Добавить на Яндекс

Кончаловский андрей и юлия высоцкая разница


Стареющий мэтр и его муза. Почему Юлия Высоцкая остается с Андреем Кончаловским?

  • Истории

  • Новости

Драматург и актриса уже 24 года в браке, и многие восхищаются их крепкими отношениями. Однако некоторые поклонники искренне не понимают, как Юлия Высоцкая может жить с мужчиной на целых 36 лет старше. Чем же Андрей Кончаловский удерживает молодую супругу?

20 августа 2022 17:401199 392

Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая

20 августа Андрею Кончаловскому исполняется 85, а его жена четыре дня назад отметила 49-й день рождения. Окружающие по-разному относятся к этому неравному браку: большинство считает союз гармоничным, но не все верят в искреннюю любовь пары. Да и возможно ли сохранять чувства на протяжении двух десятков лет?

Загвоздка не только в этом: Юлия Высоцкая превратилась из юной девушки в роскошную женщину, Кончаловский же с каждым годом все больше напоминает старика. Как долго цветущая актриса сможет довольствоваться обществом увядающего мэтра? И что именно заставляет ее сохранять брак с драматургом?

Пигмалион и романтик

Мэтр покорил молодую актрису романтичностью и решительностью

Юлии было пять, когда Андрей Сергеевич снял легендарную «Сибириаду». На момент их встречи в 1996-м году на кинофестивале в Сочи режиссера знал каждый, а актриса сыграла всего в трех фильмах. Казалось, между ними лежала пропасть: 22-летняя начинающая артистка и 58-летний женатый в четвертый раз драматург. Но Кончаловскому так понравилось открытое лицо и живой взгляд девушки, что он не мешкая пригласил ее на ужин.

Дальше все закрутилось, как в лучшем сценарии романтического фильма: мэтр вручил Высоцкой билет в Стамбул, сказав, что будет ждать ее в аэропорту. Актриса могла разорвать документ в клочья, тем самым поставив точку в истории, но вместо этого согласилась на авантюру. Почему? Может, потому, что Кончаловский вел себя решительнее и казался азартнее любого ровесника артистки, или же устоять перед масштабом его личности было трудно?

«Я всегда тянулась к тем, кто лучше меня, умнее, опытнее, талантливее, старше. Мне всегда были интересны люди, которые знают, пережили, испытали больше. Я хотела быть с теми, кто круче меня», — признавалась Юлия спустя годы.

Благодаря картинам мужа Юлия раскрылась как артистка

Началось фантастическое путешествие, в котором каждый открыл для себя что-то новое. Взяв Высоцкую в Великобританию, чтобы выбрать натуру для съемок, Кончаловский ощутил прилив сил и вдохновение, словно рядом с девушкой все становилось свежим. Юля же наслаждалась обществом мудрого собеседника и опытного мужчины, кроме того, благодаря его влиянию развивалась — окончила Лондонскую академию музыкального и драматического искусства.

Спорные вопросы улаживались сами собой: Андрей Сергеевич развелся, шутливо предложил новой пассии руку и сердце, а однажды утром привез ее, одетую в простые джинсы, в загс. Но нельзя сказать, что все вокруг одобрили неравный брак. Так, дедушка Высоцкой едва сдержал слезы, узнав, что внучка выходит замуж не за Егора Кончаловского, а за его стареющего отца…

Андрей Кончаловский: «Дед Юли заплакал, когда узнал, что она выходит замуж за меня, а не за Егора»

Минуло четыре года, и Юлия появилась в картине мужа «Дом дураков» в главной роли. Фильм взял «Серебряного льва» и «Премию ЮНИСЕФ» в Венеции, а окружающие заговорили о гениальности режиссера и таланте актрисы. Правда, среди восторженных отзывов встречались и менее приятные: хейтеры судачили, что мэтр попросту продвигает жену. Впрочем, на грязные слухи супругам было плевать, ведь в дальнейшем Высоцкая не раз снималась в лентах Кончаловского, более того: фактически стала его музой.

