Добавить на Яндекс

Что обозначает хлеб всему голова


Почему хлеб - всему голова?

Сложно назвать в жизни человека продукт питания, который бы был так почитаем и необходим. Он помогал жить, а иногда и действительно выжить, во все века, во все кровопролитные войны и революции. Поэтому во все времена человек славил хлеб. Ему посвящали песни и стихи, о нём слагали пословицы, сказки и прибаутки. Всем известна поговорка «хлеб – всему голова». Она, как нельзя лучше, истолковывает бесценность тысячелетнего продукта. Так почему же свадебный каравай, паляница или буханка ржаного хлеба - всему голова?

Во многих славянских языках слова «голова» и «главный» имеют один корень и родословную. Не зря самого старшего и уважаемого члена семьи называют главой и оказывают ему почтение и уважение. Потому русскую пословицу можно трактовать так:«хлеб – важнее, то есть главнее и ценнее всех остальных продуктов на столе». С древних времён люди чтили этот продукт как национальную гордость и относились к нему, как к святыне. С незапамятных времен и до сегодняшних дней живет обычай отдавать почести, встречая дорогих гостей, хлебом и солью!

Хлеб, в котором действительно содержится огромное количество ценных для нашего организма витаминов - это хлеб, приготовленный, прежде всего, из качественного и первосортного зерна, с использованием правильной технологии. В таком хлебушке есть витамины группы В, углеводы, белки, минералы, различные микро- и макроэлементы.

В «правильном», даже черством хлебе все эти элементы сохраняются практически в том же объеме, что и в свежем.

Наверное, каждый из вас помнит, когда в детстве родители посылали за хлебом, не возможно было удержаться, чтобы не надгрызть хрустящую корочку свежего, теплого и такого ароматного хлеба... Наверное, интуитивно, где-то на генном уровне, вы уже тогда понимали о ее полезности. Ведь именно хлебная корочка является основным источником антиоксидантов, которые помогают оказывать сопротивление развитию склероза и разновидностей многих онкологических заболеваний.

Вот как раз благодаря сухарикам хлеб и получил своё название. Много веков назад когда испеченные лепёшки становились чёрствыми, их помещали в казан, заливали водой, добавляли различные специи и пряности, а затем в таком жидком виде хлебали ложками. Отсюда и пошло слово - хлебало, которое затем сократилось до привычного нам - Хлеба.

Теперь только и остается вспоминать о красивом и вкусном хлебушке, который готовили наши прабабушки. Да и выпекали они его в настоящих печках. В то время существовали строгие правила по выпеканию хлеба: тесто нужно было замешивать всё время только в одной деревянной посудине, вместо дрожжей использовался кусочек теста, специально оставленный с прошлого замеса, перед тем, как начать замес, молились и приступали к выпечке только с хорошим настроением. Нельзя было ссориться и кричать, пока в печи зарумянивался хлебушек.

Можно конечно долго ещё порассуждать, как о пользе, так и о его вреде. Но для всех это понятие весьма относительное. Ведь при приготовлении хлеба всегда важно: в каких условиях он готовится и из каких продуктов. Какое количество и с чем употребляется в пищу.

Но главное, если хлеб выпекался с любовью, то он обязательно ответит вам взаимностью. В сеть пекарен "Тили тесто" работают настоящие мастера своего дела, которые обожают свою работу и выпускают вкусный хлеб!

Значение и смысл пословицы "Хлеб всему голова"?

Главная » Смысл пословицы

Смысл пословицы

Автор orfeus На чтение 3 мин Опубликовано Обновлено

Хлеб — неотъемлемая часть любого приема пиши в России, разве что кроме десерта. Именно поэтому к нему выработалось настолько сильное уважение и почитание. Наши предки дополняли каждую трапезу хлебом, что позволяло увеличить ее сытность, а также уменьшить расход основного блюда. А для тех времен это были отличные характеристики, ведь проще было купить или испечь хлеб, чем готовить больше основного блюда (к примеру, борща). Именно в это время и появилась пословица «Хлеб всему голова». Но причем тут голова? Чья голова представляет собой батон и буханку? Нужно разбираться, чем мы с радостью и займемся!

