные мероприятия (выступления театральных коллективов в Шекспировском театре, концерты, выставки), экономические (семинар для польских и фламандских предпринимателей), политические и партнерские (контакты экспертов поградостроительства и охраны наследия).

Фландрия имеет долгую историю. Им правили Франция (12 век), Бургундия, династия Габсбургов (15 век), испанские короли, также им правили австрийцы. После поражения Наполеона при Ватерлоо, по решению Венского конгресса, оно вошло в состав нового государства - Королевства Соединенных Нидерландов (включая нынешние Бельгию, Нидерланды и Люксембург). Его правитель, король Вильгельм I, руководил неумелыми правительствами, отдавая предпочтение протестантским северным провинциям.Это привело к недовольству католиков на юге, революции (1830 г.) и окончательному отделению Фландрии и Валлонии от независимой Бельгии, что было подтверждено Лондонским договором 1839 г.

Фландрия производит почти 60 процентов бельгийского ВВП и является одной из самых производительных экономик в мире. В его основе прежде всего высокий уровень образования и профессиональных компетенций (включая знание иностранных языков) и очень высокий уровень производительности труда сотрудников.
В контактах между Польшей и Фландрией основой отношений является соглашение о сотрудничестве между Правительством Республики Польша и Правительством Фландрии, подписанное 6 июня 1994 года.Соглашение предусматривает сотрудничество во многих областях (предпринимательство, образование, культура, мобильность, молодежь, права детей, сельское хозяйство/рыболовство, торговля, туризм, занятость, наука и инновации, спорт, административное сотрудничество), и была создана Совместная польско-фламандская комиссия. создана для их реализации.

Важным элементом в построении отношений является тот факт, что в 1944 г. 1-я польская танковая дивизия генерала С. Мачека освободила большую часть Бельгии, включая практически всю Фландрию. В Ломмеле находится самое большое в Бельгии кладбище польских воинов (более 250 могил), погибших во время этих боев.
Численность лиц польского происхождения в Бельгии оценивается примерно в 100 000 человек. (56 тысяч из них имеют польское гражданство; поляки — четвертая по численности национальная группа в Бельгии — после итальянцев, французов, голландцев и марокканцев).

