Добавить на Яндекс

Угорь халяль или харам


Можно ли есть рыбу, у которой нет чешуи? / Фетвы ДУМ РТ / Полезная информация

Вопрос: Салам алейкум. Хотел у вас уточнить насколько известно мне морские продукты разрешены и водой можно совершать вуду. Есть разногласие насчёт амфибий но я бы хотел узнать о хукме о рыбе у которой нет чешуи. Так как в местности в которой я живу бытует мнение что такую рыбу нельзя есть что она не зашишена от укусов и попадания туда нечистот и т.д хотелбы у вас получить развёрнутый ответ и аргументы чтобы знать самому и на который бы я мог опираясь давать ответ если вновь попаду в такую ситуацию. Джазакаллаху хайран. 

⠀⠀⠀

Ответ: Ва алейкум ассалям.⠀⠀⠀ 

На самом деле, (согласно нашему мазхабу) из морских обитателей дозволена только рыба. Мы постараемся провести наиболее объективное исследование, дабы разъяснить нашу позицию. ⠀⠀⠀

Что касается первого вопроса, то считающие иначе, в качестве аргумента, приводят слова Аллаха: 

أُحِلَّ لَكُمْ صَيْدُ الْبَحْرِ (المائدة/٩٦)

Вам разрешена (морская охота) рыбалка (Аль-Маида: 96)

Слово:

الصيد⠀⠀⠀

«охота» охватывает всех обитателей моря, а не только рыбу, что, в свою очередь, указывает на дозволенность всего.  

Следующим их аргументом является слова Пророка ﷺ , когда «его спросили:⠀⠀⠀

«سئل عن البحر فقال: هو الطهور ماؤه والحل ميتته»⠀⠀⠀

 о море (и его обитателях), он ответил: «вода - чистая, а мертвечина - дозволена». 

Таким образом, Пророк ﷺ охарактеризовал мертвечину обитателей моря, как нечто дозволенное без проведения разделительной грани между рыбой и остальными существами. 

Доказательством ханафитского мазхаба является аят: 

 حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ المَيْتَةُ وَالدَّمُ وَ لَحْمُ الخِنْزِيرِ  (المائدة/٣)

Вам запрещены мертвечина (мясо животного, не забитого по Шариату), кровь (которая вытекает, когда происходит забой)... (Аль-Маида:3). Без проведения разделительной грани между сухопутными и морскими животными. 

А также слова Всевышнего Аллаха:

... وَ يُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الخَبَائِثَ  (الأعراف/١٥٧)⠀⠀⠀

(Такой Пророк ﷺ , который) объявит запретным мерзкое... (Аль- А’раф:157). ⠀⠀⠀

А лягушки, раки (крабы), змеи и другие (водные и земноводные) относятся к категории «мерзкое», упомянутое в аяте. От посланника Аллаха ﷺ  передаётся: ⠀⠀⠀

سُئِلَ  عَنْ  ضِفْدَعٍ  يجعل شحمُهُ  في الدَّواء  فنَهى عليه الصلاة و السلام عن ْ قَتْلِ الضَّفَا دِعَ

⠀⠀⠀что его спросили о лягушках, а именно: можно ли использовать жир лягушек в лечебных целях (для принятия внутрь). А Пророк ﷺ запретил убивать их. Запрет же на убийство, в свою очередь, означает и запрет на употребление в пищу. А когда Пророка ﷺ спросили о причине этого, он ответил: ⠀⠀⠀

خَبِيثَةٌ مِن الخَبائث⠀⠀⠀

Это относится к «мерзкому». ⠀

Что касается аята, который они (не принимающие мнения ханафитов) приводят в качестве аргумента, в действительности не является аргументом в их пользу, поскольку под словом:⠀⠀⠀

الصيد⠀⠀⠀

 «охота», упомянутом в аяте подразумевается  процесс и/или действие добычи или охоты, а не предмет охоты. (То есть аят дозволяет действие. Те же, кто считает, что из аята проистекает значение дозволенности предмета охоты, ошибается), поскольку это то, в отношении чего производится действие. Давать общий смысл этому слову (то есть, чтобы слово одновременно означало и название действия и предмет, в отношении которого производится действие) является аллегорическим толкованием (отказом от истинного значения) слова, что не приемлемо, в случае если для этого нет оснований (то есть ханафитский усуль не приемлет использование переносного смысла той или иной фразы, если необходимость этого не подтверждена категоричными доказательствами). ⠀⠀⠀

Более того, (если все же допустить использование вторичного значения, то) слово «الصيد» (другое значение слова الصيد - «дичь») используется в отношении таких животных, которые являются дикими или недосягаемыми, поймать которые не представляется возможным, поскольку вероятность того, что такое животное либо улетит, либо убежит крайне велика. Следовательно, это возможно только в процессе охоты, а не после того, как животное будет поймано.

