Добавить на Яндекс

Какие православные посты существуют


Санкт-Петербург ВУЗ - Православные посты - Университет Профсоюзов - Петербург


  • Главная
  • /
  • Университетская жизнь
  • /
  • Университетский храм
  • /
  • Основы православия
  • /
  • Православные посты
  • /

Пост – это воздержание. Воздержание от еды, от мирских занятий, гуляний, грешных мыслей.

У каждого из нас есть свобода выбора. Мы сами вольны выбирать, поститься нам или нет. Но в то же время, это испытание нашего послушания Богу. У нас никто не стоит над головой и не говорит, не ешь это и не ешь то, не делай того и не делай этого, но Бог то все видит. И каждый, кто добровольно идет на лишения и воздержания во имя веры в Бога, будет им услышан, и каждый, кто соблюдает запреты, услышит Его в себе.

Суть поста заключается в молитвах, обращении к Богу, познании своей духовности, отказа от прихотей плоти.

Цель поста заключается не в том, чтобы соблюдать правила воздержания от пищи – это только средство для достижения истинной цели.

Истинной целью поста является искоренение всех человеческих недостатков, которые препятствуют единению человека с Богом.

Из отрицательных качеств, которые нам нужно искоренять в себе, можно отметить злость, нервозность, эгоизм тщеславие, гордыня, самолюбование и т.д.

По сути, каждый пост имеет две составляющие духовную и телесную.

Телесный или физический пост – это запреты, связанные с физиологическими потребностями человека. В первую очередь это воздержание от недозволенной пищи и уменьшение количества потребляемой пищи. Целью телесного поста является освобождение человека от плотских пороков чревоугодия, объедания, невоздержанности. К телесному посту можно так же отнести воздержание от разного рода празднований, вредных привычек, отказ от просмотра телевизионных передач, от компьютерных игр и т.д.

Духовный пост – это высшая ступень поста.

Духовный пост предполагает усмирение характера – воздержание от злости, осуждения, клеветы, вранья и других отрицательных сторон человеческой натуры. Вместо этих отрицательных эмоций нужно воспитывать в себе черты благочестия – доброту, кротость, милосердие, сострадание, самопожертвование и умение прощать.

Но все же, в первую очередь духовный пост – это общение с Богом молитвой.

Главное что следует знать и понимать человеку, который собирается поститься – пост телесный без поста духовного ничего не даст и даже может быть весьма вредным, если пост соблюдается ради самолюбования и чувства собственного достоинства.

В году четыре поста: Рождественский, Великий, Петров и Успенский. Кроме этого православные соблюдают пост по средам и пятницам.

В Рождественский пост во все дни, кроме среды и пятницы, разрешаются растительное масло и рыба.

В Великий пост во все дни разрешается только растительная пища, в воскресные дни — растительное масло и вино. Растительное масло разрешается и во все субботы, кроме одной, что на Страстной седмице перед Пасхою. В Великий пост не разрешаются: мясо, молоко, рыба, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, мясные и рыбные колбасы, сдобные булки и т.п. Кроме того, на первой седмице Великого поста в первые пять дней соблюдается сухоядие — постная холодная пища без масла и неподогретое питье.

В Петров пост (Петра и Павла) во все дни, кроме среды и пятницы, разрешаются растительное масло и рыба.

Успенский пост по строгости подобен Великому посту, но без сухоядия.

Постными днями также являются: день Воздвижения Креста Господня — 14/27 сентября и день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 29 августа/11 сентября. Канун перед Рождеством Христовым и канун перед Крещением Христовым — также постные дни.

По материалам интернет- сайта http://www.pravoslavie.by/slovar/post

Православные посты — суть и дни всех постов в календаре

Выбор имени по Святцам

В Православной многовековой традиции установлены 4 поста: Рождественский, Великий, Петровский и Успенский.

Рождественский пост

В новый календарный год православные христиане вступают вместе с Рождественским постом. Он начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается вплоть до праздника Рождества Христова (7 января по н.ст.). Этот пост еще называют четыредесятницей, т. к. длится он 40 дней. Еще одно его название - филиппов, т.к. заговение приходится на день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября по н.ст). Упоминание об этом посте начинается с V века. Есть мнения, что произошел он от поста перед Богоявлением. Сведения о нем доходят до нас с III века, а в IV в. пост разделился на  праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Великий пост

Самый значимый пост для  каждого верующего человека – Великий пост. Он готовит христиан к Великому празднику - Пасхе. Каждый день поста наполнен особым смыслом, который призван помочь человеку обратиться внутрь себя, остаться «один на один» со своими прегрешениями. Даже богослужения Великого поста изменяются, приобретают большую строгость: практически исключается пение, больше времени уделяется ветхозаветному чтению, особенно Псалтири. Исключая субботу и воскресения не совершается полная Литургия. Вместо этого в среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных даров. На первой неделе Великого поста читается покаянный канон святого Андрея Критского. Воскресенье этой седмицы  посвящено  Торжеству православия.

Во второе воскресенье отмечается день памяти святого Григория Паламы. Он вошел в историю православной Церкви, как защитник канонической веры и обличитель еретика Варлаама.

Третья неделя поста называется Крестопоклонной. Со среды этой седмицы на Божественной Литургии произносятся особые ектеньи о тех, кто готовится ко Крещению.

В четвертое воскресенье Церковь чтит память великого подвижника преподобного Иоанна Лествичника. На святой горе Синай он подвязался до 80 лет. Главным творением святого стала книга «Лествица».