Высоцкая прославилась не только как актриса, но и как ведущая кулинарных шоу

«Лев зимой», «Глянец», «Рай», ради которого актриса даже побрилась наголо, выдвинутый на «Оскар» «Дорогие товарищи!» — стоит ли говорить, что благодаря проектам мужа Юлия раскрылась как артистка? Это дало почву для новых сплетен: что в какой-то мере звезда держалась за стареющего супруга из-за карьеры. Но ведь тогда Высоцкая могла бы уйти от мэтра после удачного старта, а не оставаться рядом с ним годами.

На чем зарабатывает Юлия Высоцкая

Сегодня с уверенностью можно сказать, что актриса давно перестала быть Галатеей. Армия ее поклонников выросла, роль в фильме Валерии Гай Германики «Мысленный волк» не уступала по сложности лентам мужа, кулинарные книги и шоу стали отдельным и весьма успешным направлением деятельности. Выходит, сейчас связи мэтра не так уж необходимы состоявшейся звезде.

Дети и общая беда

Общие дети — весомая причина для сохранения брака

Несомненно, когда люди много лет живут вместе, любовь переплавляется в привязанность и привычку, постоянная близость делает их родными. Возможен и обратный эффект — надоев друг другу, супруги вступают на путь отдаления и ненависти. Но даже в таких критических ситуациях пары сохраняют брак ради детей.

Дочь Мария и сын Петр стали для Кончаловского и Высоцкой связующим звеном. Можно бесконечно рассуждать о том, что молодая жена захочет уйти от мужа, которому за 80, к ровеснику, но легко ли так поступить, если существует риск разрушить отношения с наследниками? Ведь нередки случаи, когда дети воспринимают развод родителей как предательство.

Мама Юлии Высоцкой впервые о браке дочери: «Беда только сплотила их с Кончаловским»

К тому же у режиссера и актрисы ситуация особая: в 2013-м их дочь Маша попала в ДТП, получила серьезную черепно-мозговую травму и оказалась в коме. Девушка находится на реабилитации, и родители скрывают ее текущее состояние от прессы. Такие испытания способны как разлучить, так и укрепить семью.

Трагедия дочери сблизила супругов

«Беда только сплотила их, — говорила мама Высоцкой «СтарХиту». — Я молюсь за дочь, зятя, всю их семью, и мне очень неприятно, когда я слышу в их адрес какой-то негатив, читаю новости в Интернете».

Юлия Высоцкая откровенно рассказала о состоянии дочери

Еще один непростой момент состоял в том, что в момент аварии за рулем был Кончаловский, а значит, потенциально Юлия могла обвинить его в случившемся. «Я его хорошо слышу и понимаю. Андрей на меня сильно влияет. Будь рядом другой мужчина, возможно, я бы вела себя иначе. Здесь же нет места бессмысленным упрекам и поиску чувства вины», — уверяла актриса.

Слухи и репутация

Хейтеры полагали, что крепкий брак звезд — лишь видимость

В браке с режиссером Юлия сильно выросла и как личность, и как творческая единица, и как женщина. Но изменился ли Кончаловский? Ведь раньше драматург слыл ловеласом, не отличался постоянством и не хранил верность возлюбленным. Помня о старых привычках Андрея Сергеевича, окружающие полагали, что в момент кризиса он вновь будет искать утешения в объятьях других женщин.

Пазл складывался постепенно: авария дочери, все более редкие выходы супругов в свет… К 2018-му легкий шепоток о том, что актриса и режиссер лишь создают видимость идеального брака, превратился в гул. Поклонники выдвигали версии, что звезды даже не живут вместе.