Ведь впоследствии пойманное животное в сущности  будет считаться мясом, а не дичью, по причине утраты значений «дикое животное» и «недосегаемое животное». ⠀⠀⠀

Это подтверждается и тем, что в продолжении аята Всевышний Аллах говорит: ⠀⠀⠀

وَ حُرِّمَ عَلَيْكُمْ صَيْدُ  الْبَرِّ مَا دُمْتُمْ حُرُماً (المائدة/٩٦)

Но запрещена для вас охота на суше, пока вы в ихраме. (Аль-Маида:96). Очевидно, что запрет для человека в состоянии ихрама, в данном случае, касается того действия, которое мы называем охотой, а не поедание мяса животного, которое было поймано в процессе охоты. Поскольку известно, что поедание такого мяса для человека в состоянии ихрама дозволено, если, конечно, он не сам охотился или охота не была произведена по его указанию. Таким образом подтверждается факт того, что аят определенно не указывает на дозволенность еды, поскольку был ниспослан для разделения (выделения/ обозначения) морской охоты (рыбалки) и охоты на суше в состоянии ихрама. ⠀⠀⠀

А Пророк ﷺ, когда говорил: ⠀⠀

الحل ميتته⠀⠀⠀

«А мертвечина моря дозволена», - имел ввиду исключительно рыбу. Доказательством этого является, также, слова посланника Аллаха ﷺ: 

أحلَّت لنا  ميتتانِ و دمَان: الميتتان السمك و الجراد و الدمان الكبد و الطحال.  

«Нам (мусульманам) дозволено (для употребления в пищу) два вида мертвечины и два вида крови (то, что напоминает сгусток крови). Что касается мертвечины, то - это рыба и саранча, а кровь - это печень и селезёнка». Таким образом, Пророк ﷺ сам пояснил значение выражения «два дозволенных вида мертвечины» и определил её, как рыба и саранча, стало быть, и тем видом  мертвечины моря (упомянутой в предыдущем хадисе), которая дозволена может быть только рыба, то есть хадис: ⠀⠀⠀

الحل ميتته⠀⠀⠀

«А мертвечина моря дозволена» указывает только на рыбу. Данный факт уточняется аятами, и хадисами, которые мы привели.⠀⠀⠀ ⠀⠀

А Аллах знает лучше. 

Считают ли какие-либо школы угорь харамом и почему?

goldПсевдо

Учитывая, что угорь, несомненно, является водным животным, можно было бы подумать, что он подпадает под общее правило хадиса, в котором морская вода чиста, а мертвая дозволена . Тем не менее, я ясно припоминаю, что читал из разных источников, что угорь считается харамом по крайней мере в одной из основных школ юриспруденции.

Интернет такой, какой он есть, у меня возникли проблемы с поиском надежных ссылок на него; лучшее, что я узнал, это то, что угорь явно халяль согласно ханафитской школе (что я нахожу интересным, учитывая, сколько других видов морепродуктов они не считают таковыми), но я нашел лишь расплывчатые упоминания о том, что либо маликитские или ханбалитские школы считают это харамом , но ничем не подкреплены.

Я также не нашел каких-либо четких доказательств того, почему угорь считается таким. Несколько возможностей, которые я видел, представлены, опять же без каких-либо надежных ссылок, чтобы поддержать их, следующие:

  • Угорь не имеет формы «рыбы» (как и большинство моллюсков).
  • У угря нет чешуи (это вообще имеет значение?)
  • Угорь - хищник (много рыбы)

Таким образом, вопрос заключается в следующем: какие школы, если таковые имеются, не считают угря по своей сути халяльным (как и другие морепродукты) и почему?

овари

Согласно шиитскому фикху (юриспруденции) запрещено есть угря, причем не только угря, но и любую другую рыбу, у которой нет чешуи (и никогда не бывает в течение жизни):

«Ешьте рыбу, у которой есть чешуя, и не ешьте ту, у которой нет чешуи». (Имам Бакир ас) [аль-Колайни, аль-Кафи, т. 6 с. 219]; Смотрите здесь .

Также смотрите следующие хадисы из шиитской книги:

عدّة من أصحابنا، عن سهل بن زياد؛ و محمّد بن يحيى، عن أحمد بن محمّد- عن ابن محبوب، و أحمد بن محمّد بن أبي نصر جميعا، عن العلاء، عن محمّد بن مسلم قال: أقرأني أبو جعفر عليه السّلام شيئا من كتاب عليّ عليه السّلام فإذا فيه: أنهاكم عن الجرّيّ و الزّمّير و المار ماهي و الطّافي و الطحال. قال: قلت: يا ابن رسول اللّه يرحمك اللّه إنّا نؤتى بالسّمك ليس له قشر؟ فقال: كل ما له قشر من السمك و ما ليس له قشر فلا تأكله.

عدّة من أصحابنا ، عن أحمد بن محمّد ، عن عثمان بن عيسى عن سماعة عثمان بن عيسى ع عن سماعة ع عن بن عيى ع عن سماعة ع عن ا тоже ا тоже ا тоже ا тоже. و لا طحالا لأنّه بيت الدّم و مضغة الشيطان.