Суббота пятой седмица получила название «Похвала Пресвятой Богородицы» или суббота Акафиста. 

Пятое воскресенье посвящено воспоминаниям жития святой Марии Египетской.

Шестая суббота  Великого поста обращает верующих к чуду воскрешения Господом Лазаря. Именно поэтому ее называют Лазаревой субботой.

Вербное воскресение  или вход Господа в Иерусалим приближает нас к самому главному празднику – Воскресению Христову. В пятницу недели Ваий завершается  пост святой Четыредесятницы.

Лазарева суббота и Вербное воскресенье помогает перейти  постящимся к Страстной Седмице, которая предваряет день Святой Пасхи.

Петров пост

Через неделю после праздника Святой Троицы начинается Петров пост.  Поскольку дата его начала зависит от празднования Пасхи, длительность поста каждый год разная - от 8 до 42 дней. Завершается он в день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла 12 июля. Раньше его называли постом Пятидесятницы, но позже стали именовать апостольским. Он считается не сильно строгим, т.к. разрешается вкушать рыбу.

Успенский пост

Ровно две недели длится Успенский пост (с 14 – 27 августа по новому стилю). Он установлен перед Великими праздниками Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Начало постных седмиц совпадает с праздником Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Успенский пост был установлен еще в IX веке в Византии. В городе Константинополе, где хранился Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос, заметили, что страшные эпидемии происходят обычно в конце лета. Именно поэтому  было заведено 14 августа Крест Господа выносить из царского дворца. Ему поклонялись в Софийском соборе, после чего проводился крестный ход, который завершался на реках и источниках, где  по традиции освящалась вода. Согласно летописным данным именно в этот день Св. князь Владимир в 988 году крестил Русь. Завершается Успенский пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это один из наиболее почитаемых дней для каждого православного человека. Согласно преданию, Пресвятая Дева Мария узнала о времени завершения своей земной жизни, готовилась к переходу в мир иной усиленным постом и молитвою. Верующие в эти постные дни стараются хоть немного подражать жертвенности и подвигу Пресвятой Богородицы. Все свои душевные устремления люди возводят к восхвалению Матери Господа Иисуса Христа.

Можно ли крестить ребенка в пост?

Согласно православной традиции Крещение может быть проведено в любой день поста. Канонических ограничений на это нет.

Однако, на дни Двунадесятых и Великих праздников священнослужители советуют не назначать совершение Таинства, чтобы не отвлекать внимание от смысла этих дней. Обычно в храмах бывает много народа, и совершить Крещение может быть просто неудобно.

Все ли православные церкви одинаковы? » Православная Церковь Святого Иоанна Богослова

Многие интересующиеся православной верой начинают с одного и того же: удивляются, почему их так много. Греческий, русский, антиохийский, грузинский, сербский, румынский… И вместе с этим любопытством возникает множество других вопросов. Сколько именно этих «национальных» церквей? И значит ли это, что я должен быть ( вставьте этническую принадлежность здесь ), чтобы посещать службы в этой церкви? Чем эта церковь отличается от других православных церквей в моем городе? Обо всем этом и многом другом мы расскажем в этом посте!

Расчетное время чтения: 6 минут

Что такое Восточная Православная Церковь?

Слово православный представляет собой комбинацию двух греческих слов ортос и докса . Orthos означает «прямой» или «правильный». Doxa означает «слава», «поклонение» и «учение». Итак, слово Православное означает и «правильное поклонение», и «правильное учение». Восточное православие (иногда называемое просто Православной церковью) имеет органичную и непрерывную 2000-летнюю историю, охватывающую со времен апостолов Иисуса до наших дней. Другими словами, то, что мы сегодня называем Восточной Православной Церковью (ВПЦ), является первоначальной Церковью, написавшей, составившей и канонизировавшей Священное Писание. Именно Церковь сформулировала традиционные доктрины христианства. И практически не изменился до сих пор.

Подробнее : Что такое Православная Церковь?

Восточные православные против «восточных» православных

Поскольку и восточные (халкидонские), и восточные (нехалкидонские) православные используют слово православные в своей номенклатуре, некоторые люди считают, что эти церкви находятся под одной крышей. Однако между нашими церквями существуют непримиримые разногласия, которые связаны с неприятием восточным православием четвертого Вселенского собора. Таким образом, Восточная Православная Церковь не находится и не была в общении с нехалкидонскими церквями почти 1600 лет.

Восточное или греческое православие?

Исторически термин «греческое православие» использовался для описания всех восточных православных церквей в целом. В этих случаях «греческий» относился к наследию Византийской империи. Богословы использовали греческий язык в ранних письменах, и на греческом языке широко говорили по всей Империи. В течение следующих нескольких столетий большинство частей литургии, традиций и практики Константинопольской церкви (греческих по своей природе) были приняты всеми и до сих пор представляют собой основные образцы современного православного христианства. Таким образом, Восточная Церковь стала называться «греко-православной».

Связанный: 10 заблуждений о Восточной Православной Церкви

Начиная с 10-го века, православные христиане по всему миру начали отказываться от «греческого» идентификатора, заменяя его своей национальностью (сербской, антиохийской и т. д.) Сегодня, только церкви, явно связанные с греческой или византийской культурой, называют себя греческими православными.

Сколько существует различных типов православных церквей?

Сегодня большинство православных церквей относятся к Восточное православие или Восточное православие . В дополнение к ним существуют некоторые другие церкви, не имеющие аффилиации, в основном на Западе.