.90 000 Празднование 75-летия освобождения Фландрии. - 34БКПанц Солдаты 11-й Любушской танковой кавалерийской дивизии (11LDKPanc), выполняя обязанности последователей солдат генерала Мачека, также приняли участие в этой исторической церемонии в этом году. Они начали свое пребывание на фламандском маршруте свободы 1-го PDC, участвуя в церемониях, посвященных освобождению Тилта. Жители этого города, как и многих других в северной части Королевства Бельгия, не забыли об истории освобождения своей страны польскими солдатами.Они особенно оценили тот факт, что 1PDPanc нацелен на минимизацию потерь гражданского населения и объектов инфраструктуры в бою. Следующие города не были взяты штурмом, а обойдены с фланга, вынудив немцев отступить. Как вспоминал командир 2-го бронетанкового полка подполковник Станислав Кошуцкий , «в предместьях захваченных городов еще были выстрелы, когда на базарной площади играл оркестр и в кабаках устраивались танцы. Население устраивало вечеринки, и могилы наших павших утопали в цветах.Церкви молились за нас и за нас и за Польшу спонтанно и сердечно." Память о событиях 75-летней давности все еще жива, о чем свидетельствуют многочисленные торжества, церемонии и культурные проекты, проведенные местными общинами Фландрии на пути освобождения солдат генерала Мачека в этом году. Польское военное кладбище в Ломмеле неслучайно было выбрано местом закрытия юбилейных торжеств. Это крупнейший польский некрополь в Бельгии, основанный в 1946 году. Когда началась эксгумация польских солдат с избранных кладбищ со всей страны.В настоящее время на кладбище похоронено 257 солдат, в основном из 1-й бронетанковой дивизии, а также летчики польских ВВС. На кладбище установлен памятник работы варшавского скульптора Мариана Внука. За главным памятником кладбища в 1990 году над кладбищем был величественно установлен крест. Благодаря польско-бельгийскому сотрудничеству в 1999 году некрополь в Ломмеле был основательно отреставрирован. Делегацию Черной дивизии возглавил генерал-майор Станислав Чоснек, а с ним командир 34-й бронекавалерийской бригады (34BKPanc) полковник Петр Зея со своим флагманом и военной помощью.Бойцы гетманской бригады унаследовали традиции 8-го и 9-го стрелковых батальонов 3-й стрелковой бригады 1-й Войска Польского, проявивших особый героизм во время освободительных боев в сентябре 1944 года. Это подтверждается погонами Fourragere цвета Бельгийского военного креста, видимыми на древке знамени бригады и на униформе ее солдат. Торжества в Ломмеле открылись маршем почетной роты 34BKPanc перед памятником жертвам Первой и Второй мировых войн, перед которым в присутствии представителей посольства Польши и местных властей были торжественно возложены цветы.Затем в местной церкви св. Петра открыта передвижная выставка «Бронекрылья», рассказывающая об освобождении северной части Бельгии — Фландрии 1-й бронетанковой дивизией. Его куратором является Дирк Вербеке, президент ассоциации 1PDPanc «Бельгия», известный поклонник польских вооруженных действий в Бельгии. Стоит отметить, что в реализации этого проекта сотрудничал Зал Традиций Black Division. Кульминацией церемонии в Ломмеле стала церемония на Польском военном кладбище с участием президентской четы и короля Бельгии Филиппа в сопровождении представителей последних оставшихся в живых солдат генерала Мачека, капитана Яна Бжески, майора Януша Голуховского и лейтенанта Алоизи Едамский вместе с Яном Юзефом Каспшиком, главой Управления по делам ветеранов и жертв репрессий.Его положили зажжение пламени памяти сына генерала Мачека, профессора Анджея Мачека и внучки генерала Каролины Мачек. Церемонию по-прежнему вел архиепископ Станислав Гондецкий вместе с евангелическим епископом Войска Польского о. Епископ полковник Мирослав Воля, представитель Православной церкви и раввин. Затем слово взяли король Филипп I и президент Республики Польша Анжей Дуда. Я глубоко тронут и благодарен всем тем, кто собрался здесь сегодня, чтобы воздать должное участникам борьбы за свободную Бельгию и свободную Польшу.За свободную Европу и справедливый, мирный мир. - сказал мин. Президент Республики Польша Анджей Дуда. Наше торжественное собрание завершается серией торжеств, культурных и спортивных мероприятий, посвященных отваге и самопожертвованию героев 1-й танковой дивизии. Я рад, что им воздали должное солдаты отборной 11-й Любушской танковой кавалерийской дивизии имени короля Яна III Собеского, которые сегодня здесь маршировали. Мне особенно приятно видеть наших дорогих, почтенных бойцов. Это прекрасный день и прекрасный праздник.- сказал мин. Президент Республики Польша Анджей Дуда В свою очередь, король Филипп I подчеркнул самоотверженность и мужество польских солдат во время Второй мировой войны. - Я рад, что сегодня могу отдать дань уважения полякам, пролившим за нас свою кровь. Бельгия благодарна Польше, — сказал Филипп I, произнеся по-польски слова «Спасибо, поляки» .

После выступлений собравшиеся участники церемонии прослушали презентацию, подготовленную учащимися Польской школы в Антверпене, а затем возложили цветы к главному памятнику.Церемония завершилась исполнением «Sleep buddy» и «Last Post» и национальных гимнов Бельгии и Польши в исполнении Военного оркестра из Жагани и Представительного оркестра вооруженных сил Бельгии.

Из Ломмеля участники церемонии отправились в столицу Бельгии – Брюссель, где в церкви Нотр-Дам-де-ла-Шапель приняли участие в торжественной мессе. Его главным служителем был о. Архиепископ. Станислав Гондецкий, председатель Польского Епископского Совета, и церемониальный офицер о. Дамиан Копытто. Постановку для мессы предоставил Хор Представительного художественного ансамбля Войска Польского.

6 сентября 1944 года части 1-й танковой дивизии перешли франко-бельгийскую границу в районе Ипра. На освободительном пути во Фландрии дивизия успешно применила тактику бронетанковых соединений, парализовав немецкую оборону и минимизировав потери как среди польских солдат, так и среди мирного населения. Бронеполки флангировали городки, в т.ч. Ипр, Ройлерс, Тилт, Локерен, Сен-Никлаас, Мерксплас и ведущие к ним дороги пересеклись, и в города вступила пехота. За десятидневную погоню через Францию ​​и Бельгию 1-й PDC преодолел расстояние в 470 км, нанеся противнику большие потери.Она взяла в плен 40 офицеров и около 3500 рядовых, захватила 47 орудий, 12 танков и 3 броневика. За эти успехи она заплатила 57 убитыми и 170 ранеными. Большая часть военных успехов и потерь была связана с боями во Фландрии. В частности, выделялась 3-я стрелковая бригада, особенно 9-й стрелковый батальон, который 1 июля 1945 года получил от принца Чарльза — регента Бельгии официальное наименование 9-го фландрского стрелкового батальона и право ношения фуррагерского погона.После тяжелых боев польские танкисты пересекли бельгийско-голландскую границу и продолжили наступление в направлении Акселя.

Текст: Вальдемар Котула

Фото: старший сотрудник Рафал Мнедло 9000 7 .