عليّ بن إبراهيم، عن أبيه، عن عبد اللّه بن المغيرة، عن عبد اللّه بن سنان، عن أبي عبد اللّه عليه السّلام قال: كان أمير المؤمنين عليّ بن أبي طالب عليه السّلام بالكوفة يركب بغلة رسول اللّه صلى اللّه عليه و آله ثمّ يمرّ بسوق الحيتان فيقول: لا تأكلوا و لا تبيعوا من السمك ما لم يكن له قشر.

عليّ بن إبراهيم ، عن أبيه ، عن حنان بن سدير قال: سأل العلاء بن كامل أبا عبد الّه عليه الّ كامل وبا عبد اللэйيه السّلالшлия عليه ال хлопан ктив. فقال: وجدنا في كتاب عليّ عليه السّلام أشياء محرّمة من السمك فلا تقر. ثمّ قال أبو عبد اللّه عليه السّلام: ما لم يكن له قشر من السمك فلا تقرم.

گزيده كافى، ج5, ص: 356-357

Короче говоря, все эти хадисы объявляют Эаль запрещенным к употреблению в пищу, Харам. Но тогда в чем причина этого. В длинном хадисе от святого пророка - мир ему и его семье - многие запрещенные к употреблению в пищу животные и рыба объявляются таковыми, среди них есть обращенные (маскх: مسخ):

حَدَّثَنَا جَعْفَرُ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ مَسْرُورٍ رَحِمَهُ اللَّهُ قَالَ حَدَّثَنَا الْحُسَيْنُ بْنُ مُحَمَّدِ بْنِ عَامِرٍ عَنِ الْمُعَلَّى بْنِ مُحَمَّدٍ الْبَصْرِيِّ عَنْ بِسْطَامَ بْنِ مُرَّةَ عَنْ إِسْحَاقَ بْنِ حَسَّانَ عَنِ الْهَيْثَمِ بْنِ وَاقِدٍ عَنْ عَلِيِّ بْنِ الْحَسَنِ الْعَبْدِيِّ عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِ أَنَّهُ سُئِلَ مَا قَوْلُكَ فِي هَذَا السَّمَكِ الَّذِي يَزْعُمُ إِخْوَانُنَا مِنْ أَهْلِ الْكُوفَةِ أَنَّهُ حَرَامٌ فَقَالَ أَبُو سَعِيدٍ سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ ص يَقُولُ الْكُوفَةُ جُمْجُمَةُ الْعَرَبِ وَ رُمْحُ اللَّهِ تَبَارَكَ وَ تَعَالَى وَ كَنْزُ الْإِيمَانِ فَخُذْ عَنْهُمْ أُخْبِرُكَ [عَنْ] رَسُولِ اللَّهِ ص أَنَّهُ مَكَثَ بِمَكَّةَ يَوْماً وَ لَيْلَةً بِذِي طُوًى ثُمَّ خَرَجَ وَ خَرَجْتُ مَعَهُ فَمَرَرْنَا بِرِفْقَةٍ جُلُوسٍ يَتَغَد вероятноеلِنَبِيِّكُمْ فَجَلَسَ بَيْنَ رَجُلَيْنِ وَ جَلَسْتُ وَ تَنَاوَلَ رَغِيفاً فَصَدَعَ نِصْفَهُ ثُمَّ نَظَرَ إِلَى أُدْمِهِمْ فَقَالَ مَا أُدْمُكُمْ قَالُوا الْجِرِّيُّ يَا رَسُولَ اللَّهِ فَرَمَى بِالْكِسْرَةِ مِنْ يَدِهِ وَ قَامَ قَالَ أَبُو سَعِيدٍ- وَ تَخَلَّفْتُ بَعْدَهُ لِأَنْظُرَ مَا رَأَى النَّاسُ فَاخْتَلَفَ النَّاسُ فِيمَا بَيْنَهُمْ فَقَالَتْ طَائِفَةٌ حَرَّمَ رَسُولُ اللَّهِ ص الْجِرِّيَّ وَ قَالَتْ طَائِفَةٌ لَمْ يُحَرِّمْهُ وَ لَكِنْ عَافَهُ وَ لَوْ كَانَ حَرَّمَهُ نَهَانَا عَنْ أَكْلِهِ قَالَ فَحَفِظْتُ مَقَالَةَ الْقَوْمِ وَ تَبِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ ص حَتَّى لَحِقْتُهُ ثُمَّ غَشِينَا رِفْقَةً أُخْرَى يَتَغَدَّوْنَ فَقَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ الْغَدَاءَ فَقَالَ نَعَمْ أَفْرِجُوا لِنَبِيِّكُمْ فَجَلَسَ بَيْنَ رَجُلَيْنِ وَ جَلَسْتُ فَلَمَّا تَنَاوَلَ كِسْرَةً نَظَرَ إِلَى أُدْمِهِمْ فَقَالَ مَا أُدْمُكُمْ هَذَا قَالُوا ضَبٌّ يَارَسُولَ اللَّهِ فَرَمَى الْكِسْرَةَ وَ قَامَ قَالَ أَبُو سَعِيدٍ فَتَخَلَّفْتُ بَعْدَهُ فَإِذَا بِالنَّاسِ فِرْقَتَانِ قَالَتْ فِرْقَةٌ حَرَّمَ رَسُولُ اللَّهِ الضَّبَّ فَمِنْ هُنَاكَ لَمْ يَأْكُلْهُ وَ قَالَتْ فِرْقَةٌ أُخْرَى إِنَّمَا عَافَهُ وَ لَوْ حَرَّمَهُ لَنَهَانَا عَنْهُ ثُمَّ قَالَ تَبِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ ص حَتَّى لَحِقْتُهُ فَمَرَرْنَا بِأَصْلِ الصَّفَا وَ فِيهَا قُدُورٌ تَغْلِي فَقَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ لَوْ تَكَرَّمْتَ عَلَيْنَا حَتَّى تُدْرِكَ قُدُورَنَا قَالَ لَهُمْ مَا فِي قُدُورِكُمْ قَالُوا حُمُرٌ لَنَا نَرْكَبُهَا فَقَامَتْ فَذَبَحْنَاهَا فَدَنَا رَسُولُ اللَّهِ ص مِنَ الْقُدُورِ فَأَكْفَأَهَا بِرِجْلِهِ ثُمَّ انْطَلَقَ جَوَاداً وَ تَخَلَّفْتُ بَعْدَهُ فَقَالَ بَعْضُهُمْ حَرَّمَ رَسُولُ اللَّهِ ص لَحْمَ الْحَمِيرِ وَ قَالَ بَعْضُهُمْ كَلَّا إِنَّمَا أَفْرَغَ قُدُورَكُمْ حَتَّى لَا تَعُودُوهُ فَتَذْبَحُوا دَوَابَّكُمْ قَالَأَبُو سَعِيدٍ فتَبِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ ص فَقَالَ يَا أَبَا سَعِيدٍ ادْعُ بِلَالًا فَلَمَّا جَاءَهُ بِلَالٌ قَالَ يَا بِلَالُ اصْعَدْ أَبَا قُبَيْسٍ فَنَادِ عَلَيْهِ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ ص حَرَّمَ الْجِرِّيَّ وَ الضَّبَّ وَ الْحُمُرَ الْأَهْلِيَّةَ أَلَا فَاتَّقُوا اللَّهَ وَ لَا تَأْكُلُوا مِنَ السَّمَكِ إِلَّا مَا كَانَ لَهُ قِشْرٌ وَ مَعَ الْقِشْرِ فُلُوسٌ إِنَّ اللَّهَ تَبَارَكَ وَ تَعَالَى مَسَخَ سَبْعَمِائَةِ أُمَّةٍ عَصَوُا الْأَوْصِيَاءَ بَعْدَ الرُّسُلِ فَأَخَذَ أَرْبَعُمِائَةِ أُمَّةٍ مِنْهُمْ بَرّاً وَ ثَلَاثُمِائَةِ أُمَّةٍ مِنْهُمْ بَحْراً ثُمَّ تَلَا هَذِهِ الْآيَةَ "" _

