Добавить на Яндекс

Что ели монголы


чем питались монголо-татарские воины — Кириллица — энциклопедия русской жизни

2019-10-05 14:44:12

Орынганым Танатарова

История национальной кухни всегда перекликается с бытом и образом жизни каждого конкретного народа. На протяжении долгого времени различные исследователи пытались найти  секрет военных успехов Чингисхана, и некоторые историки склонны были видеть его даже в гастрономических пристрастиях монголо-татарского войска. Впрочем, в трудах средневековых хронистов и путешественников содержатся весьма противоречивые сведения о кухне Чингисхана.

«Пили кровь, ели людей и собак»

В точности информации, указанной в некоторых источниках, можно усомниться. Так, весьма спорное утверждение высказал итальянский францисканец Джованни Плано Карпини (около 1182-1252 гг.), написавший работу «История Монгалов, именуемых нами Татарами» после посещения Монгольской империи с дипломатической миссией.

«Их пищу составляет всё, что можно разжевать, именно они едят собак, волков, лисиц и лошадей, а в случае нужды вкушают и человеческое мясо… Хлеба у них нет, равно как зелени и овощей и ничего другого, кроме мяса; да и его они едят так мало, что другие народы могут с трудом жить на это», – сообщил своим читателям автор.

Кроме того, по словам Карпини, у монголов не существовало никаких религиозных запретов, и они могли есть пищу, которую христиане или мусульмане, например, считали «нечистой». В том числе и (о, ужас!) внутренности животных. А в случае крайней нужды великие завоеватели даже пили кровь своих коней.

Страшные истории о каннибализме монголов пересказывали в своих работах многие средневековые авторы. Среди них и персидский ученый Рашид ад-Дин (1247-1318 гг.), написавший «Сборник летописей», в котором отражена история Монгольской империи. По словам летописца, во время китайского похода Тулуя – одного из сыновей Чингисхана – с провиантом в войске было так плохо, что монголы ели трупы умерших людей, туши дохлых лошадей и даже сено. Впрочем, армия китайского императора все равно была разгромлена.

Известный историк Алексей Карпов в своей книге «Батый» (Москва, 2011 г.) отметил, что подобные истории о жестоких варварах-людоедах внушали их потенциальным противникам настоящий животный ужас.

Не исключено, что слухи о каннибализме монголов, передававшиеся из уст в уста, распространялись специально, чтобы напугать врага еще до битвы. По крайней мере, представители народов, долгое время соседствовавших с монголо-татарами и хорошо их знавших, не верят, что эти люди действительно могли питаться человеческим мясом.

А что касается питья крови и поедания собак – ради спасения от голодной смерти многое возможно.

Зайцы, олени и дикие кабаны

В 1221 году китайский дипломат Чжао Хун составил «Полное описание монголо-татар» (Мэн-да Бэй-лу) после своего визита к людям, населявшим степи к северу от Поднебесной.

«Когда при выездах в карательный поход в Срединное государство [татары] съедают [в пути] всех овец, то [они] стреляют зайцев, оленей и диких кабанов для пропитания. Поэтому, сосредоточивая войска [численностью даже] в несколько сот тысяч [человек], [они] не разводят дыма и огня», – так описал Чжао Хун питание монгольских воинов во время похода.

Действительно, будучи хорошими охотниками, завоеватели вполне могли прокормиться за счет подстреленной дичи, а костров не разводили только на подступах к врагу, чтобы не выдать своего местоположения еще до боевого столкновения.

Что касается растительной пищи, то китайский дипломат написал: «За последнее время [татары] захватывают людей Срединного государства и превращают [их] в рабов, [которые] бывают сыты, только [если] едят хлеб. Поэтому [татары] стали захватывать рис и пшеницу, и [теперь] в лагерях также варят кашицу и едят. В их государстве также в двух-трех местах родится клейкое черное просо. Они варят и из него кашицу».

То есть, захваченные в плен китайцы, привыкшие питаться почти исключительно рисом, страдали от излишне белковой пищи монголо-татар.