В составе ЕПЦ 14 автокефальных региональных церквей (плюс Православная Церковь в Америке * ), которые существуют в полном общении друг с другом. По сути, это означает, что эти церкви разделяют одни и те же основные убеждения в отношении доктрины, Священного Предания и толкования Писания. Единственные различия, которые вы можете найти, будут культурными (язык, архитектура, местные обычаи) или административными (разные священники, епископы и т. д.). Все восточно-православные церкви следуют одной и той же базовой иерархической структуре, но люди, занимающие эти должности, различаются в зависимости от юрисдикции.


Соборное против Иерархического

Управление всемирной Православной Церковью соборное, что означает, что ни один патриарх или юрисдикция не имеет большей власти, чем любой другой. В то же время Церковь также имеет иерархию внутри каждой из своих автокефальных церквей. Это обеспечивает внутренний порядок и стабильность, а также препятствует тому, чтобы один иерарх претендовал на контроль над всемирной Церковью (как мы видим в римском католицизме).

*Только Русская, Болгарская, Грузинская, Польская, Чешско-Словацкая церкви признают Православную Церковь в Америке автокефальной. Итак, в зависимости от того, какую архиепископию вы посещаете или посещаете, количество автокефальных церквей составляет либо 14, либо 159.0005

Соборно-организационная структура Восточной Православной Церкви. Полный список всех православных церквей, включая восточное православие и другие общины, можно найти в этой статье в Википедии.

Внутренняя иерархия Церкви

Каждая автокефальная церковь в Православии учреждает иерархию рукоположенного духовенства (см. Рис. 2 ниже). Под диаграммой приведены краткие описания каждой позиции.

Вы можете заметить, что Вселенский Патриарх находится на самой верхней позиции в категории епископов. Это потому, что Константинопольский Вселенский Патриарх занимает должность Primus Inter Pares, или Первого среди равных. Может показаться, что Вселенский Патриарх — глава всего. Однако его титул просто почетный; другими словами, он не дает никакой власти над любым из других Патриархов.

Изображение 2: Иерархия в каждой юрисдикции Восточной Православной Церкви

Описание иерархических должностей

Патриарх – глава Церкви (например, Сербской, Антиохийской)
Архиепископ – глава столицы или православной страны (например, Сирии) , Фессалоника)
Митрополит – глава большого города или епархии
Епископ – руководит особой общиной православных христиан или епархией и имеет полное священство; рукополагает духовенство; выбираются только из монашеских священников
Титулярный епископ – помощник епископа; не полностью управляющий городом

Архимандрит – почетный чин, присваиваемый иеромонахам
Протоиерей/протопресвитер – титульный титул, присваиваемый только иереям-немонасам ; поставлен над многими приходами
Иеромонах – назначенный священник (он же «священник-монах»)
Пресвитер / священник – председательствует над отдельным приходом

Протодиакон – титульный чин, присуждаемый диаконам-немонасам
Архидиакон – старший диакон в епархии; отвечающий за служение в иерархических службах; обычно с епископом
Иеродиакон – дьякон монах
Дьякон – рукоположенный слуга, который помогает священнику

Младшие чины
Иподиаконы помогают епископу в управлении священнодействиями разными способами, но никогда не помогают епископу в управлении священнодействиями. Читатели читают Священное Писание во время богослужений.

Похоже на федерацию националистических церквей…

Наоборот! Подумайте об этом так: Православная Церковь устроена как Единая Церковь. Однако у этой Церкви есть несколько «юрисдикций», которые были созданы и расширены миссионерами и общинами иммигрантов, приехавших в Америку. Доктрина и богослужение в каждой юрисдикции и приходе одинаковы. Но в некоторых сервисах могут по-прежнему использоваться языки, отличные от английского. Просто, верно?

Русская, Греческая, Сербская, Антиохийская – это все одна и та же Православная Церковь. Чтобы проиллюстрировать это, наш приход здесь, в Сент-Джонсе, является частью Антиохийской православной христианской архиепископии Северной Америки, которая уходит своими корнями в Антиохию I века, город, в котором ученики Иисуса Христа впервые были названы христианами. Напротив, прямо вниз по реке в Амбридже есть еще одна православная церковь, которая существует в составе греческой архиепископии. Мы верим в то же самое, что и они в отношении Бога, Иисуса Христа и всех хитросплетений Веры. И мы совершаем ту же Божественную литургию, что и они, но наша архитектура и язык немного отличаются.

Заключение

Восточная Православная Церковь намного проще, чем думают люди, впервые сталкиваясь с ней. Это невероятно красивая, разнообразная семья последователей Иисуса Христа, которые все поклоняются в соответствии с местными обычаями и традициями, а все вместе следуют учению, изложенному отцами во времена древней Церкви. Мы не все греки и не все сербы. Православная Церковь воплощает в себе каждую национальность, каждый язык, каждую расу. И все мы дети Божьи.

Читать дальше :

Чистилище — Православная Вики

Чистилище — это, согласно учению Римско-католической церкви, состояние умерших в дружбе с Богом, уверенных в своем вечном спасении, но все еще нуждающихся в спасении. очищение, чтобы войти в счастье и радость небес и в вечное и благословенное присутствие Бога. [1] Находящимся в этом состоянии очищения могут помочь молитвы об умерших и литургии Церкви. Слово «чистилище» стало обозначать широкий спектр исторических и современных представлений о посмертных страданиях, за исключением вечного проклятия. [2]

Согласно Катехизису Католической Церкви, «все, кто умирают в благодати и дружбе Божией, но еще несовершенно очистились, действительно обеспечены своим вечным спасением; но после смерти они проходят очищение, чтобы достичь святость, необходимая для того, чтобы войти в радость небес». [3] Католическая церковь дает этому состоянию или состоянию окончательного очищения название «чистилище».