Парапсихолог: «Измены Кончаловского отдалили от него Высоцкую»

«Общие претензии, измены Андрея отдалили их друг от друга, — рассуждала парапсихолог Ружена Кузина. — Энергетически связи между ними уже нет. Андрей сам по себе отшельник, ему хорошо одному. Изменяет, потому что постоянно ищет источник энергии. Вижу, что в будущем они будут сохранять статус для общества, но на самом деле семьи как таковой уже нет. Тот факт, что брак разваливается, очень огорчает Юлию. Сейчас она находится в таком состоянии, когда ничего не хочется делать. Устала, но внутри надежда на светлое будущее жива. Отношения семейной четы больше похожи на болото, в котором они, впрочем, находятся по собственной воле. Такое подвешенное состояние продлится долго. Развития в лучшую сторону не будет».

У драматурга было много ярких романов, в которых он не хранил верность

Брак с Натальей Аринбасаровой разрушили измены Кончаловского с Машей Мериль и Ириной Купченко, союз с Вивиан Годэ распался, когда режиссер ушел к Елене Кореневой, ну а диктор Ирина Мартынова осталась одна из-за чувств, вспыхнувших у мэтра к Высоцкой. Все эти случаи демонстрировали полигамность Андрея Сергеевича, так что мешало ему поступить подобным образом с Юлией? Возникает и другой закономерный вопрос: если слова Ружены Кузиной хотя бы частично близки к истине, почему еще молодая и привлекательная актриса терпит неверность престарелого мужа?

Любимые женщины Андрея Кончаловского

Настолько сильна любовь или же боязнь потерять лицо, испортить идеальную репутацию, годами создаваемую перед обществом? Ведь одно дело — быть частью пары, а совсем другое — разведенной женщиной. Да и признавать поражение, особенно в том случае, когда тебе изменяют, мало кому захочется.

Драматург постарел, но не растерял таланта и обаяния

Впрочем, теория об интрижках Кончаловского вызывает большие сомнения: все же не стоит забывать о возрасте режиссера. Неужели человеку после 80 захочется искать связей на стороне, при красивой жене да устоявшемся быте?

Надежда на чудо? Почему венчались Кончаловский и Высоцкая

Но, так или иначе, чтобы пресечь слухи о разладе на корню, требовался значительный поступок. Таковым для супругов стало венчание в Троицком соборе Псковского кремля в январе 2019-го. «Я не думаю, что нужно начинать отношения с венчания. Особенно в современном мире, когда нет такого обреченного состояния «вместе и навсегда» ни у мужчины, ни у женщины. Начинать с этого отчасти даже безответственно. В нашем случае нужно было все это прожить», — пояснял Кончаловский.

Так неужели истории о счастливых неравных браках все же реальны? С одной стороны, перед нами 85-летний мужчина и яркая женщина, которой нет и 50, с другой — пара единомышленников, не думающих о старости и покое. Андрей Сергеевич занимается спортом, практикует диеты и голодание вместе с супругой… Многие молодые люди менее активны, чем он. Поэтому актриса неустанно повторяет: муж, которого она знает полжизни, продолжает удивлять и вдохновлять ее.

По материалам Tatler.

Фото: Legion-Media, Kevin Winter, Franco Origlia, Gennadiy Avramenko/Getty Images, личный архив, архив пресс-службы, кадр передачи «Едим дома», кадр фильма «Глянец»

Звёздные семьи, в которых между мужем и женой большая разница в возрасте

То, что знаменитые мужчины женятся порой на красавицах, которые на 20-30 лет моложе, стало привычным. Кто-то их осуждает, не понимая, что может быть общего у людей, принадлежащих к разным поколениям, кто-то считает, что у любви нет возраста, а право на неё есть у всех.

Анна Залесская

Persona Stars

Так или иначе, некоторые пары живут уже много лет вместе, доказывая, что отношения с такой разницей могут быть крепкими и гармоничными. А некоторые — расстаются.

Содержание статьи

Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая

Разница в возрасте: 36 лет

Одна из самых знаменитых звездных пар уже больше 20 лет вместе. Юлия считает, что для мужчины важен не возраст, а его желание и умение жить. А Андрей Кончаловский утверждает, что если б встретил Юлию в молодости, ничего бы не вышло, потому что лет до сорока он был просто невыносим.