Питание зависело от времени года

Американский историк Гарольд Альберт Лэмб в книге «Чингисхан. Властелин мира» (Москва, 2007 г., перевод Л.А. Игоревского) отметил, что питание монголов существенно менялось в течение года. Весной и летом у скотоводов-кочевников не было никаких проблем: лошади и коровы давали молоко, овцы набирали вес на свежей зеленой травке, в окрестной степи водилось много дичи. А вот в зимнее время продовольствия не хватало, запасы истощались.

«Конец зимы был самым плохим временем для детей. Уже невозможно было выборочно забивать скот… Дети научились устраивать свою собственную охоту, гоняясь за собаками и крысами с дубинками или стреляя в них тупыми стрелами», – написал Гарольд Лэмб.

Будущий Чингисхан в детстве мог питаться собаками и крысами, по мнению американского историка.

С этой точкой зрения не согласен российский исследователь Андрей Шляхов. В своей книге «Нежная любовь главных злодеев истории» (Москва, 2010 г.) он отметил, что после смерти своего отца Есугей-багатура маленький Тэмуджин с братьями действительно в полной мере познал нужду. Ему приходилось есть растительную пищу, пойманную рыбу, подстреленную дичь, в том числе сурков и барсуков, что не могло считаться достойным пропитанием для монгола.

Не исключено, что Гарольд Лэмб позаимствовал историю о крысах и собаках, которых якобы ели монголы, у Джованни Плано Карпини.

Баранина и кумыс

Основу питания кочевников Центральной Азии, не только монголов, с древних времен составляло мясо и молочные продукты. Чаще всего это были баранина и кумыс.

Известный специалист по истории Средневековья Александр Доманин в книге «Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники» (Москва, 2010 год издания) отметил, что кочевники разводили не только овец, лошадей и коров. На их пастбищах паслись также козы и верблюды.

«Между прочим, вопреки мнению многих, включая даже специалистов, мясо не являлось основной пищей кочевников. Это мнение верно лишь отчасти. В действительности, основой питания мясо было у монголов лишь в зимний период. Однако большую часть года – весной, летом и осенью – монголы питались молочными продуктами, лишь иногда разнообразя свой стол охотничьей добычей или мясом павших животных», – утверждает А.А. Доманин.

То есть, российский исследователь не согласен с мнением своего коллеги Гарольда Лэмба, что наиболее постным рацион монголов был именно в зимний период. Видимо, американский историк просто не знаком с особенностями животноводства в Центральной Азии.

Почти не употребляя в пищу злаковые культуры и другую земледельческую продукцию, кочевники готовили множество разнообразных блюд из имеющихся у них припасов. Мясо варили, жарили на огне, коптили или вялили. Из него также делали колбасы, особо ценилась конская. А из молока готовили более 20 различных продуктов питания, в том числе и длительного хранения.

Монгольский воин мог, отправляясь в поход, захватить с собой не только полоски вяленого, сушеного мяса, но и масло, а также хурут – небольшие кусочки творога, высушенного до каменного состояния. Этот хурут, который монголы и представители некоторых других народов Центральной Азиии готовят и сейчас, может не портиться годами и он достаточно калориен, чтобы сбить ощущение голода, поэтому просто незаменим во время длительных походов.

Секрет выносливости и силы

Весьма поверхностное представление о питании монголов содержится в трудах многих средневековых авторов. Хронист из Далмации, архидиакон Фома Сплитский (около 1200-1268 гг.) в своей работе «История архиепископов Салоны и Сплита» восхитился выносливостью и неприхотливостью лошадей, на которых ездили завоеватели.

«Равным образом и люди почти не заботятся о запасах еды, кормясь исключительно грабежами. К хлебу они испытывают отвращение и употребляют в пищу без разбора мясо чистых и нечистых животных и пьют кислое молоко с конской кровью», – сообщил Фома Сплитский.