Слово «голова» не стоит рассматривать в прямом значении. В данном случае оно используется в смысле «главное», «необходимое», «важное». Тогда пословица гласит, что хлеб — важнее всего. И ведь правда. Ни одно застолье или обычный прием пищи не обходились без свежего хлеба. А почему? Дело в том, что прием пищи с хлебом позволял наесться быстрее, а также получить большее количество необходимых калорий, которые давали бы сил работать. В итоге, готовой еды (по типу отварного картофеля, супа и так далее) тратилось куда меньше, а члены семьи наедались лучше, что давало им сил для тяжелой работы. Получается, что хлеб давал сразу два полезных для крестьян эффекта — позволял экономить готовую пищу, а также давал энергию для тяжелой деятельности.

Хлеб ценился в крестьянских семьях, где было необходимо накормить большое количество людей относительно небольшим количеством еды. Отсюда можно сделать вывод о том, что эта пословица берет свое начало в быте крестьянства, бедного класса. Но! Хлеб нередко присутствовал и на приемах в высшем обществе, однако такой огромной популярностью не пользовался. Зачем есть сухой и безвкусный хлеб, когда стол буквально ломится от деликатесов самых разных форм и видов? Хлеб поедался крайне редко, а иногда к нему вообще не прикасались за все время трапезы. Это подтверждает факт того, что все-таки пословица берет свое начало из бедного общества, но никак не приближенного к власти или деньгам.

Но в какой же ситуации могла появиться эта пословица? Предположим. Наверняка отец рассказывал сыну или дочери о том, что хлеб — это не просто еда. Хлеб — это настоящий спаситель, что-то большее, чем просто дополнение к обычной еде. Его нужно любить и уважать, ведь он — голова. Без него не обходится ни один прием пищи. И это вполне оправданно, ведь экономия пищи, без которой прожить было попросту нельзя, являлась неотъемлемой частью крестьянского ежедневного быта. И тогда отец на примере такой пословицы смог бы показать весь авторитет хлеба и утвердить его в сознании подрастающего поколения.

Какой же вывод можно сделать из этой пословицы? Хлеб — это не просто дополнение к общему обеду — это его голова, основа. Без хлеба наши предки попросту не смогли бы выжить, поэтому стоит уважать хлеб, любить его и употреблять в пищу. Хлеб отлично насыщает, позволяя наесться меньшим количеством еды, а также он очень вкусный и полезный. Конечно же, всего хорошего в меру, но хлеб нам необходим. Без него русская кухня потеряет свой шарм!

Удивительное духовное значение хлеба в Библии

«Иисус сказал им: «Я могу гарантировать эту истину: не Моисей дал вам хлеб с неба, но Мой Отец дает вам истинный хлеб с небес». ” Иоанна 6:32

Разве ты не любишь запах выпечки? Невероятный аромат окутывает вкусным уютом, словно мягким, пушистым, теплым одеялом в снежный день. Положите немного мягкого сливочного масла на ломоть теплого, только что приготовленного хлеба, и вы почувствуете, что съели кусочек рая. Это удивительная вещь, я прав?

Хлеб и в Библии довольно удивительный. Он упоминается в Библии не менее 492 раз, начиная с Бытия и заканчивая Откровением, с различными значениями и символикой. И это имело такое большое значение, что мы до сих пор празднуем его сегодня как в иудейской, так и в христианской вере.

Вы, вероятно, уже можете вспомнить несколько упоминаний о хлебе в Библии, но давайте рассмотрим некоторые другие известные употребления, их взаимосвязь и то, как все это иллюстрирует Божью верность, благодать и саму жизнь.

Обеспечение и выживание

Первая мысль многих из нас о хлебе в Библии заключается в том, что он символизирует Божье обеспечение. Обычно мы думаем об Исходе 16 и о том, как Он проливал манну дождем в течение сорока лет, пока израильтяне скитались по пустыне. Однако Бог не просто раздавал бесплатные обеды. Он знал, что от этого зависит выживание Его народа.

Мы по-прежнему зависим от Божьего обеспечения для нашего выживания сегодня, и это не просто еда. Он также предоставляет необходимые лекарства, финансы, транспорт, хороших друзей, на которых можно опереться, и многое другое.

Итак, когда мы молимся: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день», мы вспоминаем, что Бог — Иегова Ире — уже обещал изо дня в день, в обязательном порядке, давать вам то, в чем вы нуждаетесь. Он всегда верен.