Александр Градский и Марина Коташенко

Разница в возрасте была 32 года

72-летний композитор и 40-летняя актриса были вместе 18 лет. В 2015 году у Александра и Марины родился сын, которого тоже назвали Александром. Марина говорила, что с мужем ей всегда очень комфортно и они никогда не ругаются. Их разлучила смерть — 28 ноября 2021 года Градский умер в больнице после ишемического инсульта.

Александр Гордон и Нозанин Абдулвасиева

Разница в возрасте: 30 лет

У Александра этот брак был уже четвертым по счету. Он женился в 2014 году на 20-тилетней актрисе и телеведущей Нозанин Абдулвасиевой, внучке режиссера Валерия Ахадова. Супруги дважды стали родителями, и Нозанин не планировала на этом не останавливаться. Однако в начале 2021 года поклонников огорчило известие: пара всё же распалась, причем не факт, что по инициативе Абдулвасиевой.

Дмитрий Дибров и Полина Диброва

Разница в возрасте: 30 лет

Похоже, четвертый брак известного телеведущего стал самым удачным. Уже 13 лет вместе и трое замечательных сыновей! И Полина просто обожает своего звездного «невероятного мужа».

Юрий Беляев и Татьяна Абрамова

Разница в возрасте: 27 лет

Актеры познакомились в 2013 году, а через полгода уже поженились. У обоих — это второй брак и у каждого по двое собственных детей. Татьяна, у которой сыновья еще школьники, говорит, что они сразу почувствовали, как прекрасно Юра к ним относится.

Александр Цекало и Виктория Галушка

Разница в возрасте: 24 года

Со своей третьей женой Александр Цекало познакомился в 2007 году. Но никто, включая сестру Виктории, певицу Веру Брежневу, первое время не подозревал об отношениях. В 2008-м они сыграли свадьбу, о которой знали лишь близкие друзья, а через несколько месяцев родилась первая дочь. Виктория и Александр воспитывали троих детей, всячески стараясь оберегать свою личную жизнь от чужих глаз — пока не стало известно, что Цекало не остановился в поиске нового счастья и не ушел к другой. Сейчас он женат на Дарине Эрвин — и разница между супругами уже не 24, а 31 год.

Игорь Николаев и Юлия Проскурякова

Разница в возрасте: 22 года

Игорь и Юлия познакомились в 2005 году. Юлии тогда было 23 года, а Николаеву 45. Еще через 5 лет поженились, а через 10 лет после знакомства у них родилась долгожданная дочь Вероника. Юлия утверждает, что никакой разницы в возрасте она никогда с Игорем не чувствовала. А Игорь говорит, что его супруга умеет любить по-настоящему, и это бесценно!

Владимир Кузьмин и Екатерина Трофимова

Разница в возрасте: 27 лет

Владимир и Екатерина знакомы с 2000 года. Когда отношения начинались, оба были счастливы, Владимир рассказывал, что впервые женился по любви, а с Екатериной, который на тот момент было 19, вообще случилась любовь с первого взгляда. С тех пор отношения супругов не всегда были идеальными. В прессе ходило много слухов о том, что Кузьмин не живет с женой, ревнует и собирается разводиться. Так оно и вышло — пара развелась... Чтобы вновь воссоединиться и планировать венчание.

Иван Краско и Наталья Шевель

Разница в возрасте: 60 лет

Женитьбу 85-летнего актера на студентке театрального училища не обсуждал только ленивый. Изначально мало кто верил в искренность этих отношений, а когда поползли слухи об изменах, ссорах, новом избраннике Натальи и загадочной беременности, стало все совсем не понятно. В результате пара распалась, но Наталья по-прежнему тепло отзывается о Краско, не обсуждая свою личную жизнь.

