Благовещение - особый праздник начала нашего спасения, когда Архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о том, что она станет Божьей Матерью: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами" (Лк. 1. 28).
Благовещение. Фото:Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.
Мы знаем, что Мария - долгожданный ребенок праведных Иоакима и Анны была посвящена Богу. С трех до четырнадцати лет Мария жила при храме. По обычаю того времени, после достижения четырнадцатилетия, Мария уже больше не могла оставаться там: Она должна была либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Праведные Иоаким и Анна к тому времени уже умерли, но когда священники решили выдать Марию замуж, Она сказала, что дала обет Богу остаться навсегда Девой. Тогда священники, вначале не знавшие, как поступить, по Божественному внушению, обручили Её с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом, для того, чтобы он оберегал Марию и заботился о Ней. Иосиф Обручник, как и Дева Мария, тоже происходил из рода царя Давида, хотя был человеком небогатым и добывал себе хлеб плотницким ремеслом. Сцена обручения Девы Марии с Иосифом была любимым сюжетом художников эпохи Возрождения, и многие, наверное, помнят картину Рафаэля, изображающую это событие.
И вот наступает великий момент в жизни Марии: Благовещенье. Господь посылает архангела Гавриила к Деве Марии, с тем, чтобы он сообщил Ей благую весть. Вот как это событие описывает св. евангелист Лука: "Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего" (Лк. 1. 28-32). Мария в смятении, Она недоумевает и спрашивает у Ангела: "Как будет это, когда я мужа не знаю?" Ангел сказал Ей в ответ: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1. 34-35). И тут очень важный момент, удивительно, что отвечает Мария: "тогда Мария сказала: се (т.е. вот - М.Г.), Раба Господня; будет Мне по слову твоему (Лк. 1. 38)". Это слова полной отдачи Себя в руки Божии. Святой Григорий Палама говорил, что Боговоплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божьей Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божьей. Мария полностью отдает Себя воле Божьей: "се Раба Господня, да будет мне по слову твоему..." То есть здесь мы слышим не только призыв Архангела Гавриила к Деве Марии, но и ее ответ: "Я Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему", так, через Ангела, происходит диалог Бога с Богородицей, и в Её лице со всем человечеством.
А имя Иисус, нареченное Архангелом Гавриилом Богомладенцу, означает "Спаситель". Поэтому в праздник Благовещения в храмах звучат такие слова: "Сегодня - начало нашего спасения и откровение предвечной тайны: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил возвещает о ниспослании благодати. Поэтому и мы вместе с ним воскликнем Богородице: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"
В одном из церковных песнопений Богородицу называют таинственной лестницей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо. Дева Мария стала связью между Богом и людьми: благоволением Бога к людям и дерзновением людей к Богу. Она была рождена в нашем мире, но в Ней осуществилась святость, которая была доступна человечеству даже и после грехопадения. Отсюда эпитет - "Пресвятая Дева Мария". А когда мы молимся: "Богородице Дево, радуйся...", мы, фактически, повторяем слова Архангела Гавриила, слова, пришедшие к нам из мира горнего, и каждый раз, произнося их, мы возвращаем эти слова в то небо, откуда они были нам ниспосланы.
Слово "Благовещение" когда-то в сознании русского человека было не просто радостным, оно вмещало в себя такие чувства, как ликование, обретение надежды, возрождение к жизни, восторг свободы. Неслучайно, праздник Благовещения связан с весной, неслучайно, в этот день запрещалось выполнять любую работу - и "девица косу не плетет, и птица гнезда не вьет". Что до птиц, то у наших предков было заведено на Благовещение выпускать их на свободу. У В. И. Даля находим: "Благовещенье - птиц на волю отпущенье". Русский поэт, писатель, журналист А. А. Коринфский в 1901г. так описывал эту традицию: "С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай - выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и по селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла <...> В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим, при виде чирикающих пернатых пленниц, о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: "Дайте выкуп за птичек - пташки Богу помолятся!"