Жизнь и спасение

Остановившись на минутку в книге Исход, вспомните, как израильтянам пришлось бежать из Египта, не успев дать подняться тесту для хлеба?

«Итак, люди подбирали тесто для хлеба, прежде чем оно поднялось, и несли его на плечах в мисках, завернувшись в одежду». Исход 12:34

Евреи до сих пор используют пресный хлеб для празднования Пасхи и спасения от фараона. Христиане также используют хлеб для празднования святого причастия или евхаристии, но христиане основывают хлеб на Иисусе и Его даре спасения, а не на быстром выходе в полночь.

Смерть Иисуса на кресте дает нам жизнь, поэтому в 6-й главе Иоанна Иисус несколько раз называет Себя хлебом жизни.

«Иисус сказал им: Я есмь хлеб жизни. Кто придет ко Мне, тот никогда не проголодается, и кто верует в Меня, тот никогда не испытает жажды». Иоанна 6:35

Хлеб — это пища для тела, но Иисус предлагает духовный хлеб, который питает нашу духовную жизнь. Он оживляет наши души и предлагает путь к спасению. Вот почему во время Тайной вечери Иисус взял опресноки и преломил их, чтобы символизировать Свое сокрушенное тело и Свою смерть на кресте от нашего имени.

Прощение

Вы, наверное, уже знаете, что Иисус родился в Вифлееме, что переводится как Дом Хлеба. На иврите буквенно-цифровое значение также означает рождение, событие рождения человека. Итак, место рождения Иисуса находится в Доме Хлеба. Это место жизни.

Теперь помните, Иисус сказал, что Он есть хлеб жизни, что означает прощение и свободу. Когда мы идем в Дом Хлеба, чтобы принять Божье прощение наших грехов, мы снова видим, как Бог питает наши души чем-то, что нам необходимо для духовного выживания. Его хлеб — единственный, ведущий к вечной жизни.

Это делает молитву «Отче наш» немного яснее. Когда мы просим Бога «хлеб наш насущный дать нам на сей день», мы просим как о Его обеспечении, так и о том, что Он придет и наполнит нас Своей вечной благодатью.

Нам нужен хлеб, чтобы жить физически, но Божий хлеб прощения дает нам возможность жить духовно.

Святое Слово Божие

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Он был в начале с Богом. Все было сделано через Него, и без Него ничего не было сделано из того, что было сделано. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Иоанна 1:1-4

Иисус был физическим воплощением святого слова Бога. Он и Слово были одним и тем же. Поскольку Иисус — это хлеб жизни, мы можем сделать вывод, что Библия питает нас духовно.

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек». Второзаконие 8:3; От Матфея 4:4

Однако, чтобы Библия питала нас, мы должны открыть ее и прочитать. Бог дает нам свободную волю никогда ничего из этого не читать, но если мы действительно хотим испытать Его благодать и обрести вечную жизнь, мы должны есть Его хлеб. Вот где мясо и питательные вещества, которые поддерживают нашу духовную жизнь.

Брачный пир 

Хлеб также используется для обозначения возвращения Иисуса на землю и окончательного установления Его царства. Иоанн упоминает брачный пир Агнца (Иисуса) и Его жены (церкви):

«И сказал мне: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца!»

Брачный пир также описан в Исаии 25:6:

«И на горе сей Господь Саваоф сделает для всех людей пир из отборных кусков, пир из вина на дрожжах, из туков, полных кабачков, хорошо очищенных вин на осадке».

Те, кто попадут на небеса, примут участие в брачном пиру (Откровение 2:17), на котором будет хлеб. Здесь мы снова видим Иисуса как духовный хлеб, символизирующий спасение через Него.

«Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» Луки 14:15

Божье вечное присутствие

Во времена Моисея первосвященникам было приказано построить стол из дерева акации и поставить его на северной стороне Святилища храма. (Исход 25:30; Левит 24:5-9).). Двенадцать буханок хлеба, называемых хлебами предложения, лежали на столе, символизируя двенадцать колен Израилевых.

Хлеб не был предложен Богу, как пища, предложенная языческим богам; скорее, хлебы были формой благодарения за постоянную заботу и присутствие Бога. Его также использовали в качестве мирной жертвы (Левит 7:12) и приношения первых плодов или десятины (Числа 15:17-20). Эти приношения назывались хлебом Его присутствия (по-еврейски хлеб «лица Его») и приносились не только Богу, но и в Его присутствии.