Профессор антропологии из Macalester College (Миннесота, США) Джек Уэзерфорд считает, что именно белковая диета воинов была одной из причин успешных завоевательных походов. В своей книге «Чингисхан и рождение современного мира» (Москва, 2008 год издания, перевод Е.В. Лихтенштейна) исследователь написал: «Монголы постоянно питались мясом, молоком, творогом и другими молочными продуктами, а сражались они с людьми, которые ели зерновую кашу. Злаковая диета воинов-землепашцев замедляла рост костей и разлагала зубы, оставляя их уязвимыми для различных заболеваний. В то же время даже самый бедный монгольский солдат ел пищу богатую белком, которая укрепляла зубы и кости».

Поэтому крепкие и выносливые воины могли проводить в седле до 10 дней, останавливаясь лишь на ночлег. А во время пути они перебивались полосками сушеного мяса и хурутом.

Читайте наши статьи на Дзен

Какие «деликатесы» ели татаро-монголы - Рамблер/субботний

23 октября 2018

Кириллица

Ощущавшие острый дефицит в дровах степные кочевники татаро-монголы, в качестве топлива использовали сухой коровий или лошадиный кизяк, а потому жареным блюдам они предпочитали вареные или приготовленные на пару.

Фото: КириллицаКириллица

Обилие в их рационе мясных и молочных блюд объясняется пристрастием к скотоводству, а любовь к жирной и питательной пище оправдывается тяжёлым и энергетически затратным образом жизни в заданных климатических условиях.

Видео дня

Некоторые кушанья, которые в прошлом считались деликатесами, ныне вводят гурманов в ступор, а иные дожили до наших дней и являются кулинарным украшением традиционных застолий.

Варёный глаз лошади

Самым странным яством татаро-монгольского стола можно смело назвать варёный глаз лошади, права отведать который удостаивался лишь почетнейший гость дома, а точнее юрты. Это удивительное лакомство подавалось визитёру лично хозяином, и в знак почтения и уважения должно было быть съедено с громким чавканьем и рыганьем, коими выражалось восхищение от неподражаемого вкуса блюда.

Есть варёный глаз, как впрочем, и все остальные кулинарные творения татаро-монгольской кухни нужно было руками, собирая пищу с керамических или кожаных блюд. Лишь у знати имелись в распоряжении металлические и золотые подобия современной тарелки.

Мясные кушанья

Основу татаро-монгольской кухни составляло мясо, которое подразделялось на две большие категории: мясо скота с тёплым дыханием (лошади, овцы) и мясо животных с прохладным дыханием (козы, коровы, яки, сайгаки, верблюды).

В особо торжественных случаях, когда встречали знатных гостей или отмечали знаковые события, было принято забивать зверей из первой группы, поскольку их мясо считалось более полезным и даже целебным для человеческого организма.

Двумя элитарными частями любой мясной туши были голова и крестец, которые преподносились либо почётному гостю, либо старейшему представителю рода.

Способы приготовления

Кочевники предпочитали есть мясо в немного недоваренном и совсем не соленом виде, подразумевая, что так в нём сохраняется больше витаминов и питательных веществ. Все приправы добавлялись в наваристый бульон после извлечения из него мяса, которое помещалось на большом блюде в центр стола, и каждый собственноручно угощался кушаньем.

Жарить или запекать мясо было принято лишь среди знати или в исключительных случаях, поскольку этот процесс был связан с значительными затратами.

Дело в том, что для жарки и запекания использовалась шкуры животных, в которые через горловину кидали раскаленные камни. Получившийся горячий мешок расправляли и использовали в качестве сковороды, при этом к концу приготовления от него не оставалось и следа. Таким образом, столь ценная в быту шкура, из которой изготавливались кожаная одежда и обувь, домашняя утварь и крепления для юрт, попросту сгорала, не принося никакой дополнительной пользы, кроме приятного послевкусия.

Большой популярностью у кочевников пользовалась консервация мяса, поскольку в момент массового забоя скота людям необходимо было уберечь его от преждевременной порчи.

Конину татаро-монголы предпочитали солить или коптить в дыму очагов, предварительно обсушив её под лучами дневного светила. Говядину и баранину чаще нарезали на длинные ленточки и замораживали или сушили, как на ветру, так и на солнце.