Дома и апартаменты для отдыха в провинции Западная Фландрия

Дома и апартаменты для отдыха в провинции Западная Фландрия | Касамундо

Где лучше всего отдыхать в провинции Западная Фландрия?

Западная Фландрия: наши рекомендации для вас

ночи с Wi-Fi

Дома для отпуска с садом

Квартиры и дома с кухней

Идеи для вашего отпуска Самые популярные направления .

Фландрия - Сепаратизм

"Il y a en Belgique des Wallons et des Flamands. Il n'y a pas de Belges" ("В Бельгии есть валлоны и фламандцы. Бельгийцев нет"). Эта знаменитая фраза ясно определяет, что это такое сегодня Бельгия. Слова Жюля Дестре, записанные еще в 1912 году, сегодня кажутся пророческими. Чтобы лучше понять, что на самом деле представляет собой фламандско-валлонский конфликт, нужно вкратце обратиться к истории. Приходите сегодня Бельгия является федеративным государством, в течение 140 лет она была единым государством с точки зрения системы и языка (французский).Тем не менее, внутренние конфликты всегда тлели. Можно сказать, что это было связано с преобладанием французского языка, но главным образом из-за различий в экономическом уровне. Первоначально валлоны были привилегированной группой. Фламандцы всегда говорили по-голландски. Валлония была лидером не только в языковом, но прежде всего в экономическом отношении. Экономика тяжелой промышленности того времени была очень успешной, что даже на какое-то время вывело Бельгию в статус крупного европейского игрока.Ситуация резко изменилась с прекращением военных действий в 1945 году. Валлония вступила в широко распространенный тогда постиндустриальный кризис, в то время как слаборазвитая Фландрия процветала. Рост безработицы в Валлонии и связанная с этим миграция людей на север страны (Фландрия), а также развитие туризма изменили статус регионов. На этот раз не Валлония, а Фландрия с ее развитыми городами (в основном благодаря вышеупомянутому туризму) является центром процветания Бельгии в 21 веке.(История любит поддразнивать). Несмотря на то, что на международном форуме бельгийцы хвастаются решениями в своей системе, на деле федерализм в сегодняшних реалиях не работает. Есть внутренние споры о том, как будет выглядеть бельгийский федерализм в будущем, это определенно должен быть постепенный процесс.

Сегодня можно выделить три основные линии напряженности между двумя регионами. Первая и наиболее известная проблема языка. Кратко описывая, чей язык важнее или, вернее, более «исходный» (исторически обусловленный).Принимая во внимание этот аспект, фламандцы хотят значительно ограничить использование французского языка в своем регионе и, прежде всего, при королевском дворе. Вторая проблема – это вопрос финансирования отдельных регионов. Это очень похоже на сегодняшнюю Германию или Италию. Речь идет о проблеме финансирования «беднейших», в случае Германии это районы бывшей Восточной Германии, в Италии это южная часть страны, извращенно именуемая жителями северной итальянской Эфиопии. В Бельгии такой зоной являются районы вышеупомянутого экономического кризиса, т.е. Валлония.Подобно Западной Германии или итальянцам с севера, фламандцы не хотят платить за своих развратных соседей (многочисленные коррупционные скандалы, казнокрадство и т. д.). Третий вопрос – статус столицы Бельгии. С одной стороны, Брюссель когда-то был населен в основном фламандцами, сегодня это культурный микс. Хотя он расположен во Фландрии и официально здесь два языка, французский язык является доминирующим. Кроме того, существует своего рода дискриминация фламандских семей из Брюсселя.Как будто этого мало, столица Бельгии или сам Евросоюз старается сохранять нейтралитет, получая статус третьего региона Бельгии (помимо Фландрии и Валлонии). Возобладало мнение некоторых экспертов об эффективности такого государственного управления и, следовательно, об избежании культурных или этнических конфликтов, как, например, на Балканах. Есть даже упоминания об укреплении отношений посредством совместного сотрудничества. Мнения об этом постепенном улучшении отношений (2007/2008 гг.) выглядят как минимум нелепо, учитывая нынешний глубокий правительственный кризис в Бельгии.Бельгийское правительство каждый раз уходит в отставку (самое долгое формировалось в 2007 году, семь месяцев). Углубляются сепаратистские настроения. Двуязычный округ Брюссель-Галле-Вилворде стал главным очагом разногласий между Фландрией и Валлонией, хотя это никогда не было проблемой. Правительственный кризис в Бельгии продолжается уже более десятка лет. Вопрос в том, как долго Бельгия будет оставаться «экспериментальной лабораторией» Европы и будет ли разделение по языковым границам?

Дополнительные ресурсы:

1. http://histmag.org/forum/index.php?topic=9695.0

.

Смотрите также