Понимание истинной природы этого состояния со временем изменилось. Представление о чистилище как буквальном физическом месте возникло в Западной Европе к концу двенадцатого века. На Втором Лионском соборе в 1247 году нашей эры восточные православные выступили против представления о том, что чистилище было «третьим местом» в загробной жизни, отличным от рая и ада, содержащим буквальный огонь. Это было одним из разногласий, препятствовавших воссоединению Восточных Православных Церквей с Римской Церковью. Это понятие или чистилище как буквальный огонь отсутствует в декларациях Лионского, Флорентийского и Трентского соборов. [4]

Папы Иоанн Павел II и Бенедикт XVI учили, что чистилище означает не буквальное место, а состояние или условие существования. [5] В энциклике Папы Бенедикта XVI Spe Salvi он писал, что «огнь, который и обжигает, и спасает, есть Сам Христос, Судья и Спаситель. Встреча с Ним есть решающий акт суда. Перед Его взором вся ложь Эта встреча с ним как бы сжигает нас, преображает и освобождает, позволяя нам стать по-настоящему самими собой.0154 [6]

Грехи, совершенные в этой жизни, даже после полного прощения продолжают иметь длительные последствия, такие как страсти, пристрастия и привязанность к мирским вещам, которые препятствуют нашему духовному росту и продвижению к единению с Богом и обожению. В этой жизни покаяние и рост покаяния залечивают эти раны. Но большинство христиан не достигают состояния совершенного покаяния и полной святости перед смертью. По словам папы Бенедикта, встреча с Воскресшим Спасителем в момент смерти способна очистить нас от всех оставшихся последствий и тем самым освободить нас для истинного счастья с Богом на небесах навеки. Это очищающее и исцеляющее столкновение он называет «чистилищем».

Содержание

  • 1 Православные возражения
  • 2 Очищение от мелких грехов
  • 3 Очищение или очистка
  • 4 «Третье место» или временное заключение в Аиде
  • 5 Буквальный огонь или встреча с Воскресшим Христом
  • 6 Состояние ожидания
  • 7 Воздушные сборы
  • 8 Папа Шенуда III
  • 9 Источники и дополнительная литература

Православные возражения

На Флорентийском соборе 1439 г.н.э. святой Марк Эфесский возражал против римско-католической доктрины чистилища, в частности, против идеи о том, что это «третье место», отличное от рая и ада, содержащее буквальный огонь.

"Но если души ушли из этой жизни в вере и любви, унося тем не менее с собою известные проступки, будь то малые, в которых они совсем не раскаялись, или большие, в которых - даже думали, что раскаялись над ними – не взялись явить плоды покаяния: такие души, мы верим, должны быть очищены от такого рода греха, но не посредством какого-нибудь очистительного огня или определенного наказания в каком-либо месте (за это, как мы сказанного, нам не передалось), но одни должны очищаться в самом выходе из тела, благодаря одному только страху, как дословно показывает св. Григорий Двоеслов, а другие должны очищаться по выходе из тела, либо оставаясь на том же земном месте, прежде чем придут поклониться Богу и удостоятся жребия блаженных, или — если их грехи были более тяжкими и сковывали их, — на более длительный срок — их держат в аду [т. Hades], но не по порядку t о пребывать навеки в огне и муках, но как бы в темнице и заточении под стражей». [7]

Из его защиты православного учения о душе после смерти мы можем узнать, что некоторые умирающие нуждаются в окончательном очищении души, чтобы подготовить их к радости небес. Отец Серафим Роуз так резюмирует учение святого Марка:

В православном же учении, которому учит св. Марк, верующие, умершие с малыми неисповеданными грехами или не принесшие плодов покаяния в исповеданных грехах, очищаются от них. грехи либо в испытании самой смерти с ее страхом, либо после смерти, когда они заключены (но не навечно) в ад, молитвами и Литургиями Церкви и добрыми делами, совершаемыми за них верующими. [8]

Греческий православный митрополит Каллист Уэр признает наличие у православных нескольких направлений мысли по теме очищения после смерти. Это расхождение указывает на то, что определенные католические интерпретации чистилища, в частности модель удовлетворения, больше, чем сама концепция, повсеместно отвергаются. Кроме того, есть православные источники, указывающие на то, что некоторые грехи могут быть прощены после смерти [9] , но которые также отвергают учение о чистилище из-за связанного с ним учения об индульгенциях и идеи буквального очистительного огня. Третьи православные придерживаются представления о мытарствах и о том, что те, кто проходит через них после смерти, не имеют уверенности в окончательном спасении.

В отсутствие модели удовлетворения и чрезмерно буквального понимания чистилища учение об окончательной посмертной подготовке к небесам является древней экуменической традицией, которую христиане на протяжении всей истории интерпретировали и объясняли в силу таинственной природы предмета. очень широкий спектр способов, некоторые из которых были категорически отвергнуты восточно-православными христианами, другие полностью приемлемы.

