Добавить на Яндекс

Притча про три сита


Притча о трёх ситах Сократа

Категории

Один человек пришёл к Сократу и спросил:

— А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

— Три сита?

— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?

— Нет. Просто я слышал…

— Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?

— Нет! Напротив!

— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

— Нет, в этом нет необходимости.

— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы.  Зачем тогда говорить?. ..

Новые статьи

  • Кирилл Карпенко. Записки школьного психолога: для родителей 27 декабря 2022
  • Земля: Жизнь без людей / Aftermath: Population Zero (Кристофер Роули, 2008) 🌏 27 декабря 2022
  • Всенаука – бесплатные книги 📚 24 декабря 2022
  • Доисторическая планета / Prehistoric Planet (Энди Джонс, Адам Валдез, 2022) 🦖 08 августа 2022
  • Эйджизм 27 июля 2022
  • Миф подросткового возраста 25 июля 2022
  • Сознательное питание 21 июля 2022

Популярные материалы

  • Психологическое айкидо
  • 55 правил Рона Кларка для успеха в обучении каждого ребёнка
  • Теория игр Эрика Берна
  • Обращайтесь к человеку по имени
  • Думайте в духе "Выиграл/Выиграл"
  • Стратегии поведения в конфликте
  • Календарь жизни в неделях
  • Рон Кларк
  • Стили родительского поведения
  • Психологическая амортизация
  • Светская школа
  • Успешные переговоры
  • Тест. Умеете ли вы определять эмоции по выражению лица?
  • Притча о трёх ситах Сократа
  • Растождествление, или «Мои ботинки — это не я!»

Три сита: pritchi — LiveJournal

Три сита: pritchi — LiveJournal ?
Category:
  • Философия
  • Cancel
Может это и старая притча, встретилась когда почти дочитал "Дыхание богов" Вербера

Однажды к древнегреческому философу Сократу прибежал взволнованный человек и попытался что-то ему рассказать:

– Сократ, я хочу тебе рассказать, как один друг...

– Подожди, подожди! – прервал его мудрец. – Ответь мне сначала на вопрос: просеял ли ты то, что хочешь рассказать мне, через три сита?

– Какие ещё три сита? – удивился мужчина.

– Позволь мне объяснить тебе: попытайся сначала пропустить свой рассказ через три сита. Если он просеется, тогда расскажешь мне. Первое – это сито правды. Правда ли то, что ты хочешь мне рассказать?

– Не знаю... – с сомнением в голосе сказал посетитель. – Я слышал это от других...

– Но тогда ты, должно быть, просеял твой рассказ через второе сито! – продолжал Сократ. – Это сито доброты. Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, – это нечто доброе, созидающее?

– Нет, не думаю, – честно признался собеседник. – Но...

Мудрец снова остановил его:

– Тогда возьмём ещё третье сито и поставим вопрос: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем ты пришёл?

– Нет в этом необходимости...

– Значит, – улыбнулся Сократ, – если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставим это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.
 

Subscribe

  • Хочешь оценить драгоценности - стань ювелиром

    Один молодой человек пришел к Зун-н Нун Мисри и сказал, что суфии неправы и многое другое. Египтянин, не сказав ни слова, снял с пальца кольцо и…

  • Иной взгляд

    Некий Суфий согласился взять с собой в путешествие обычного человека, чтобы показать ему жизнь и смерть с другой точки зрения. Они пришли на могилу…

  • Еретики

    Рассказывают, что Имам аль-Газали был однажды приглашен на собрание судей, и больший из них сказал ему: - Ты ученый человек, также как и мы…

Photo

Hint http://pics. livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

  • 25 comments
    • 25 comments
    • Хочешь оценить драгоценности - стань ювелиром

      Один молодой человек пришел к Зун-н Нун Мисри и сказал, что суфии неправы и многое другое. Египтянин, не сказав ни слова, снял с пальца кольцо и…

    • Иной взгляд

      Некий Суфий согласился взять с собой в путешествие обычного человека, чтобы показать ему жизнь и смерть с другой точки зрения. Они пришли на могилу…

    • Еретики

      Рассказывают, что Имам аль-Газали был однажды приглашен на собрание судей, и больший из них сказал ему: - Ты ученый человек, также как и мы…

    Короткая, но невероятно мудрая притча о Сократе | Притча «Три сита»

    103 Уникальные слова (всего 227)

    Сортировать по частоте

    73%

    20%

    8%

    73% новичок 20% средний 8% не определено

    "Escucha, Sócrates, hay, entre tus oyentes, un joven de mala reputación, indigno de tu confianza.
     