علل الشرائع شیخ صدوق، ج2، باب 222

И обратите внимание, что аят Корана, относящийся к этому вопросу, указан как [34:19] в предыдущем хадисе:

فَقَالُوا رَبَّنَا بَاعِدْ بَيْنَ أَسْفَارِنَا وَظَلَمُوا أَنفُسَهُمْ فَجَعَلْنَاهُمْ أَحَادِيثَ وَمَزَّقْنَاهُمْ كُلَّ مُمَزَّقٍ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَاتٍ لِّكُلِّ صَبَّارٍ شَكُورٍ

Но они сказали: «Господь наш! Увеличьте расстояние между этапами нашего путешествия», но они обидели себя (там). В конце концов Мы сделали их сказкой (рассказанной) и рассеяли их всех на разрозненные куски. Воистину, в этом знамения для всякой (души) терпеливо постоянной и благодарной.

Мегат

Согласно шафиитскому мазхабу, которому я следую, угорь считается разрешенным к употреблению, потому что в Шафии можно есть всю пищу в море.

Между тем, согласно школе Малики, «морская свинья» считается макрухом из-за слова «свинья» в нем.

В ханафитах халяльна только рыба, а все остальное, например, крабы, креветки и т. д., считается харамом.

Абдулла

Основная суннитская точка зрения: единственный закон, касающийся морских животных, касается их крови, если у них течет кровь и позвоночник, это халяль, если у них кровь не течет или течет очень мало, это харам. Омары, крабы, креветки - все это харам, креветки не связаны с этими животными и имеют текущую кровь, что делает их халяльными. Все бесхребетные, бесхребетные или малокровные, насекомые и рептилоподобные существа являются харамом. Также следует избегать хищных животных, таких как акулы и дельфины. Так что, если у угря есть активная сосудистая система и позвоночник, это халяль.