Очищение от малых грехов

Как мы видели выше, святой Марк Эфесский учил, что те, кто отошел от этой жизни с малыми неисповеданными грехами или мелкими проступками, или не принесшие плодов покаяния в грехах, не оставлены Богом но спасены Богом в окончательном очищении. Упор на покаяние и принесение плодов покаяния — очень распространенное учение Церкви и святых. Значение этого учения для тех, кто не достиг совершенного покаяния в этой жизни или полного очищения души от страстей перед смертью.

На Утрене Жениха Великого Вторника мы вспоминаем притчу о талантах, когда поем: «Приидите, верные, поработаем усердно Господу, ибо Он раздает богатство рабам Своим. Пусть каждый из нас по силе своей умножь его талант благодати... Так мы умножим вверенное нам и, как верные домостроители благодати, сподобимся радости Господней». Каждому христианину дана благодать прощения и дар Святого Духа, но наша ответственность заключается в том, чтобы сотрудничать с этой благодатью и, так сказать, увеличивать ее, возрастая в благочестии и святости через жизнь покаяния и освящения. Но существует реальная возможность того, что те, кто был прощен Богом, не продолжают умножать дар благодати, принося плоды покаяния. «Как явлюсь я, недостойный, в великолепии святых твоих? Ибо, если осмелюсь войти с ними в чертог твой, выдадут меня одежды мои, ибо негодны они для брака. Ангелы извергнут меня в цепях ... Но очисти скверну души моей, Господи, и спаси меня в человеколюбии». Но неспособность более полно покаяться лишает нас всякой надежды, когда мы молим Бога спасти нас, очистить нас от болезни и загрязнения наших душ грехом. «О Христе Жених, душа моя дремала в лени. Нет у меня светильника, пылающего добродетелями. Я, как неразумные девы, бесцельно блуждаю, когда наступает время труда. отряси сон мой тяжелый, введи меня с мудрыми девами в чертог брачный, да услышу чистый глас пирующих и непрестанно вопиющих: «Господи, слава Тебе». "

Мы должны умножать благодать Божию, очищая свои души от грехов и страстей и возрастая в святости, но даже если мы не полностью очистимся от грехов перед смертью, Бог все еще верен, чтобы спасти нас. Если мы любим Бога и уповаем на Господа для спасения, даже если мы бесцельно растрачиваем свою жизнь и не приносим плодов покаяния, Он все же может спасти нас в конце, очистив наши души от неисповеданных меньших грехов и оставшихся страстей. Святитель Иоанн Дамаскин так резюмирует святоотеческий консенсус в отношении учения:

Ушедшему нераскаявшимся и со злой жизнью никто ничем помочь не может. А кто отошел хотя бы с малейшей добродетелью, но не успел умножить эту добродетель по лености, равнодушию, медлительности или робости, того Господь, праведный судья и господин, не забудет. — (Святой Иоанн Дамаскин)

Святой Иоанн учил, что хотя нераскаявшимся нет прощения грехов после смерти, но верным усопшим Бог восполнит недостающее, чтобы они могли быть максимально счастливы. с ним на небесах навсегда. На протяжении всей истории христиане и евреи были убеждены, что их молитвы за усопших верующих действительно приносят им пользу и помогают им упокоиться с миром и, наконец, обрести свое вечное счастье в присутствии Бога.

Очищение или Очищение

Святой Марк учит, что усопшие верующие, умершие с малыми грехами или мелкими проступками или не успевшие принести плоды покаяния, «очищаются от этих грехов либо в испытании самой смертью с его страх, или после смерти».

Согласно православному богословию, путь духовного прогресса выходит за пределы Крещения через три этапа: Очищение, Просветление и, наконец, Обожение. В заповедях блаженства Христос Иисус учит нас, что только чистые сердцем могут видеть Бога (Мф 5:7, Откр 21:27). Современный православный богослов митрополит Иерофей Влахос пишет:

Знание Бога, как будет объяснено далее, не интеллектуально, а экзистенциально. То есть все существо наполняется этим знанием Бога. Но для того, чтобы достичь его, нужно было очистить сердце, то есть исцелить душу, ум и сердце. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». [10]

Кириакос К. Маркидес также подтверждает, что очищение необходимо для того, чтобы «увидеть» Бога:

Путешествие души к Богу, как я объяснил Эмили в тот день, должно пройти три четко определенных и отчетливых этапа. Сначала бывает состояние катарсиса, или очищения души от эгоистических страстей. Затем следует состояние fotisis, или просветление души, дар Святого Духа, когда душа подверглась своему очищению. Наконец наступает стадия обожения, единения с Богом, как конечного пункта назначения и конечного дома человеческой души. Две последние ступени невозможно достичь, не пройдя сначала душу через огни катарсиса от эгоистических страстей. [11]

Далее он объясняет, что, согласно афонской традиции, катарсис, или очищение, необходим для того, чтобы помочь душе преодолеть препятствия, мешающие нам увидеть Бога, а именно: «сумму сумма наших мирских страстей и желаний. Эти страсти являются продуктом очарования и порабощения наших сердец и умов грубой и преходящей материальной вселенной с ее мириадами искушений и соблазнов». В жизни эти следствия греха очищаются актами умерщвления плоти. (См. Римлянам 8:13-14, 1 Коринфянам 9:25-27, Галатам 5:18-25, Колоссянам 3:5 «Итак умертвите члены ваши, которые на земле: блуд, нечистоту, похоть, злую похоть и любостяжание, которое есть служение идолам».)