А Александр Сергеевич, в знакомых нам с детства строчках стихотворения "Птичка", так описывал чувство человека, дарующего свободу:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Казалось бы, такой простой стих, но как точно в нём формулируется закон духовной жизни: "Надо благодарить Бога за то, что у меня есть возможность кому-то сделать добро, даровать свободу!" Благовещение - праздник щедрости и милости, не только Божьей, но и человеческой. Поэтому так и ликуют наши сердца в этот день.
7 апреля - день Благовещения Пресвятой Богородицы - один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.
Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.
До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: "радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами". Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.
Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
«То событие, которое именуется "Благовещение", означает зачатие Иисуса Христа, - напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев, - Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные "физиологические" аргументы лучше оставить при себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему", - лишь тогда Слово становится плотью.
Так начинается евангельская история. Впереди - Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение...».
На иконах Богородицы изображается три звезды - на плечах и на головном покрове Пресвятой Девы. Они символизируют девство, хранимое Ей до Рождества, в Рождестве и после Рождества Христова. Вместе с тем, в Евангелии есть упоминание о братьях Христовых - так, по древней традиции, называли детей Иосифа, который был женат ранее и имел детей в предыдущем браке.
У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название "Благовещение Пресвятой Богородицы". Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы.
В этот день на Руси издревле во время праздничного богослужения совершался особый чин хлебопреломления, после чего благословленные "благодатные" хлеб и вино раздавались прихожанам. Патриарх Московский подносил хлеб самому государю, который обязательно присутствовал в этот праздник на службе в домовом соборе Кремля.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы издавна был одним из любимых праздников на Руси. Даже "птица гнезда не свивает в этот день" - говаривали наши предки.
В этот день, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.
По слову Святейшего Патриарха, эта исполненная глубокого смысла традиция "символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле - поиск Царствия Божия".
В дореволюционной России перед Благовещением птиц покупали на Охотном ряду. Теперь в день праздника над соборами Кремля взмывают голуби, выращенные Федерацией спортивного голубеводства.
Стартовая скорость такого спортивного голубя - 175 километров в час. Немного покружив над Соборной площадью, голубиная стая быстро растворяется в небе. Там птицы разбивается на группы, каждая из которых возвращается в свой питомник, расположенный в Москве или Подмосковье.
Помимо голубей, Алексий II обычно выпускает на волю и семь собственных птиц - синичек.
Все справки>>
Как они принесли Good News от GHENT до . в медиаплеере по умолчанию Расшифровка Я II В IX X И ни один голос не хвалил этого моего Роланда, Интерпретация Мартина ГарреттаЗапоминающиеся топонимы – Эршот и Хасселт, Лооз и Тонгрес – обозначают этапы отчаянного путешествия всадников. Но стихотворение также о забвении: самозабвении безымянного оратора, который делает акцент не на собственном героизме, а на героизме своей лошади. В то время галопирование Роланда имело большее значение, чем политика или война — мы никогда не узнаем, что именно было «хорошей новостью», — и галопирующие анапесты (два безударных слога, за которыми следует один ударный) постоянно присутствуют. Это делает «Как они принесли благую весть» идеальным произведением для декламации. Однако в старости Браунинг запнулся после того, как произнес первые несколько строк в один из первых фонографов Эдисона; ему «невероятно жаль», можно только услышать, как он говорит, что он забыл свои собственные стихи. Он как будто хотел привлечь внимание к важности запоминания и забвения в стихотворении. Мартин Гарретт — ученый и писатель, а также автор томов о Байроне, Мэри Шелли, Элизабет и Роберте Браунингах. Он преподавал на ряде курсов бакалавриата в университетах Оксфорда, Кембриджа и Лондона. Как они принесли благую весть из Гента в Экс, с картины Роберта Браунинга Я прыгнул в стремя, и Джорис, и он; Ни слова друг другу; мы держали большой темп 'В начале был закат луны; но пока мы приближались к В Эрсхоте вскочило вдруг солнце, И его низкая голова и хохолок, только одно острое ухо загнуто назад По Хасселту, Дирк простонал; и закричал Джорис: «Держись, шпора! Итак, мы остались галопом, Джорис и я, Тогда я откинул бушлат, каждая кобура выпала, |