    Cuando te diga lo que está haciendo, creo que lo excluirás de tu grupo".
     
    "Estoy dispuesto a escucharte", responseió Sócrates, "ya tomar las medidas necesarias".
     
    "Pero primero déjame mirar de cerca lo que estás a punto de decirme.
     
    ¿Ha pasado sus palabras por los tres tamices?
     
    "¿Los tres tamices?", Preguntó el hombre, "¿Qué es?"
     
    "Эль примеро эс эль тамис де ла Вердад.
     
    ¿Estás seguro de que lo que me vas a decir es cierto?
     
    ¿Lo ha escuchado usted mismo, o lo ha visto con sus propios ojos?
     
    "A decir verdad", dijo el hombre, después de un momento de vacilación, "lo escuché".
     
    "La prueba del primer tamiz no tiene éxito", dice Sócrates.
     
    "Examinemos el segundo: el tamiz de la bondad.
     
    ¿Me dirás algo bueno o positivo sobre este hombre?
     
    "Al contrario", dijo el otro, "iba a decir cosas malas de el".
     
    "Tus palabras no pasan el segundo tamiz", dice Sócrates.
     
    "Использовать последний коладор.
     
    ¿Es necesario que me digas por qué estás tan emocionado?
     
    "Нет, нет необходимости", dice el hombre.
     
    "Bueno", dice Sócrates con una sonrisa, "si la historia que estás a punto de contarme no es cierta, buena o necesaria, olvídala y no me molestes con ella".
     

    "Послушай, Сократ, среди твоих слушателей есть бесчестный молодой человек, недостойный твоего доверия.
     
    Когда я скажу вам, что он делает, я думаю, вы запретите ему участие в вашей группе."
     
    «Я готов выслушать вас, — ответил Сократ, — и принять необходимые меры».
     
    "Но сначала позвольте мне внимательно рассмотреть то, что вы собираетесь мне рассказать.
     
    Пропустили ли вы свои слова через три барабана?
     
    "Три тамисы спросили человека: "Что это?"
     
    "Первый - это сито Истины.
     
    Вы уверены, что то, что собираетесь мне сказать, правда?
     
    Вы сами слышали или видели своими глазами?"
     
    «Честно говоря, — сказал мужчина после минутного колебания, — я только что услышал».
     
    «Проверка первого сита не удалась», — говорит Сократ.
     
    "Рассмотрим второе: сито Добра.
     
    Скажите что-нибудь хорошее или положительное об этом человеке?"
     
    "Напротив, другой сказал: "Я собирался сказать о нем плохие вещи".
     
    «Ваши слова не проходят и второго сита», — говорит Сократ.
     
    "Используем последнее сито.
     
    Нужно ли говорить мне, что вас так взволновало?"
     
    "Нет, не обязательно, - говорит мужчина.
     
    «Хорошо, — говорит Сократ с улыбкой, — если история, которую ты собираешься мне рассказать, неправда, хорошая или необходимая, просто забудь ее и не беспокой меня».
     

    Свернуть Показать полный текст

    Видеоуроки по теме

    Курсы по теме

    3 золотых правила общения в социальных сетях

    Как только происходит что-то новое, тут же появляется новый пост, твит, всплеск бурной реакции. Мы чувствуем побуждение высказать свое мнение, выбрать сторону, передать свои мысли. Будь то последний твит президента, слово Папы Франциска или даже реакция политика или кинозвезды на актуальную тему, весь мир вмешивается в комментарий в режиме реального времени, внезапно становится авторитетом в политике. , теология, или что там у вас.

    Навязчивый веб-серфер становится лоббистом своего собственного дела. Мнения выражаются более свободно, чем обычно, потому что на другом конце разговора нет человека из плоти и крови, так что проще ляпнуть свои идеи. Это создает много «фонового шума», так как социальные сети усиливают дискуссию, увеличивая количество комментариев со всего мира.

    Как мы должны корректировать наши комментарии и позиции, когда цифровые разговоры предпочитают агрессивный тон голоса?