Те, кто спасаются через покаяние и крещение и участие в сакраментальной жизни Церкви, но чьи грехи, тем не менее, продолжают создавать длительные последствия, такие как страсти, пристрастия, привязанность к мирским вещам, которые препятствуют их духовному росту и продвижению к обожению , дана благодать искупить эти длительные последствия, чтобы они могли получить видение Бога. Иными словами, для тех, кто умирает в состоянии веры и покаяния, но до полного завершения этих ступеней духовного прогресса, их вечное спасение не вызывает сомнения. Как писал святой Иоанн Дамаскин, «такого не забудет Господь, праведный судья и владыка». Однако это не отменяет необходимости прохождения этих этапов. Благодать Божия, готовящая душу к небесной радости, может рассматриваться как завершение этого самого процесса.

Доктрина Чистилища, далеко не только связанная с иностранной правовой метафорой, скорее объясняет, как душа, которая умерла до завершения своего очищения, может, наконец, достичь единения с Богом благодаря благодати окончательного посмертного искупление долговременных последствий греха.

"Третье место" или временное заточение в аиде

Как мы видели выше, святой Марк возражал против того, что чистилище было буквальным физическим местом, "третьим местом" рядом с раем и адом, содержащим буквальный огонь. Он писал, что те, которые умерли с малыми грехами или не смогли принести плода покаяния в этой жизни, «должны быть очищены от такого рода греха, но не посредством какого-либо очистительного огня или определенного наказания в каком-либо месте (ибо это, как мы сказали, нам не передалось. ) Но одни должны очищаться в самом выходе из тела, благодаря одному только страху, как дословно показывает св. Григорий Двоеслов, а другие должны очищаться после отлучение от тела, либо оставаясь на том же земном месте, прежде чем придут на поклонение Богу и удостоятся жребия блаженных, или — если грехи их были более тяжки и сковывают их, — на более продолжительное время — сохраняются в аду [т. [12]

Святой Марк возражал не против посмертного очищения, а против того, что это очищение происходило в «третьем месте». Он ясно учит, что некоторые из этих очищающихся душ временно задерживаются в аду.

Поскольку Папы Иоанн Павел II и Бенедикт XVI уточнили, что чистилище не означает буквальное место, а скорее является условием подготовительного очищения для неба, католическое учение не кажется теперь столь же неприемлемым для православной точки зрения.

Буквальный огонь или встреча с Воскресшим Христом

Одним из основных православных возражений против классической римско-католической доктрины чистилища является предполагаемая буквальная природа чистилищных огней. В средние века западная традиция стала больше склоняться к буквальному толкованию огней и даже пыток душ в чистилище. Книга под названием «Св. Чистилище Святого Патрика» — особенно вопиющий пример этой тенденции. Однако чрезмерная буквализация загробной жизни, чтобы сосредоточиться на страхе и ужасе, имела место не только в Римской церкви. Средневековое православное благочестие также выражало чрезмерно буквальное представление о Воздушных мытарствах, что также внушало некий страх и отчаяние.

Согласно Жаку Ле Гоффу, представление о чистилище как буквальном физическом месте возникло в Западной Европе к концу двенадцатого века. [13] По его словам, эта концепция включала идею очистительного огня, который мог быть или не быть буквальным. Что касается этого огня, Жак Ле Гофф писал, что он считался «искупительным и очищающим, а не карающим, как адский огонь». [14]

На Втором Лионском соборе в 1247 г. н.э. сильная оппозиция восточных православных понятию «третьего места» в загробной жизни, содержащего буквальный огонь, была одним из существенных различий, которые предотвратили воссоединение восточных православных церквей. с Римской церковью.

Тем не менее, в учении совета о чистилище эти понятия не упоминались - чистилище было буквальным местом, содержащим буквальный огонь. [15] Это понятие также отсутствовало в декларациях Флорентийского и Трентского соборов, на которых Римско-католическая церковь сформулировала свое учение о чистилище. [16]

Однако римско-католическое учение не требует веры в буквальный огонь. Папы Иоанн Павел II и Бенедикт XVI учили, что чистилище означает не буквальное место, содержащее буквальный огонь, а состояние или условие существования. [17] В энциклике Spe Salvi Папы Бенедикта XVI он пишет:

Некоторые современные богословы придерживаются мнения, что огонь, который и обжигает, и спасает, есть Сам Христос, Судия и Спаситель. Встреча с ним является решающим актом суждения. Перед его взглядом тает всякая ложь. Эта встреча с ним как бы сжигает нас, преображает и освобождает, позволяя нам стать по-настоящему самими собой (Spe Salvi 47, [1]).

Католический апологет Джимми Акин пишет, что интерпретация огня чистилища была сложной. Исторически сложилось так, что средневековые богословы пытались понять, как физический огонь может воздействовать на нематериальную душу. Однако современные богословы, в том числе о. Джозеф Ратцингер предположил, что очистительный огонь лучше понимать как «символ преобразующей встречи со Христом».

Написав свою энциклику, Бенедикт XVI, по-видимому, хотел официально признать новое предложение, не требуя от теологов и верующих отказа от других представлений об огне чистилища. Предлагая его как богословское мнение, а не церковное учение, он ясно дал понять, что это дозволенный и даже предпочтительный взгляд, но не единственно возможный. [18]

Отец Серафим Роуз объяснил, что отцы латинской церкви учили об аллегорическом огне, очищающем мелкие неисповеданные грехи. [19] Некоторые отцы церкви, такие как св. Киприан и св. Августин Гиппопотам, кажется, верили в очищение после смерти. Однако характер этого очищения никогда не проясняется, и особенно (как подчеркивал св. Марк Эфесский на Флорентийском соборе) кажется, что нет истинного различия между раем, адом и так называемым чистилищем. Все души по-разному участвуют в одном и том же мистическом огне. Этот мистический огонь есть, по словам преподобного Исаака Сирина, Любовь Божия. Но из-за своего духовного изменения они обречены на разные реакции: блаженство для тех, кто находится в общении с ним; очищение для тех, кто находится в процессе обожествления; и угрызения совести для тех, кто ненавидел Бога во время своей земной жизни.