В Новом Завете хлебы предложения использовались как памятный символ Иисуса и Его жертвы на кресте, которую Иисус обозначал в Тайной вечере в Евангелии от Матфея 26:26.

«Истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, но Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть Тот, Кто сходит с неба и дает жизнь миру». Иоанна 6:32-33

Сегодня мы используем хлеб в наших церемониях причастия, чтобы помнить о деле спасения и искупления Иисуса на кресте и прославлять Его за Его постоянное присутствие и верность.

Другие символы хлеба

Вы можете найти хлеб во многих других местах Библии. Вот очень маленький, быстрый пример.

  • Единство церкви (1 Коринфянам 10:16-17)
  • Враг, которого можно поглотить (Числа 14:9)
  • Знак удовлетворения потребностей людей (Екклесиаст 11:1)
  • Принятие мудрости (Притчи 9:5)
  • Зарабатывать на жизнь незаработанным (Притчи 31:27)
  • Богатство (4 Царств 18:32)
  • Бедность (Амос 4:6)
  • Пророчество о предательстве Иисуса Иудой Искариотом (Псалом 41:9; Иоанна 13:18)

Хлеб может символизировать что угодно в Библии, но больше всего он указывает на Самого Иисуса. Он — хлеб, который мы все должны принять, если мы действительно хотим обрести физическую, духовную и вечную жизнь.

Ваша очередь

Когда вы читаете Библию, о чем хлеб заставляет вас думать? Как это связано с вашей жизнью? Есть ли другой способ, которым вы научились питаться в Господе? Я хотел бы услышать ваши мысли и комментарии по этому поводу либо ниже или вот здесь .

Дополнительная литература

Bible Gateway проделала очень тщательную работу по объяснению истории и значения хлеба в библейские времена. Вы можете прочитать все об этом на их удивительно информативном веб-сайте.

Вы также можете ознакомиться с новой книгой Кэти Ли Гиффорд «Скала, дорога и раввин» ( не является партнерской ссылкой ), в которой она беседует с раввином Джейсоном Собелем о значении хлеба в одной главе. . Сейчас я прохожу изучение Библии, связанное с этой книгой. Я призываю вас проверить это. Это хороший материал.

Удачной недели!

Пожалуйста, подпишитесь на нас и поставьте лайк:

Что имел в виду Иисус, когда сказал: «Я есмь Хлеб жизни» (от Иоанна 6:35)?

ГлавнаяКонтент-указательКниги БиблииИоанн Хлеб жизни

Вопрос

Ответ

«Я есмь Хлеб жизни» (Иоанна 6:35) — одно из семи утверждений Иисуса «Я есмь». Иисус использовал одну и ту же фразу «Я ЕСМЬ» в семи заявлениях о Себе. Во всех семи Он сочетает Я ЕСМЬ с потрясающими метафорами, выражающими Его спасительное отношение к миру. Все они появляются в книге Иоанна.

В Иоанна 6:35 говорится: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать вовек».

Хлеб считается основным продуктом питания, то есть основным диетическим продуктом. Человек может прожить долгое время только на хлебе и воде. Хлеб является настолько основным продуктом питания, что он становится синонимом еды в целом. Мы даже используем фразу «вместе преломлять хлеб», чтобы указать на совместное с кем-то трапезу. Хлеб также играет неотъемлемую часть еврейской пасхальной трапезы. Евреи должны были есть опресноки во время праздника Пасхи, а затем в течение семи дней в честь исхода из Египта. Наконец, когда евреи скитались по пустыне 40 лет, Бог пролил дождь «хлеба с неба», чтобы поддержать народ (Исход 16:4).

Все это играет роль в сцене, описанной в Иоанна 6, когда Иисус использовал термин «хлеб жизни». Он безуспешно пытался уйти от толпы. Он пересек Галилейское море, и толпа следовала за Ним. Через некоторое время Иисус спрашивает Филиппа, как они собираются кормить толпу. Ответ Филиппа показывает его «маловерие», когда он говорит, что у них недостаточно денег, чтобы дать каждому из них самый маленький кусочек еды. Наконец, Андрей приводит к Иисусу мальчика, у которого было пять маленьких буханок хлеба и две рыбки. Этим количеством Иисус чудесным образом накормил толпу достаточным количеством еды.