гм

Угорь был назван в текстах юриспруденции как الجريث, الجري, مارماهي и أنقليس [также существуют варианты написания этого слова]. Его описывают как рыбу вытянутой формы, похожей на змею, с уплощенным телом. Однако некоторые мнения также придерживаются того, что одно из этих названий используется для рыбы без чешуи или Silurus.

Его употребление является халяльным в соответствии с основными принципами четырех суннитских мазхабов. Потому что правило большинства состоит в том, что все существа, живущие в воде, халяльны, исходя из общего смысла текста:

أحل لكم صيد البحر

Вам дозволена дичь с моря

- Коран 5:96

А критерием ханафитов является то, что из водных существ халяльным является только род «рыбы», и они признают, что угорь — это разновидность рыбы. Их мнение основано на хадисе:

أحلت لنا ميتتان ... فالحوت والجراد

Нам дозволено два вида мертвечины... рыба и саранча.

— Ибн Маджа

Я не смог найти никаких надежных указаний на то, что какая-либо из основных суннитских школ считает угорь харамом. Напротив, руководства по фикху подразумевают, что существует широкое соглашение о том, что угорь халялен:

كالجريث يقال له حية الماء ، وهو على شكل الحية وأكله مباح بالاتفاق

Подобно угрю, он называется водяной змеей, и его форма подобна змеиной, и есть его разрешается с согласия.

— Тафсир аль-Багави

قيل لأبي عبد الله: يكره الجري؟ قال: لا والله، وكيف لنا بالجري؟ ورخص فيه علي والحسن ومالك والشافعي وأبو ثور، وأصحاب الرأي، وسائر أمٹر أهل ورخص فيه علي وقال ابن عباس الجري لا تأكله اليهود. ووافقهم الرافضة، ومخالفتهم صواب

Абу Абдуллаха (Ахмада ибн Ханбала) спросили, не нравится ли ему угорь, и он ответил: «Нет (. ..). И Али, Хасан, Малик, Шафии, Абу Саур, Асхаб ар-Рай (ханафиты) и другие ученые допустили это. Ибн Аббас сказал: «Евреи не едят угря». И шииты согласились с ними, и противостоять им правильно.

- Мугни - Ибн Кудама

ويستوي في حل الأكل جميع أنواع السمك من الجريث والمارماهي وغيرهما ; لأن ما ذكرنا من الدلائل في إباحة السمك لا يفصل بين سمك وسمك إلا ما خص بدليل ، وقد روي عن سيدنا علي وابن عباس رضي الله عنهما إباحة الجريث والسمك الذكر ولم ينقل عن غيرهما خلاف ذلك فيكون إجماعا

И это правило одинаково для всех категорий рыб, таких как угорь. Это связано с тем, что доказательства, которые были представлены выше о дозволенности рыбы, не делают различий между видами рыбы, если только нет конкретных доказательств, делающих исключение из этого правила. И передано от Али и Ибн Аббаса, что угорь разрешен, и о возражении против этого не сообщается ни от одного другого сахаба, следовательно, это вопрос консенсуса.

— Бадаи ас-Санаи

Однако есть и необычные мнения отдельных ученых, например:

  • Некоторые считают поедание угря макрухом из-за истории о том, что угри — это останки тех, кто был наказан трансформацией своего физического тела. Это причина, указанная в ответе Овари. Ибн Арафа, Ибн Хаджар и другие говорили, что Ибн Хабиб, маликитский ученый, придерживался этого мнения.

    عن علي أن النبي صلى الله عليه وسلم سئل عن المسوخ فقال: هم ثلاثة عشر: الفيل والدب والخنزير والقرد والجريث والضب والوطواط والعقرب والدعموص والعنكبوت والأرنب وسهيل والزهرة ... وأما الجريث فكان ديوثا يدعو الرجال إلى امرأته حليلته

    Али рассказал, что Пророка ﷺ спросили о тех, чьи тела преобразились, и он сказал: «Их тринадцать:

    слон, медведь, свинья, обезьяна, угорь, мастигур, летучая мышь, скорпион, даму, паук, кролик, Канопус и Венера.

    ... Что касается угря, то это был непорядочный (рогоносец) мужчина, который приглашал других мужчин в отношения с его собственной женой.

    - Канз аль-'Уммал (Примечание: этот хадис был классифицирован как сфабрикованный , см. الموضوعات لابن الجوزي )

  • Есть слабое сообщение о том, что Мухаммад бин Хасан из ханафитов считал это недопустимым. Основанием для этого является либо спор о том, относятся ли угри к роду рыб, либо основанное на сообщении о том, что они являются остатками трансформированных людей ( см .

  • Есть слабые сообщения о том, что Али ибн Аби Талиб не любил или не ел угрей (см. Мусаннаф Абдур Раззак и Мусаннаф Ибн Аби Шайбах ). Они четко не называют причину, хотя один из них предполагает, что это произошло потому, что Люди Книги не едят его. Напротив, есть также сообщения о том, что Али хвалил его и одобрял его употребление в пищу или не видел в этом ничего плохого.