Бари Алибасов и Виктория Максимова

Разница в возрасте: 40 лет

Бари Алибасов и Виктория Максимова поженились в 2013 году. Виктория стала его шестой женой. Пара познакомилась на работе, Виктория была помощницей и пресс-секретарем продюсера. Бари похудел ради любимой женщины на 23 кг и сперва радовался новости о сыне, которого Виктория родила спустя год после свадьбы. Однако вскоре стало известно, что у ребенка другой отец.

Брак продержался три года и распался. Бари просто переехал от Виктории в другую квартиру, сказав, что он легко относится к тому, что супруга, так же, как и он, свободно ведет себя в сексуальной жизни. Новый союз продюсера с Лидией Федосеевой-Шукшиной ещё больше поразил поклонников — на этот раз старше была уже невеста. Наверное, Алибасов просто не представляет себе жизни без эпатажа и эмоций. Известно, что и с Шукшиной он не ужился долго.

Фото: Persona Stars

'Дорогие товарищи!' отзыв: Блеск Андрея Кончаловского

Юлия Высоцкая в фильме «Дорогие товарищи!»

(Саша Гусов)

«Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского! инсценирует кровавые события 2 июня 1962 года, когда советские правительственные войска открыли огонь по толпе безоружных демонстрантов в городе Новочеркасск на юге России. Потребовалось 30 лет, чтобы трагедия была раскрыта и с ней посчитались: тела были тайно захоронены, а все новости о кровавых репрессиях тщательно скрывались, и никогда официально не расследовались и не раскрывались до 1992, после распада Советского Союза. Пройдет еще три десятилетия, прежде чем бойня будет увековечена в новом блестящем фильме Кончаловского, последнем очаровательном объекте в карьере, которая непредсказуемо отклонялась от России к Голливуду и обратно. (Фильм был выбран для того, чтобы представлять Россию в гонке за международный Оскар.)

Предыдущая картина Кончаловского «Рай» (2016) представляла собой нетрадиционно построенную драму о Холокосте, снятую в квадратном черно-белом формате. Хотя действие происходит примерно через два десятилетия после Второй мировой войны, «Дорогие товарищи!» имеет ту же суровую, резко очерченную красоту, с мерцающей монохромной палитрой и квадратными композициями с глубоким фокусом (оператор Андрей Найденов), вызывающими сильное чувство замкнутости. В нем также участвует великолепная звезда «Рая» Юлия Высоцкая, здесь она играет Люду, партийного функционера и новочеркасского городского чиновника. Заблуждающаяся, часто отвратительная и всегда ярко человечная, она идеальный антигерой для фильма о том, как даже кажущиеся непоколебимыми идеологии могут рухнуть перед лицом катастрофы.

Сначала мы видим, как Люда выпутывается из свидания с коллегой Логиновым (Владислав Комаров), хотя у них это противоположно посткоитальному оцепенению. Ранний утренний воздух уже заряжен напряжением и неотложностью: Люде нужно успеть на рынок, пока он не опустел, и они вдвоем с холодной тревогой говорят о росте цен на продукты, увеличении производственных квот на городском электровозостроительном заводе и надвигающемся возможность забастовки рабочих. (Это 1 июня, за день до расправы.) Люда ворчит по поводу общего направления партии при Хрущеве, вспоминая, насколько лучше было при Сталине, которого она боготворит. Логинов напоминает ей о ее привилегированном положении, которое дает ей доступ к желанным товарам, и предупреждает ее о последствиях несоблюдения линии партии.

«Дорогие товарищи!»

(Саша Гусов)

Вспыльчивый обмен парами будет разыгрываться по-разному, снова и снова, в фильме, в котором молчание и отрицание оказываются решающими для выживания. А их незаконные отношения (Логинов женат) дают непринужденную метафору системы, в которой сильные мира сего постоянно предают рабочих, с которыми они солидаризировались.

Когда напряженность угрожает вспыхнуть, Люда встает в комнате, полной мужчин-чиновников, и рьяно требует, чтобы буйные протестующие были наказаны по всей строгости закона. Она не понимает, к чему именно призывает — и на какие ужасы способны власти — до следующего дня, когда тысячи людей спускаются в центр Новочеркасска и вскоре оказываются под обстрелом.