    Всегда помните о правиле трех сит 

    Бесчисленное количество раз люди перебарщивают со своими комментариями, а затем сожалеют о том, что написали, потому что им не хватило времени на обдумывание своих замечаний.

    Что бы ни случилось с тщательно продуманными вопросами и поиском ответов в знакомом нам мире, который очень сложен? Раньше мы были более замкнутыми, держали больше в себе, но теперь мы стали настолько раскованными, что, кажется, исчезли все границы.

    «Унесенные вихрем компульсивного общения, нам нужно заново научиться молчать , чтобы мы могли еще раз осознать, что мы чувствуем, прежде чем сказать это; вкладывать в наше общение вдумчивость и добрую волю, чтобы мы не сожалели о том, что сказали», — утверждают психиатр Кристоф Сезнек и комик Лоран Каруана в одной из своих многочисленных книг, посвященных роли слов в цифровом обществе.

    В своей книге Paroles toxiques, paroles bienfaisantes (Ядовитые слова, полезные слова) Мишель Лакруа говорит , что важно призывать к этике языка, потому что наши слова компрометируют нас так же, как и наши действия. .

    Обязательно ли хорошо выражать все, что приходит в голову? Говорить вслух то, о чем другие думают только молча? Философ Сократ установил правило трех сит для паузы перед тем, как говорить. Мы должны просеять наш ответ через эти вопросы:

    Это правда? (Проверили ли мы информацию, источник фото, слухи и т. д.?)

    Хорошо? (Или это информация, которая может навредить или навредить кому-то)?

    Это полезно? (Может ли это улучшить ситуацию или поддержать разговор?)

    Это хорошая система, позволяющая не тратить энергию на неудачно подобранные слова.


    Подробнее:
    Почему каждому приходу нужно служение в социальных сетях

    Говорите с состраданием, а не со страстью

    Разве не наш долг говорить в любой момент, независимо от того, полезно это или нет, быть свидетелем Христа или когда наши братья сбиваются с пути?

    Этот вопрос особенно актуален для христиан. «Вопрос не в том, следует ли вам говорить или нет», — говорит отец Жан-Мари Геллетт. «Важно говорить так, чтобы поставить себя на место собеседника. Способ сделать христианское слово услышанным состоит не в том, чтобы произносить его громким авторитетным голосом, полным презрения к миру, как если бы он был гниющим и гнилым».

    Отец Геллет цитирует Франциска Сальского — покровителя журналистов — чтобы дать нам основу для действий, когда мы имеем дело с грешниками или заблудшими: «Лучше иметь сострадание к кому-то, чем страсть к нему ». Как напоминает нам отец Геллетт: «Мы должны сострадать грешникам через слово Божие, а не использовать слово Божие против них.

    Ответственность за то, как мы говорим, лежит на нас. «Это ключевой вопрос в области образования и евангелизации, где вы должны избегать «вы должны сделать это», «вы не можете делать это» и других приказов, потому что они заставляют реального человека, с которым вы говорите, исчезнуть за абстрактное правило. Дать совет не значит сказать кому-то, что он должен делать, это значит пролить свет на его совесть, чтобы он постепенно находил свои собственные ответы и усваивал закон. Слово Евангелия не теоретическое. Это история, которая позволяет нам узнать кого-то, и этот кто-то — Христос», — говорит отец Геллетт.

    Искусство знать, когда следует промолчать

    Чтобы найти правильные слова, мы иногда возвращаемся к вопросу: «Что сказал бы Иисус, если бы он был здесь?» Для отца Геллетта это не совсем правильный вопрос:

    «Мы не можем говорить так, как сказал бы Иисус. Никто, даже Бог, не может говорить за нас. У верующих иногда создается впечатление, что чем меньше они присутствуют в своих действиях, тем более набожны они. И нет ничего более далекого от истины. Мы решаем через нашу собственную совесть, здесь и сейчас, в контексте. Мы несем личную ответственность за свои действия и слова, даже в мучительный момент, когда мы чувствуем искушение обратиться к внешнему авторитету, который облегчит принятие решения. Согласно святому Фоме Аквинскому, только когда у нас есть свобода воли и контроль над своими инициативами, мы походим на Бога».

    Не имея молчаливого размышления, необходимого для развития нашего внутреннего «я», мы невольно обнаруживаем, что занимаем активную позицию в соответствии с заданной группой ориентиров, не задумываясь о своих действиях.


    Learn more