Вы упомянули расплывчатые заявления о том, что маликитские или ханбалитские школы считают угря харамом. Действительно, есть некоторые веб-сайты, которые утверждают это, например, https://questionsonislam.com/question/seafood-haram-or-halal говорит это о ханбалитах. И несколько ханафитских сайтов с фетвами говорят об имаме Малике, например https://daruliftabirmingham.co.uk/seafood-in-the-four-madhab/ .

  • Я не смог найти никаких доказательств того, что имам Малик или маликиты в целом считают угрей харамом. Я предполагаю, что это могло быть вызвано путаницей, потому что, согласно отчету, имам Малик считал خنزير الماء (морскую свинью) макрухом (танзихи). Некоторые ученые считают, что те морские животные являются харамом или макрухом, чьи наземные аналоги являются харамом. Это потому, что формулировка текстов, запрещающая наземных животных, может также распространяться на морских животных из-за их сходных названий. Поэтому, например, эти ученые считают, что животных, которых называют морскими свинками, морскими псами, морскими ослами, нельзя есть. Я не смог найти ни одного источника, в котором говорится, что имам Малик распространил это на угрей. Ханафитские книги, которые daruliftabirmingham.co.uk цитирует после того, как сделал это заявление, вовсе не говорят об этом, скорееХидая утверждает, что имам Малик считал всех водных существ халяльными.

  • Я не смог найти никаких доказательств того, что ханбалиты считают угрей харамом, ведь приведенная выше цитата Ибн Кудамы прямо говорит об обратном. Однако есть и другие морские «змеи» (не угри), которые могут выжить как на суше, так и в воде. Это те, кого ханбалиты (а также ханафиты и одно мнение шафиитов) считают харамом. Это могло сбить с толку авторов сайта. См. Кашшааф аль-Кинаа .

еды - Считают ли школы угря харамом и почему?

Угорь упоминается в текстах юриспруденции как الجريث, الجري, مارماهي и أنقليس [также существуют варианты написания этого слова]. Его описывают как рыбу вытянутой формы, похожей на змею, с уплощенным телом. Однако некоторые мнения также придерживаются того, что одно из этих названий используется для рыбы без чешуи или Silurus.

Употребление в пищу является халяльным в соответствии с основными принципами четырех суннитских мазхабов. Потому что правило большинства состоит в том, что все существа, живущие в воде, халяльны, исходя из общего смысла текста:

أحل لكم صيد البحر

Законна вам дичь с моря

— Коран 5:96

А критерием ханафитов является то, что из водных существ халяльным является только род «рыба», и они признают, что угорь — это разновидность рыбы. Их мнение основано на хадисе:

أحلت لنا ميتتان ... فالحوت والجراد

Нам разрешены два вида мертвечины... рыба и саранча

— Ибн Маджа

Я не смог найти достоверных указаний на то, что какая-либо из основных суннитских школ считает угорь харамом. Напротив, руководства по фикху подразумевают, что существует широкое соглашение о том, что угорь является халяльным:

كالجريث يقال له حية الماء ، وهو على شكل الحية وأكله مباح بالات90ف0ق3

Подобно угрю, его называют водяной змеей, и его форма подобна змеиной, и есть его разрешается с согласия.

— Тафсир аль-Багави

قيل لأبي عبد الله: يكره الجري؟ قال: لا والله، وكيف لنا بالجري؟ ورخص فيه علي والحسن ومالك والشافعي وأبو ثور، وأصحاب الرأي، وسائر أمٹر أهل ورخص فيه علي وقال ابن عباس الجري لا تأكله اليهود. ووافقهم الرافضة، ومخالفتهم صواب

Абу Абдуллаха (Ахмада ибн Ханбала) спросили, не нравится ли ему угорь, и он ответил: «Нет (. ..). И Али, Хасан, Малик, Шафии, Абу Саур, Асхаб ар-Рай (ханафиты) и другие ученые допустили это. Ибн Аббас сказал: «Евреи не едят угря». И шииты согласились с ними, и возражать им правильно.

— Мугни — Ибн Кудама

حل الأكل جميع أنواع السمك من الجريث والمارماهي وغيرهما ; لأن ما ذكرنا من الدلائل في إباحة السمك لا يفصل بين سمك وسمك إلا ما خص بدليل ، وقد روي عن سيدنا علي وابن عباس رضي الله عنهما إباحة الجريث والسمك الذكر ولم ينقل عن غيرهما خلاف ذلك فيكون إجماعا

И это правило одинаково для всех категорий рыб, таких как угорь. Это связано с тем, что доказательства, которые были представлены выше о дозволенности рыбы, не делают различия между видами рыбы, если только нет конкретных доказательств, делающих исключение из этого правила. И передано от Али и Ибн Аббаса, что угорь дозволен, и о возражении против этого не сообщается ни от одного другого сахаба, следовательно, это вопрос консенсуса.