Бойня, начавшаяся примерно на полпути, снята с быстрой и безжалостной эффективностью. Черно-белые изображения притупляют силу бойни, но также облегчают ее обработку; мы не видим красной крови, выжженной на земле жарким июньским солнцем, хотя мы видим, как почти сразу после этого на нее насыпается свежий слой асфальта. Государственное сокрытие не теряло времени даром.

И больше всего Кончаловского восхищает полнота этого прикрытия, отработанная скорость, с которой оживает репрессивный аппарат правительства. Медицинских работников заставляют подписывать соглашения о неразглашении, отрицая, что 1-2 июня произошло что-то экстраординарное. Раненые прячутся по домам, отказываясь обращаться за медицинской помощью, опасаясь ареста. Это было бы почти смешно, если бы все не было так ужасно.

Уровни официального стирания ужасны; легкость, с которой все соглашаются с этим, тем более. Один человек, который отказывается так легко сдаваться, — это Люда, чья дочь фабричного рабочего Светка (Юлия Бурова) пропала без вести во время протестов. Опасаясь худшего, Люда отправляется в мучительный квест по забрызганным кровью коридорам и бюрократическим лазейкам, отчаянно пытаясь найти свою дочь живой или хотя бы получить подтверждение ее смерти. Ее неожиданный спутник в этом путешествии — агент КГБ Виктор (Андрей Гусев), чей холодный взгляд смягчается в присутствии Люды и который стремится помочь ей по причинам, которые никогда не раскрываются. Чем дальше идет Люда и чем больше она узнает, тем больше рушится ее уверенность в своих партийных идеалах.

Протестующие маршируют по Новочеркасску в фильме «Дорогие товарищи!»

(Саша Гусов)

Замечательная игра Высоцкой не показывает нам ничего героического в Люде; как давняя опора полностью прогнившей системы, она просто способна ориентироваться в этой системе более ловко, чем большинство. Но вы чувствуете растущее чувство родства с ней независимо от того, что ее продвигает вперед ее очевидная любовь к дочери, с которой она недавно рассталась. Ранние сцены Люды и Светки вместе дома, ожесточенных столкновений из-за политических и межпоколенческих различий, имеют жгучую эмоциональную напряженность; тем временем стареющий отец Люды (Сергей Эрлиш) сидит в углу в своей старой военной форме и ждет смерти. В этой простой картине внутренних разногласий вы видите многопоколенный микрокосм российской истории, мечты и иллюзии прошлого и обещания будущего, которые скоро будут нарушены, толкаясь друг с другом в одном и том же замкнутом пространстве.

Кончаловский (написавший сценарий вместе с Еленой Киселевой) едва двигает камеру в эти моменты, да и на протяжении всего фильма «Дорогие товарищи!», в котором эпизоды имеют тенденцию накапливаться в виде серии быстрых нарезок от одной сцены к другой. следующий. (Четкое редактирование произведено Сергеем Тараскиным и Каролиной Мацеевской. ) Визуально эффект ограниченной подвижности и ловушки, но это не ограничивает масштабов того, что Кончаловский может нам показать. Его камера, кажется, повсюду: перед толпой, марширующей по мосту до того, как все разразится адом, в туннеле, через который убегают бегущие чиновники, и на одинокой крыше, где ненадолго возрождается надежда.

Кончаловский сказал, что хотел воссоздать вид фильмов 60-х, но эти четкие, высококонтрастные образы говорят и о другом импульсе: заглянуть в прошлое, окутанное туманом заблуждений и двусмысленности, и видеть сквозь него с ясностью, которая обжигает и даже исцеляет.

Андрей Кончаловский: «Забудьте о свободе — лучшее искусство — войны и эпидемии» | Боевики и приключенческие фильмы

Андрей Кончаловский только что зарегистрировался, когда я встретил его, но он уже занял лучшее место в гостиной Connaught, одного из самых шикарных отелей Лондона. 76-летний российский режиссер, который в 1980-е наслаждались продуктивным, но кратким периодом в центре внимания Голливуда, очевидно, привык добиваться своего.