Из-за этой путаницы и неспособности человеческого языка понять эти реальности, Церковь воздерживается от богословских спекуляций. Вместо этого она утверждает нерушимое Предание о молитвах за усопших, несомненность вечной жизни, неприятие реинкарнации и причащение святых (живых и усопших в Господе) в том же Теле Христовом, которое является Церковь. Частные спекуляции, таким образом, все еще возможны, как это было во времена отцов церкви.

Состояние ожидания

Некоторые восточно-православные источники, в том числе Вселенский Патриархат, считают Чистилище одной из «взаимно коррелирующих теорий, не встречающихся ни в Библии, ни в Древней Церкви», неприемлемых в православной доктрине, [20 ] и придерживаться «состояния ожидания» [21] как более подходящего описания периода после смерти для тех, кто не был вознесен прямо на небеса. Это состояние ожидания не подразумевает очищения души. Посмертное очищение противоречит их представлению о том, что «нет надежды на покаяние или улучшение после смерти». Таким образом, молитвы за умерших предназначены просто для утешения тех, кто находится в ожидании.

Православные молитвы об усопших действительно просят Бога даровать усопшим верующим покой вечной жизни и блаженство святых, наслаждающихся присутствием Божиим. [[Николай (Велимирович) Жичинский|Святой Николай Охридский и Жича в Прологе из Охрида пересказывает жития многих святых и мучеников. Кончину святых он описывает по-разному: «Святой Божий предал душу свою Спасителю своему», «поселился среди граждан небесных», «поселился в Царствии Милосердного Бога», «… поселился в жизни вечной», «скончался мирно и поселился у Господа», «вошел в вечность в глубокой старости», «вошел мирным в вечность», «еретик ударил его топором и убил Так Андрей отдал свою святую душу Богу». Подразумевается, что святые Божьи в настоящее время находятся в радости небес в вечном присутствии Бога. В Панихиде у нас есть такая молитва: «Упокой с праведными, Спаситель наш, раба (ов) Твоего (Н., Н.). Поставь их (его/ее) во дворах Твоих, как написано. их (его/ее) преступления, как вольные, так и невольные, совершенные по знанию или по неведению, ибо ты благ и человеколюбив». И в Тропаре и Кондаке за усопших воспевается Церковь: «Среди духов праведных совершенных, упокои, Спасе, душу(и) раба(ов) Твоего, сохранив их (её) в та блаженная жизнь, которая с тобою, человеколюбец». «Со святыми упокои, Христе, душу(и) раба(ов) Твоего, где нет ни страдания, ни печали, и нет более воздыхания, но жизнь вечная». «Покой», который мы смиренно молим Бога даровать верным усопшим, есть не просто утешение душам усопших в их состоянии ожидания, но определяется как «жизнь вечная» и «та блаженная жизнь, которая с тобою». " Смысл молитв Церкви, похоже, действительно заключается в том, чтобы они просили, чтобы им были прощены их грехи и они были «утверждены» на небесах, чтобы присоединиться к святым, которые в настоящее время находятся в славном присутствии Бога.

Несмотря на то, что после смерти нет покаяния, прощение оставшихся грехов и дарование жизни вечной с Богом и его святыми кажется своего рода "исправлением после смерти". Действительно, святитель Иоанн Златоуст писал, что «поминание имен усопших в страшном таинстве Евхаристии приносит большую пользу душам возлюбленных».

Католическая энциклопедия указывает, что, согласно учению о чистилище, души усопших верующих, временно содержащиеся в чистилище, «закрыты на время от взора Бога». Это потому, что только чистые сердцем могут видеть Бога (Мф 5:7, Откр 21:27). Высшее счастье человека состоит в том, чтобы знать и любить Бога и быть полностью соединенным с Ним навеки. Поскольку душе дано знать это, душа страдает от потери божественной близости, зная, что она даже временно отделена от полного видения и союза с Богом. Однако, поскольку после смерти душа становится неспособной грешить (Рим. 6:7), души в чистилище знают, что они не могут потерять вечную жизнь из-за дальнейших грехов. Более того, осознавая, что их пребывание в чистилище лишь временно, души счастливы тем, что они готовятся войти в полноту божественной жизни. Древние литургии и катакомбные надписи говорят о «мирном сне», который был бы невозможен, если бы существовали сомнения в окончательном спасении. [22]

Воздушные мытарства

Учение Воздушных мытарств касается путешествия души после ее ухода из тела. Это учение, хорошо засвидетельствованное в святоотеческих писаниях и в литургических гимнах, учит, что каждый человек после смерти проходит через череду «мытарных ворот», где встречается с демонами, которые проверяют их, чтобы определить, были ли они совершены. виновные в различных грехах при жизни и искушающие их к дальнейшему греху. [23] Если они не раскаялись и не были прощены в этих грехах, или если они поддались греху после смерти, они попадут в ад. По некоторым версиям учения, души, проходящие через мытарства, не уверены, что Христос их спасет.