Степная духовка

Отдельно хочется упомянуть о таком оригинальном блюде как бахан — сваренный в собственной шкуре козленок. Для того, чтобы его приготовить необходимо выпотрошить тушу без повреждения шкуры, наполнить её водой и закопать под костер. Таким образом, туша становится духовкой, в которой мясо в то же время и варится, и запекается.

Такое мясо остается сочным и имеет привлекательную хрустящую корочку, его можно отведать даже в наши дни, но из-за сложности приготовления этот степной деликатес можно попробовать только по большим праздникам.

Чай кочевников

Любое застолье у кочевников начиналось с распития чая, представлявшего собой крепкий настой чайных листьев, в который в процессе варки добавлялись сливки, масло, поджаренная мука, соль, обжаренное сало, горошки чёрного перца и костный мозг барана. Пить такой необычно жирный чай предлагалось без сахара.

Молочное разнообразие

Наряду с большим выбором мяса у татаро-монголов был широкий ассортимент молока, получаемого от разных животных. Самым стерильным признавалось молоко кобылы, которое не требовало кипячения и применялось для приготовления кумыса и молочного самогона — архи.

Из молока коровы и овцы принято было делать варенец или пенки, а молоко козы и верблюдицы использовали только после термической обработки. В кулинарной традиции кочевников существовало правило смешивания разных видов молока, из которого потом создавались неподражаемые сыры, масло и творог.

Истории,

7

Что ели монголы?

Идет загрузка...

Что ели монголы? По большей части те простые продукты, которые только можно было найти в Степи. Однако ханы ели намного лучше. Как и у всех народов, рацион монголов сильно зависел от того, где они жили. В Монголии тогда и сейчас был суровый климат с длинной суровой зимой и коротким жарким летом. Живя в негостеприимном климате, монголы ели продукты, которые получали от своих животных. Сельское хозяйство по большей части было невозможно, поэтому наиболее важными продуктами в рационе монголов были мясо и молочные продукты, такие как сыр и йогурт. Монголы были кочевой скотоводческой культурой и ценили своих животных: лошадей, овец, верблюдов, крупный рогатый скот и коз. По мере того как их стада поедали траву, монголы упаковывали свои юрты, похожие на палатки жилища, в которых они жили, и перегоняли свои стада на более свежие пастбища.

Таким образом, их пищевые группы состояли преимущественно из молочных продуктов и различных видов мяса. В то время как монголы ценили молочные продукты, свежее молоко они не пили; вместо этого они ферментировали молоко кобылиц, изготавливая алкогольный напиток, известный как айраг или кумыс. После того, как женщины заканчивали доить крупный рогатый скот, коз и овец, они перерабатывали молоко в молочный творог, йогурты и айраг. Обычными напитками были соленый чай и айраг, перебродившее кобылье молоко.

Загрузка...

Загрузка...

Белые и красные продукты

У монголов было две основные группы продуктов питания — белые и красные продукты. Белые, конечно же, были молочными продуктами. Красной пищей было мясо, и монголы ели мясо всех своих животных. Мясо либо нанизывали на шампуры и жарили на огне, либо варили в рагу и супы. Все овощи, которые монголы собирали в своих путешествиях, также шли на супы и тушеные блюда. Обычно находили дикий лук и чеснок, но в сотейник шли и клубни, коренья, семена и ягоды.

Обычно монголы ели молочные продукты летом, а мясо и животный жир зимой, когда им нужен был белок для энергии и жир, чтобы согреться в холодные зимы. Летом их животные давали много молока, поэтому они переключили акцент с мяса на молочные продукты.

Кочевой образ жизни

Будучи кочевниками, у монголов не было печей, поэтому они не могли печь хлеб. Поскольку они не занимались сельским хозяйством, у них также не было много овощей. У них было то, что они могли найти в степях. Дикий лук и чеснок пользовались большим спросом и использовались как в пищу, так и в медицине. Однако после прихода империи монголы получили доступ к некоторым китайским продуктам, таким как рис и мука, которые можно было использовать для приготовления лапши и быстрого хлеба. Монголы тоже стали употреблять некоторые специи, хотя в целом их пища была сытной, но пресной.