Кончаловский здесь потому, что две чеховские постановки, которые он поставил в Московском театре имени Моссовета – «Дядя Ваня» и «Три сестры» – вот-вот должны открыться в Вест-Энде в рамках англо-российского года культуры. Возможно, это не самый благоприятный момент для такого культурного обмена, но его это не смущает. «Для меня в этом нет ничего нового, — говорит он. «Просто обычное перетягивание каната между западом и востоком».

Предполагается, что год культуры должен объединить Россию и Великобританию, но Кончаловский не разделяет мнения о том, что искусство может сгладить политические разногласия. «Это может помочь политике, когда политика готова к изменениям», — говорит он. «Не раньше. Иногда фильм может совершить революцию, если революция готова к совершению». По его словам, это разные миры, действующие в разных временных масштабах. «Художники пытаются узнать, что такое жизнь. Политики уже знают». Или думают, что знают.

Родился в культурной семье в 1937 году (его отец был писателем, автором гимна СССР). Кончаловский учился на пианиста, прежде чем начать режиссерскую карьеру в Советском Союзе. Он сотрудничал с русским киногигантом Андреем Тарковским и стал соавтором сценария «Андрей Рублев» — эпопеи Тарковского 1966 года о художнике XV века, которую некоторые провозгласили лучшим артхаусным фильмом, — прежде чем утвердиться в качестве самостоятельного режиссера. Затем он поразил Голливуд своими фильмами «Поезд-беглец», «Дуэт для одного» и «Застенчивые люди».80-е с Tango & Cash, Гомером и Эдди.

Он один из тех редких режиссеров, которые, подобно Ингмару Бергману и Патрису Шеро, легко переключаются между кино, театром и оперой. В чем, по его мнению, большие различия? «Театр, которым можно наслаждаться, даже если вы слепы», — говорит он. "Кино, которым можно наслаждаться, если вы глухой. Вот почему были великолепные немые фильмы. Чем больше я работаю в театре и опере, тем больше понимаю, насколько они отличаются от кино. Вот почему я этим занимаюсь. Я стараюсь исследовать нечто совершенно чуждое кинематографистам. Критики часто пишут: «Кинематографическое видение Кончаловского мы видим в театре». Это смешно, это вздор. Вы совершенно по-другому выражаете себя». Я полагаю, по крайней мере, в опере вы можете выразить себя более кинематографично. — Нет, — решительно говорит он. «Опера гораздо ближе к цирку, чем к кино».

«Танго и Кэш (на фото), как и всякий настоящий голливудский фильм, — фильм для людей, не умеющих читать», — говорит его режиссер Андрей Кончаловский. Фото: Warner Bros/Sportsphoto/Allstar

Космополит, многоженатый Кончаловский (его пятая жена, актриса и телеведущая Юлия Высоцкая играет главную роль в двух его русскоязычных чеховских постановках) обладает талантом к афоризмам, даже в том, что должно быть его третий язык после русского и французского. Он подчеркивает свою европейскую принадлежность, в отличие от своего младшего брата и коллеги-режиссера Никиты Михалкова, которому 19 лет.94 фильм «Утомленные солнцем» об офицере Красной Армии, оказавшемся в сталинской Великой чистке, получил «Оскар» на иностранном языке. Михалков открыто политичен, русский националист и ярый сторонник Путина, а Кончаловский — бунтарь по натуре, верящий в искусство ради искусства.

«Основой всей моей деятельности является любопытство», — говорит он, добавляя, что только что снял фильм «для себя без денег» и обнаружил, что все еще учится. «Только сейчас я начинаю немного больше понимать в кинопроизводстве. Только когда начинаешь работать на себя и в одиночестве, узнаешь определенные секреты. В противном случае приходится оправдывать ожидания». Он пренебрежительно относится к коммерческому кинопроизводству. «Рынок движется в сторону развлечений, а искусство ближе к созерцанию».