— Бадаи ас-Санаи

Однако существуют и необычные мнения отдельных ученых, например:

  • Некоторые считают употребление в пищу угрей макрухом из-за легенды о том, что угри — это останки тех, кто был наказан трансформацией их физических тел. Это причина, указанная в ответе Овари. Ибн Арафа, Ибн Хаджар и другие говорили, что Ибн Хабиб, маликитский ученый, придерживался этого мнения.

    عن علي أن النبي صلى الله عليه وسلم سئل عن المسوخ فقال: هم ثلاثة عشر: الفيل والدب والخنزير والقرد والجريث والضب والوطواط والعقرب والدعموص والعنكبوت والأرنب وسهيل والزهرة ... وأما الجريث فكان ديوثا يدعو الرجال إلى امرأته حليلته

    Али рассказал, что Пророка ﷺ спросили о тех, чьи тела преобразились, и он сказал: «Их тринадцать»:

    слон, медведь, свинья, обезьяна, угорь, мастигур, летучая мышь, скорпион, даму, паук, кролик, канопус и Венера.

    ... Что касается угря, то это был непорядочный (рогоносец) мужчина, который приглашал других мужчин в отношения с собственной женой

    — Канц аль-Уммал (Примечание: этот хадис был классифицирован как сфабрикованный , см. الموضوعات لابن الجوزي)

  • Есть слабое сообщение о том, что Мухаммад бин Хасан от ханафитов считал это недопустимым. Основанием для этого является либо спор о том, относятся ли угри к роду рыб, либо основанное на сообщении о том, что они являются остатками трансформированных людей (см.

  • Имеются слабые сообщения о том, что Али ибн Аби Талиб не любил или не ел угрей (см. Мусаннаф Абдур Раззак и Мусаннаф Ибн Аби Шайба). Они четко не называют причину, хотя один из них предполагает, что это произошло потому, что Люди Книги не едят его. Напротив, есть также сообщения о том, что Али хвалил его и одобрял его употребление в пищу или не видел в этом ничего плохого.


Вы упомянули расплывчатые заявления о том, что маликитские или ханбалитские школы считают угря харамом. Действительно, есть некоторые веб-сайты, которые утверждают это, например, https://questionsonislam.com/question/seafood-haram-or-halal говорит это о ханбалитах. И несколько ханафитских сайтов с фетвами говорят об имаме Малике, например https://daruliftabirmingham.co.uk/seafood-in-the-four-madhab/.

  • Я не смог найти никаких доказательств того, что имам Малик или маликиты в целом считают угрей харамом. Я предполагаю, что это могло быть вызвано путаницей, потому что, согласно отчету, имам Малик считал خنزير الماء (морская свинка) макрухом (танзихи). Некоторые ученые считают, что те морские животные являются харамом или макрухом, чьи наземные аналоги являются харамом. Это потому, что формулировка текстов, запрещающая наземных животных, может также распространяться на морских животных из-за их сходных названий. Поэтому, например, эти ученые считают, что животных, которых называют морскими свинками, морскими псами, морскими ослами, нельзя есть. Я не смог найти ни одного источника, в котором говорится, что имам Малик распространил это на угрей. Ханафитские книги, которые цитирует daruliftabirmingham.co.uk после того, как сделал это заявление, вообще не говорят об этом, скорее Хидая утверждает, что имам Малик считал всех водных существ халяльными.

  • Я не смог найти доказательств того, что ханбалиты считают угрей харамом, ведь приведенная выше цитата Ибн Кудамы прямо говорит об обратном. Однако есть и другие морские «змеи» (не угри), которые могут выжить как на суше, так и в воде. Это те, кого ханбалиты (а также ханафиты и одно мнение шафиитов) считают харамом. Это могло сбить с толку авторов сайта. См. Кашшааф аль-Кинаа.

Какие продукты из моря являются халяльными?

спросил

Изменено 3 года, 7 месяцев назад

Просмотрено 182к раз

«Все в океане — Мадхбух (убито)». [Бухари]

Я слышу много дискуссий о том, что является халяльным и харамным из моря.

Одна сторона утверждает, что все, что находится в море, является халяльным, будь то рыба (включая хищных рыб, таких как акулы), моллюски, осьминоги, крабы, креветки и т. д.

Другая сторона утверждает, что существует более конкретное постановление, что, если животное является падальщиком (в приведенных выше случаях это фильтратор или донный корм, собирающий плавающие или затонувшие кусочки пищи и т. д.), если оно является плотоядным, то оно не является халяльным, даже если оно из моря.

Я так и не нашел ученого правила на этот счет.

Что из моря халяль?

  • халяль-харам
  • продукты питания

2

В каждом отделении по-разному. И должен сказать, что вывести эти правила только из Корана непросто (а может быть, даже возможно).

В шиитском исламе

Только рыба с чешуей, а также креветки являются халяльными. Все остальные водные животные являются харамом.

В суннитском исламе

  • Ханафитская ветвь: Вся рыба, кроме кальмаров, халяльна.