Многие православные, принимающие учение о мытарствах, не понимают его буквально. Святитель Феофан Затворник учил, что бесы ищут «страстей», и предполагал, что, хотя мытарства часто изображаются устрашающими, бесы с таким же успехом могут пытаться соблазнить душу, взывая к одной из ее слабостей. Другие авторы доходят до того, что говорят, что демоны и ангелы — это метафоры грехов и добродетелей души.

Пр. Томас Хопко утверждает, что не следует пытаться связать с этим процессом конкретное время после смерти, а также не следует воспринимать мытарства как находящиеся буквально «в воздухе», или их обязательно должно быть двадцать. Точно так же он не упоминает в своей аргументации за них доктрину торговли за грехи (которая в некотором роде похожа на латинскую доктрину заслуг). Вместо этого его описание, основанное, среди прочего, на св. Иоанне Златоусте и пятидесяти проповедях св. Макария Египетского, использует встречи с мытарствами для описания попытки демонов напасть на душу с ее собственной уязвимостью для греха, или чтобы отвлечь его от Бога, и описывает прохождение через мытарства как очищение души . [24] .

Папа Шенуда III

Православная Церковь ни прямо не признала термин «чистилище», ни официально приняла такое состояние, которое отличается от более общего состояния «усыпление в Господе». В своей книге под названием Почему мы отвергаем чистилище? , Коптский папа Шенуда III представляет множество богословских и библейских аргументов против Чистилища. Например, он ссылается на 1 Фес. 4:16,17: «И мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе. И так мы всегда будем с Господом», в котором Павел описывает Последний день, говоря, что те верные, которые еще живы, встретят Господа с теми, кто воскреснет из мертвых, а затем останется с Ним всегда, и задается вопросом: «Эти верные (живущие в Последний день) освобождены от чистилища? Или Бог проявляет к ним лицеприятие?» [25]

Однако ответ на это возражение католиков, возможно, можно найти в Summa Theologica Фомы Аквинского, в обсуждении Последнего пожара. Последнее Пожарище есть принятое Отцами огненное апокалиптическое преображение Ветхого Неба и Старой Земли в Новое Небо и Новую Землю в Последний День, непосредственно предшествующий Всеобщему Воскресению и Всеобщему Суду. Говорят, что для тех, кто все еще живет во время Пожара, он изменит их тела; таким образом, технически, согласно католической мысли, те, кого находят живыми, также могут умереть на короткий момент (т. е. «мгновение ока», упомянутое в 1 Коринфянам).

Согласно Сумме, Последний Пожар будет действовать как «чистилище» для тех, кто будет найден живым и все еще нуждается в очищении/исцелении: «Есть три причины, по которым те, кого найдут живыми, смогут внезапно очиститься. Одна из них заключается в том, что в них будет мало вещей, подлежащих очищению, так как они уже будут очищены прежними страхами и гонениями.Второе потому, что они будут страдать и при жизни, и по своей воле: а боль, перенесенная в этой жизни, добровольно очищает многое. больше, чем боль, причиняемая после смерти, как в случае с мучениками, потому что «если в них найдется что-либо, нуждающееся в очищении, оно отсекается серпом страдания», как говорит Августин (De Unic. Bap. XIII). , хотя боль мученичества непродолжительна по сравнению с болью, перенесенной в чистилище. В-третьих, потому что жар будет усиливаться тем, что он теряет за короткое время ». [26]

Источники и дополнительная литература

  • Чистилище (Википедия)
  • КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Чистилище
  • Чистилище: Восточные православные верования — Religioustolerance.org
  • Смерть, порог вечной жизни — Греческая Православная Архиепископия Америки
  • Коптская православная лекция о чистилище, адаптированная из книги Почему мы отвергаем чистилище? ’ Его Высочества Папы Шенуды III
  • Православный ответ латинскому учению о чистилище
  • Summa Theologica Supp.74.8
    1. ↑ «чистилище» Шаблон: Webarchive, Merriam-Webster Dictionary
    2. ↑ Чистилище 10 июня 2007 г. в Wayback Machine в Британской энциклопедии.
    3. ↑ CCC 1030. Архив.
    4. ↑ Template:Cite book
    5. ↑ name="Аудитория 4 августа 1999 г. "
    6. ↑ Спе Сальви 47, [2]
    7. ↑ Первая проповедь: Опровержение латинских глав, касающихся огня чистилища, св. Марка Эфесского. Qтд. В «Душе после смерти», стр. 208f)
    8. ↑ Православный ответ на латинскую доктрину чистилища. [3]
    9. ↑ [4]; (Мф 12:32)
    10. ↑ Раздел православной психотерапии «Богопознание от св. Григория Паламы» митрополита Иерофея Влахоса, опубликованный монастырем Рождества Богородицы, Греция (1 января 2005 г.) ISBN 978-960-7070-27-2
    11. ↑ Маркидес, Гора тишины
    12. ↑ Первая проповедь: Опровержение латинских глав, касающихся огня чистилища, св. Марка Эфесского. Qтд. В «Душе после смерти», стр. 208f)
    13. ↑ ЛеГофф, Жак. Рождение Чистилища . Транс. Артур Голдхаммер. Чикаго: Университет Чикаго, 1986, стр. 362–366.
    14. ↑ Роберт Осей-Бонсу, «Чистилище: исследование исторического развития и его совместимости с библейским учением о загробной жизни» в Philosophy Study , Шаблон: ISSN, апрель 2012 г.

      Learn more