Это может быть способом рационализации недавних неудач: его последний крупный фильм «Щелкунчик в 3D», снятый при поддержке Венгрии в 2009 году за 90 миллионов долларов, был коммерческим и критическим ударом. Американский критик Роджер Эберт назвал его «одним из тех редких праздничных фильмов, от которых дети могут кричать под своими сиденьями». Кончаловский стоит у фильма. «Я очень доволен этим. Это не было катастрофой, за исключением распространения. Это было независимо, очень дорого, был конкурирующий рождественский фильм от Диснея, и я склонен думать, что Дисней убил меня. Это очень успокаивает. ." Но людям это не понравилось, критикам это не понравилось, я настаиваю. «Критики, а не люди», — говорит он. «Это две разные расы». Остается ли боль неудачи? "Ты нервничаешь какое-то время, а потом забываешь об этом. Лучший способ - улыбнуться и забыть. Иначе ты становишься раненым на всю жизнь".

Конечно, провал фильма означает, что в ближайшее время он не получит еще 90 миллионов долларов. «Я больше не хочу ничего делать за 90 миллионов долларов, — говорит он. «Больше денег, меньше свободы. Я предпочитаю снимать фильмы на коленях и пытаться понять, что такое кино на самом деле. Может быть, мой фильм никому не понравится, но если я не трачу деньги, всем будет все равно».

Этот вкус к свободе был в основе его ссоры с Голливудом в 80-х: он был уволен из полицейской комедии Сильвестра Сталлоне 1989 года «Танго и Кэш», когда он и продюсеры не пришли к единому мнению относительно финала. «Я был очень рад, что меня уволили, — говорит он. «Я получил свои деньги и уехал во Францию. Если не считать «Танго и Кэш», которые я делал для крупной компании, я был относительно свободен, а фильмы, которые я снял после России, были довольно личными. достаточно, чтобы быть автором. Tango & Cash, как и любой настоящий голливудский фильм, - это фильм для людей, которые не умеют читать».

Было ли легче работать с советскими цензорами или с американскими продюсерами? «В Советском Союзе можно было пожаловаться, — говорит он. "В Голливуде нельзя. Люди просто говорят: "Такова жизнь. Она не работает. Заканчивайте"".

Джон Войт в "Поезде-беглеце" (1985), одном из самых известных фильмов Кончаловского американского производства. Фото: Golan Globus/Sportsphoto/Allstar

Звучит почти ностальгически по 60-м и 70-м годам, когда он зарекомендовал себя серией советских фильмов: в частности, «Счастье Аси», мрачно красивый портрет, снятый в черно-белом цвете, сельской сообщества в СССР в середине 1960-е годы; и «Сибириада», чрезвычайно амбициозная четырехчасовая сага, рассказывающая о жизни двух враждующих семей в сибирской деревне Елань с момента незадолго до революции до 1960-х годов. Последний, получивший Гран-при в Каннах в 1979 году, привлек Голливуд.

Снимать фильмы в Советском Союзе, по его словам, было «очень легко, если знать, к чему не прикасаться. Нужно было найти способ говорить на языке, понятном всем, кроме цензоров. Это было похоже на работу во времена Инквизиции. Это было легко, потому что деньги текли рекой. Как только вы прошли цензуру, вам не нужно было думать о деньгах, и вам не нужно было думать об успехе. Вы были обречены на успех, потому что было так много мало фильмов, особенно приличных». Распад Советского Союза, отмечает он, не породил кинематографических шедевров. «Свобода не является гарантией хорошего искусства. Лучшее искусство приходит во время войны или чумы».

Он отказывается говорить, предпочитает ли он свои советские или американские фильмы, или даже какой из них является его любимым фильмом в целом, возвращаясь к линии «фильмы как дети». «Честно говоря, мне все равно, — говорит он. «Я даже не хочу об этом думать. Я должен все время быть представлен моим последним фильмом.


Learn more