После этого Иисус и Его ученики возвращаются на другую сторону Галилеи. Когда толпа видит, что Иисус ушел, они снова следуют за Ним. Иисус пользуется этим моментом, чтобы преподать им урок. Он обвиняет толпу в игнорировании Его чудесных знамений и следовании за Ним только ради «бесплатной еды». Иисус говорит им в Иоанна 6:27: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий. Ибо на Нем Бог Отец положил Свою печать». Другими словами, они были настолько увлечены едой, что упустили тот факт, что их Мессия пришел. Поэтому иудеи просят у Иисуса знака того, что Он был послан от Бога (как будто чудесного насыщения и хождения по воде было недостаточно). Они рассказывают Иисусу, что Бог дал им манну во время скитаний по пустыне. Иисус отвечает, говоря им, что им нужно просить истинный хлеб с неба, который дает жизнь. Когда они просят у Иисуса этот хлеб, Иисус поражает их, говоря: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать вовек».

Феноменальное заявление! Во-первых, приравнивая Себя к хлебу, Иисус говорит, что Он необходим для жизни. Во-вторых, жизнь, о которой говорит Иисус, — это не физическая жизнь, а вечная жизнь. Иисус пытается перевести мышление иудеев из физического царства в духовное. Он противопоставляет то, что Он приносит как их Мессию, хлебу, который Он чудесным образом сотворил накануне. Это был физический хлеб, который тлеет. Он духовный хлеб, несущий вечную жизнь.

В-третьих, и это очень важно, Иисус снова заявляет о своей божественности. Это утверждение является первым из утверждений «Я ЕСМЬ» в Евангелии от Иоанна. Фраза «Я ЕСМЬ» — это заветное имя Бога (Яхве или ЯХВЕ), открытое Моисею у горящего куста (Исход 3:14). Эта фраза говорит о самодостаточном существовании (или о том, что богословы называют « aseity »), которое является атрибутом, которым обладает только Бог. Эту фразу евреи, которые слушали, автоматически поняли бы как притязание на божество.

В-четвертых, обратите внимание на слова «приходить» и «веровать». Это приглашение для тех, кто слушает, уверовать в Иисуса как в Мессию и Сына Божьего. Это приглашение прийти встречается во всем Евангелии от Иоанна. Прийти к Иисусу означает сделать выбор оставить мир и следовать за Ним. Верить в Иисуса означает верить в Него, что Он тот, за кого Он себя выдает, что Он сделает то, что обещал, и что Он единственный, кто может это сделать.

В-пятых, есть слова «голод и жажда». Опять же, следует отметить, что Иисус не говорит об утолении физического голода и жажды. Ключ находится в другом утверждении, сделанном Иисусом еще в Его Нагорной проповеди. В Евангелии от Матфея 5:6 Иисус говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Когда Иисус говорит, что те, кто приходят к Нему, никогда не будут алкать, а те, кто верит в Него, никогда не будут жаждать, Он говорит, что Он удовлетворит наш голод и жажду, чтобы стать праведными в глазах Бога.

Если и есть что-то, что говорит нам история человеческой религии, так это то, что люди стремятся заработать свой путь на небеса. Это такое основное человеческое желание, потому что Бог создал нас с мыслью о вечности. Библия говорит, что Бог вложил [желание] вечности в наши сердца (Екклесиаст 3:11). Библия также говорит нам, что мы ничего не можем сделать, чтобы заслужить себе путь на небеса, потому что мы все согрешили (Римлянам 3:23), и единственное, что зарабатывает нам наш грех, — это смерть (Римлянам 6:23). Нет праведного в себе (Римлянам 3:10). Наша дилемма в том, что у нас есть желание, которое мы не можем исполнить, что бы мы ни делали. Вот тут-то и появляется Иисус. Он, и только Он один, может исполнить в наших сердцах желание праведности через Божественное действие: «Ради нас Он сделал грехом того, кто не знал греха, чтобы мы могли в Нем стать праведности Божией» (2 Коринфянам 5:21). Когда Христос умер на кресте, Он взял на Себя грехи человечества и искупил их. Когда мы возлагаем нашу веру на Него, наши грехи вменяются Иисусу, а Его праведность вменяется нам. Иисус утоляет наш голод и жажду праведности.


Learn more