Travel Foods

Когда монголы были в пути, жена воина могла подать ему мешок с мясом, луком и мукой или рисом. Воин засовывал сумку под седло, и жар от трения его тела о тело лошади превращал ингредиенты в сумку в похлебку. Монгольские воины также перерезали вену на шее своего пони и выпивали несколько глотков конской крови. Если он ехал верхом на кобыле, воин мог также сделать несколько глотков молока из соска кобылы во время короткой остановки.

Процитировать эту статью
"Что ели монголы?" История в сети
© 2000-2023, Salem Media.
18 февраля 2023 г. com/what-did-the-mongols-eat>
Дополнительная информация о цитировании.

Монгольская диета - MAD

 

В 2013 году компания Lucky Peach помогла организовать наш симпозиум MAD на тему «GUTS». Темы, обсуждавшиеся во время этого двухдневного мероприятия, а затем опубликованные в буклете Lucky Peach под названием   GUTS  актуальны как никогда. Каждую среду, пока не закончатся GUTS, мы будем публиковать функцию из коллекции. На этой неделе мы делимся статьей Питера Михана о монгольской диете.

Размышляя о теме MAD [этого года], Гатс, я, как это часто бывает, обратился к книге под названием «Чингисхан и создание современного мира». Примерно на трехстах страниц для чтения Джек Уэзерфорд рассказывает историю о том, как Тэмуджин, маленький ребенок, чья мать была похищена, чтобы выйти замуж, а отец был отравлен, стал Чингисханом, величайшим завоевателем в истории. (И к тому же удивительно прогрессивный лидер, тот, кто запретил пытки, разрешил религиозную свободу и перекрестно опылил идеи и технологии всех культур, которые попали под его власть. Если вы этого не знали и думаете о Хане как о каком-то Конан-варвар, пожалуйста, рассмотрите GKATMOTMW как обязательное чтение.)

Но не столько завоевание заставило меня задуматься о кишках, сколько диета, на которой жили монголы во время завоевания. Путешествие по Востоку: впечатляет. Делать это во время еды того же, что и они: это было смело. Я переписывался с г-ном Уэзерфордом, чтобы узнать больше о монгольской диете, и теперь представляю вам свои выводы (в основном с его слов):

+ У монголов не было кухни, как мы могли бы подумать. У них была простая кухня, одинаковая для всех: в основном вареное неприправленное мясо. Тем не менее повар был одним из самых высокопоставленных чиновников империи и отвечал за управление двором.

+ Повар тоже играл важную роль в поддержании мира, так как порядок, в котором людям подавали еду, мог привести к большим дракам и голодным бунтам. По этой причине никто не мог прийти к трапезе с оружием (но все равно бросали посуду и все, что под рукой).

+ Монголы разделили продукты питания на две группы: Улан Идеэ, красные продукты, такие как мясо, которые в основном едят зимой и весной; и Tsagaan Idee, белые продукты, такие как молочные продукты, которые в основном едят летом и осенью. Овощи считались формой травы и назывались «козьей пищей». Монголы были глубоко возмущены тем, что земледельцы ели растения, которые росли в грязи и часто удобрялись экскрементами.

+ Монголы очень любили бойню. Мясник (обычно молодой мальчик) делал небольшой надрез на груди козы или овцы, проникал внутрь и отщипывал аорту, что немедленно убивало животное. Делать это нужно было на открытом воздухе, но в тени, чтобы не увидело солнце и не пролив крови, чтобы земля не почувствовала. Крупных животных, таких как быки, убивали, ударяя их кувалдой между рогами, чтобы не пролилась кровь. Обычно животное съедается в течение трех часов.

+ Поскольку монголы готовили на навозном костре, они обычно варили мясо, а не жарили или жарили его. Находясь в пути, монголы часто готовили животное в его собственной шкуре, набивая его раскаленными камнями.


Learn more