  • Шафиитская ветвь: есть 4 разные точки зрения: (Кажется, 4-я является наиболее принятой)

    а) То же, что ханафитская ветвь, выше.

    b) Все водные животные, за исключением тех, у которых есть запрещенный наземный аналог, являются халяльными. (Например, лошади халяльны в Шафии, и у них есть водный аналог, морской конек. Так что эти аналоги тоже халяльны, а морской аналог собаки — бобр, так что это харам.)

    c) Все водные животные являются халяльными, кроме следующих: лягушки, ластоногие, крокодилы, черепахи.

    d) кроме лягушек, все другие водные животные разрешены.

  • Филиал Малики: Все водные животные халяльны.

  • Отделение Ханбали: Все водные животные халяльны.

Источниками правил суннитского ислама был сайт sunnionline.us, который сейчас находится в стадии разработки, и если вы знаете арабский язык (мой арабский язык не очень хорош, только базовый!) вы должны найти некоторые из них на религиозных веб-сайтах, таких как этот один; А шиитское правило взято из рисала, написанного одним из шиитских мараджи (Насер Макарем Ширази) на персидском языке.

Коран не исключает ни одного вида рыбы. Там просто написано, что мясо из моря разрешено:

Вам разрешена дичь из моря и ее пища в качестве провизии для вас и путешественников, но запрещена вам дичь из суши, пока вы находитесь в состоянии ихрама. И бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны. 5:96

И это Он подчинил море, чтобы вы ели из него нежное мясо и извлекали из него украшения, которые вы носите. И вы видите корабли, бороздящие его, и [Он подчинил его], чтобы вы могли искать Его щедрот; и, возможно, вы будете благодарны. 16:14

И не похожи два водоема. Один свежий и сладкий, приятный для питья, а другой соленый и горький. И из каждого вы едите нежное мясо и извлекаете украшения, которые вы носите, и вы видите корабли, бороздящие [их], чтобы вы могли искать Его щедрость; и, возможно, вы будете благодарны.35:12

Идея о том, что кормушки снизу не считаются халяльными, возникла потому, что люди пришли к выводу, что их поведение похоже на поведение свиней, и поэтому мы не должны их есть. Эта идея является биддатом, верить в то, что это харам, когда Аллах и сунна Пророка (мир ему и благословение) сделали это дозволенным для нас.

Но, конечно, первоначальные правила для продуктов питания по-прежнему применимы:

Запрещено вам то, что умирает само по себе , и кровь , и мясо свиньи, и то, на что призывалось любое другое имя, кроме имени Аллаха, и задушенное (животное) и забитое до смерти , и убитого падением и убитого ударом рога , и того, что съели дикие звери , кроме того, что вы зарежете, и что приносится в жертву на камнях, установленных (для идолов) и которые вы делите стрелами; это нарушение. в этот день неверующие отчаялись в вашей религии, так что не бойтесь их, а бойтесь меня. в этот день Я усовершенствовал для вас вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и избрал для вас ислам в качестве религии; а кто понуждается голодом, не склоняясь преднамеренно ко греху, то поистине Аллах 5:3

Что касается того, чтобы забивать его самостоятельно и взывать к имени Аллаха, хадис, который вы привели выше, уже объясняет, что мясо из моря уже забивается правильно.

11

Все в море халяль

Вам дозволен морской улов и его пища, наслаждение для вас и для путешественников. Но вам запрещено охотиться на земля, пока вы находитесь в паломничестве. Бойтесь Аллаха, перед которым вы все будут собраны.

[Сура Аль-Маида, 96-й аят]

Слово «ловил рыбу» (SaYD) является глаголом и не означает (или включает только) рыбу. Это означает все, что «поймано» в море.

4

Согласно шафиитской, маликитской и ханбалитской ветвям ислама, вся рыба и моллюски являются халяльными. Согласно шиитской ветви ислама, рыба с чешуей дозволена, но животные, живущие как в воде, так и на суше, не дозволены (например, нельзя есть лягушек).

Насчет морепродуктов, так как там упоминается, что все халяль, но есть разные взгляды и правила у разных имамов или ветвей, таких как «Ханфи, Малики и т. д...»

Говоря конкретно о таких специфических продуктах, как «креветки, креветки», которые широко доступны в приморских городах Пакистана и довольно дешевы, если их кожура очищается должным образом, чтобы не было никакого вреда.

Насчет лобстеров, крабов, осьминогов, такие штуки тоже здесь есть, но большинство людей не едят и называют это харамом, даже тех, которых правильно освежевали и почистили.

«Дозволен вам морской улов и его пища, удовольствие для вас и для путешественников. Но вам запрещена охота на земле, пока вы находитесь в паломничестве. Бойтесь Аллаха, перед которым вы все будете в сборе». (5:96)

Я религиозный мусульманин, но я должен указать на свое недовольство таким количеством разных мнений по вещам, которые действительно понятны любому человеку, знающему арабский язык.

Это не просто рыба. «SaYD» буквально означает «пойманный на крючок». То есть не только рыбу. Согласно этому аяту, акул вполне можно есть, несмотря на то, что они плотоядные.


Learn more